
Рассчитывая на рост рынка экологичных автобусов, китайская компания Yutong сертифицировала в России большой туристический лайнер ZK 6128HN-CNG с газовым двигателем Yuchai. Новинка должна заинтересовать корпоративные парки.
Михаил Ожерельев
Газовая версия туристического автобуса Yutong ZK 6128H построена на базе одноименной дизельной модели, успешно продающейся в России с 2020 года. Напомним, дизельный ZK 6128H построен на шасси хорошо известного у нас туристического автобуса Yutong ZK 6122 H9 с кузовом от стильного и дорогого «туриста», модели T122.

Двухосный автобус габаритной длиной 12,3 м рассчитан на перевозку 53 пассажиров, это максимальная вместимость, обусловленная отсутствием кулера, холодильника и туалета. Существует еще два варианта планировки салона — на 51 и 49 мест. Кресла с боковой поддержкой имеют большой угол наклона спинки и функцию смещения в центральный проход, сервисные блоки снабжены индивидуальной настройкой мощности и направления воздушного потока, а регулировка яркости направленных ламп для чтения происходит бесступенчато. USB-коннекторов в пассажирской зоне не предусмотрено, но их можно заказать опционально.

Верхние багажные полки для ручной клади получили «парящую» конструкцию, без промежуточных перегородок, при этом их прочность рассчитана на использование в качестве поручня во время передвижения по салону. Базовая комплектация предусматривает два 19‑дюймовых монитора. Опционально можно заказать поручни из мягкого пластика, холодильник и спальное место с кондиционером для второго водителя, покрытие пола под дерево.


Отопление салона конвекторное, радиаторы размещены вдоль бортов. Но обогрев ступеней и создание эффекта тепловой завесы на входе обеспечивают калориферы с вентиляторами обдува. В базовой комплектации предлагаются кондиционер Kelin и дизельный жидкостный подогреватель, включенный в контур системы охлаждения двигателя.



На рабочем месте водителя, по сегодняшним меркам, все стандартно: кресло с широким арсеналом регулировок, приборная панель с центральным дисплеем, симметричные овалы спидометра и тахометра с хромированной окантовкой, мультифункциональный руль и джойстик 6‑ступенчатой механической КП, помещенный на центральной консоли. Изображение с видеокамер, установленных в задней части автобуса и в зоне дверей, выводится на дисплей медиацентра. Тахографа в заводской комплектации нет. Оборудование, необходимое для работы автобуса на линии, перевозчику придется устанавливать у дилера. Дорого за эту работу не возьмут, все необходимые разъемы в электропроводке имеются.

Кузов автобуса соответствует всем современным требованиям по безопасности. Его каркас изготовлен из холоднокатаных стальных труб, а крыша и боковины выполнены из оцинкованной стали. Кузов и шасси полностью обработаны по технологии электрофореза.


До недавнего времени Yutong поставлял в Россию преимущественно газовые версии городских автобусов. А вот для туристических и корпоративных перевозок предлагались 12‑метровый Yutong 6122 H9 CNG и 9‑метровый Yutong ZK 6938 HB9-CNG на голубом топливе. Основными заказчиками этих моделей, позиционируемых дилерами как «универсальные во всех смыслах», были и являются корпоративные клиенты, например, из сферы энергетики. И в сегменте газомоторных туристов наметился рыночный рост. Теперь «Ютонг» решил предложить своим заказчикам более комфортабельную модель. Конечно, интерес к таким решениям на дальних маршрутах сильно зависит от дислокации АГНКС, ведь запас хода у газомоторных автобусов меньше, чем у дизельных. И времени на заправку требуется больше. А значит, перевозчикам нужно тщательно строить маршруты и не всегда оптимально. Но власти нашей страны намерены развивать газовую инфраструктуру, делать ее удобной для бизнеса.

Что же касается энерговооруженности машины, то Yutong ZK 6128HN-CNG сертифицирован в России с 6‑цилиндровым газовым двигателем Yuchai YC6MK9375N-50 (Евро-5) мощностью 375 л. с., крутящим моментом 1150 Нм. Компания Yuchai уже долгое время является лидером в производстве газовых двигателей для автобусов. Неудивительно, что такой же силовой установкой оснащен еще один популярный в России «китаец» — туристический Higer KLQ 6119TQ.
Стоит отметить важную техническую деталь: у «Хайгера» радиатор системы охлаждения расположен поперечно, а в «Ютонге» — продольно. В первом случае для привода единственного вентилятора используется ременный привод, а во втором воздушный поток создают шесть электровентиляторов, которые включаются по особому алгоритму: для газового мотора, который характеризуется высокой теплоотдачей, такой вариант предпочтительнее. Понятно, что и компоновка моторного отсека при такой схеме свободнее.
В паре с двигателем работает безальтернативная 6‑ступенчатая механическая коробка Fast, для туристического автобуса это оптимальный вариант. Задний мост и передняя ось — тоже китайского производства, фирмы Jingyada. Подвеска спереди и сзади пневматическая. Система тормозов двухконтурная, с ABS, ASR и ESC. Передние механизмы дисковые, задние — барабанные. В качестве вспомогательной тормозной системы используется ретардер Telma.


Запас метана — 10 баллонов по 120 л. Кассета с баллонами установлена в передней части багажного отсека, там же находится заправочная арматура. Суммарная вместимость емкостей для газа — 1200 л. При давлении в 200 атмосфер это позволит закачать почти 300 м3 метана. Вполне хватит, чтобы проехать около 700 км. Правда, баллоны занимают значительную часть багажного отсека, для вещей пассажиров остаются скромные 3,8 м3 (для сравнения: у дизельного ZK6128H этот показатель достигает 12 м3). Но, как показывает практика, корпоративные перевозчики готовы с этим мириться.

У нового автобуса неплохая разгонная динамика, отзывчивые тормоза и минимальный уровень шума. Вообще, в управлении машина, несмотря на удлиненный продольный габарит, достаточно послушна. Вот только предлагаемая на все случаи жизни передняя зависимая подвеска не позволяет оценить туристический лайнер по максимуму. По плавности хода наш новый знакомый уступает своим же китайским собратьям с независимой передней подвеской, например Golden Dragon XML 6139. Тем не менее лайнер ZK 6128HN-CNG, вероятно, не будет такой же рабочей лошадкой, как Yutong ZK 6122H9‑CNG, его назначение — более высокий уровень обслуживания пассажиров.
С обслуживанием автобуса проблем не возникнет, утверждают в ГК «Транспортный Центр». Официальный дилер Yutong представил китайскую новинку на выставке BW Expo 2022, где она вызвала большой интерес публики. У компании имеются собственные СТО в Москве и Санкт-Петербурге. Причем столичная ремзона, по словам представителя ГК «Транспортный Центр», заняла второе место в международном рейтинге сервисных предприятий «Ютонг».

Межсервисный интервал у газового автобуса ZK 6128HN-CNG такой же, как у дизельного, — 15 тыс. км. На эту модель предоставляется гарантия 18 месяцев или 150 000 км, в зависимости от того, что наступит ранее. Причем гарантийный ремонт может выполнить любой дилер Yutong, независимо от того, где был приобретен автобус. Сервисная сеть китайского производителя насчитывает порядка 20 предприятий техобслуживания и охватывает всю Россию.
Технические характеристики Yutong ZK 6128HN-CNG |
|
Пассажировместимость | 53+1 чел. |
Габариты (длина/ширина/высота) | 12 300 / 2550 / 3840 мм |
Колесная база | 6350 мм |
Полная масса | 19 300 кг |
Вместимость газовых баллонов | 1200 л |
Двигатель | Yuchai YC6MK9375N-50, Евро-5, газовый, рядный, 6‑цилиндровый, 9,27 л, 375 л. с. при 1800 мин-1, 1150 Нм при 1200–1750 мин-1 |
Коробка передач | 6МКП Fast 6DS180T |
Подвеска | зависимая, пневматическая |
Тормоза (передние/задние) | дисковые/барабанные |
Размерность шин | 295/80R22.5 |
Заводская гарантия | 1,5 года или 150 000 км пробега |
Межсервисный пробег | 15 000 км |
Конкуренты | Higer KLQ 6119TQ, King Long 6120 |
Подписка на рассылку материалов Автопарка