Top.Mail.Ru
«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа

фото: автора / 24.07.2023
«Мосгортранс» приступил к длительному тестированию электробуса малого класса «Газель e-City». В случае успеха он в 2024 году выйдет на маршруты с узкой проезжей частью и низким пассажиропотоком.

Александр Трохачев

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Разъем для зарядки батарей находится под эмблемой ГАЗ.

Местом презентации новой электрической маршрутки российского производства стал филиал Юго-Западный ГУП «Мосгортранс». Расположенная здесь, на Малой Очаковской улице, эксплуатационная площадка на ближайшие 10 месяцев превратится в место базирования «Газели e-City».

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
«Газель e-City». Габаритная длина: 6560 мм. Начало продаж: 2024 г.

ПАРК С ИСТОРИЕЙ

Ранее здесь располагался 14‑й автобусный парк столицы. Он был открыт 20 декабря 1976 года и обслуживал 400 «Луноходов» — самых популярных и горячо любимых в Советском Союзе городских автобусов ЛиАЗ-677. Накануне 60‑летия СССР, к ноябрю 1977 года, в составе парка насчитывалось 234 автобуса, из которых 190 машин ежедневно выходили на 10 московских маршрутов. А в 1980‑м 14‑й автобусный принимал непосредственное участие в транспортном обслуживании спортсменов, других участников и гостей XXII летних Олимпийских игр.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Ширина дверного проема составляет 1394 мм.

В настоящее время бывший 14‑й автобусный парк Москвы обслуживает 38 маршрутов Западного административного округа столицы. Количественный состав флота — более 300 ед. подвижного состава и свыше 40 ед. вспомогательной спецтехники. Головное предприятие ГУП «Мосгортранс» в 2023 году намерено закупить 1200 новых электробусов большого класса, из них 1000 КАМАЗов и 200 ЛиАЗов в соло-исполнении.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Приборная панель с виду обычная. На центральной консоли закреплена ЖК-панель управления.
«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Водительское место очень удобное.

Вопрос о количественном пополнении парка компактными «Газелями e-City» встанет на повестку дня только будущей весной. Тест-драйв новинки с реальной загрузкой в конкретных условиях эксплуатации продлится до конца февраля 2024 года. По словам заммэра Максима Ликсутова, при успешном прохождении испытаний Москва рассмотрит возможность замены подобными машинами автобусов малого класса.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Внутрисалонное зеркало сферическое.

ПОЛНОСТЬЮ НАШ

Новейший электробус малой вместимости с маркировкой «Сделано в России» сконструирован и построен «Группой ГАЗ». Изготовитель держит прицел на масштабное производство для российской столицы и других крупных городов России.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Управление автоматической КП очень простое.

Впервые его показали в конце ноября 2022 года на выставке BW Expo в Москве. Затем состоялся цикл испытаний машины без пассажиров, и вот настал черед выезда на маршрут для длительного тест-драйва. Условия движения в Москве считаются одними из самых сложных, и с учетом круглогодичной эксплуатации станет ясно, все ли в полном порядке или что-то нужно доработать. За производителем дело не встанет, да и серьезной альтернативы «Газели e-City» нет. Никакие иномарки в качестве кандидатов даже не рассматриваются, другие варианты электробусов малого класса с маркировкой «Сделано в России» отсутствуют.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
У салона большая площадь остекления.

Одиночные электробусы большого класса КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 в эксплуатации с сентября 2018 года. Созданы и выходят на московские маршруты модели особо большого класса КАМАЗ-6292 и ЛиАЗ-627420 (e-City MAX 18), а вот компактных машин до сих пор не было. «Газель e-City» как раз и призвана восполнить этот пробел, благо потребность в таком городском транспорте есть не только в столичном регионе.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Все сиденья с антивандальными поручнями.

Малогабаритному новичку габаритами 6560х2200х2660 мм с колесной базой 3960 мм предстоит годичная эксплуатация с реальной загрузкой на одном из маршрутов российской столицы. Тестирование продлится до февраля 2024 года. Далее последует подведение итогов, анализ и принятие решения о закупках для реальной эксплуатации.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Эвакуационный выход в потолке — через большой люк.

Современная пассажирская машина с электродвигателем внешне почти ничем не отличается от дизельной «Газели City» ГАЗ А68R52, которая находится в серии с 2019 года. И внутри распознать ее конструктивные особенности непросто. Первое и главное ощутимое отличие — полное отсутствие звука работающего мотора. Второе — плавный ход, без рывков и резких ускорений. Осмотревшись, замечаешь отсутствие пассажирского сиденья справа от рабочей зоны водителя. Вместо него установлен серый пластмассовый кожух, закрывающий большой аккумуляторный отсек. В нем базируется часть применяемых NMC-батарей (никель-марганец-кобальт). Другие расположены под высокой частью пола (в средней части напротив входной двери он низкий). По соседству размещен электродвигатель. Представители «Группы ГАЗ» утверждают, что он отечественный, хотя есть подозрения, что все-таки импортный (скорее всего, китайский). Уточнить эту информацию не представляется возможным, поскольку показ компонентной базы никто не устраивал. Да пассажирам, по большому счету, и неважно, чей там мотор — наш или иностранный.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Информационное табло довольно крупных размеров.

ПРИВОД — ПЕРЕДНИЙ

Ведущими у «Газели e-City» являются передние колеса. Крутящий момент на них передается от электродвигателя через понижающий редуктор и короткий карданный вал. Решение простое и в экономическом аспекте очень выгодное: подобная схема существенно дешевле специального моста с имплантированным электромотором. К тому же не требуется дополнительное обучение механиков для обслуживания и ремонта, а заодно нет надобности расширять склад запчастей.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Откидные сиденья в зоне накопительной площадки.

Питание электродвигателю обеспечивают батареи суммарной массой 480 кг. Для понимания: это почти вдвое меньше, чем у отечественных электробусов большого класса КАМАЗ и ЛиАЗ. По данным официального представителя «Группы ГАЗ», в городских условиях потенциала одной зарядки хватает для пробега до 150 км. Однако все понимают: в условиях холодного климата, максимальной загрузки, плотного трафика этот показатель — величина не постоянная, а переменная. Допускать глубокой разрядки батарей водитель не будет и обязательно заедет в парк для подзарядки.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
В передней части справа — аккумуляторный отсек.

Прием внешнего тока для пополнения заряда батарей осуществляется через зарядное устройство в передней части пассажирской машины. Гнездо приемника расположено за лючком под эмблемой ГАЗ на декоративной облицовке радиатора. Для выполнения подпитки достаточно подъехать передком к зарядной станции на территории эксплуатационной площадки. Донорская «раздатка» внешне напоминает трансформаторную будку: с виду это обычный металлический шкаф в человеческий рост.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Для работы отопителя салона требуется заправка метаном.

В филиале Юго-Западный ГУП «Мосгортранс» он базируется недалеко от въезда на территорию предприятия, в прямой видимости поста охраны. Так что повреждение даже случайно забредшими сюда вандалами ему не грозит. На фронтальной стенке, как на колонке АЗС с заправочными пистолетами, расположены четыре электрических адаптера с кабелями большой длины. По инструкции, водитель электробуса малого класса пополняет заряд батарей до уровня 80 %. На это требуется примерно 30–35 минут. В течение рабочего дня дольше отсутствовать на линии — непозволительная роскошь. Для этого есть период по окончании смены. Зарядка батарей до 100 % занимает от трех с половиной до четырех часов (в зависимости от степени разряда батарей). Со временем этот показатель может измениться, но пока так.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Привод осуществляется на передние колеса.

БЕСШУМНЫЙ КОМФОРТ

Салон с широким входом через двухстворчатую дверь, высоким потолком и панорамным остеклением рассчитан на перевозку 16 пассажиров: 10 на стандартных пластиковых креслах с мягкими вставками, троих на откидных сиденьях и троих стоящих. Штатно «Газель e-City» оборудована системой книлинга. Это неоценимая помощь пожилым людям, маломобильным пассажирам и тем, кто вынужден передвигаться в инвалидных колясках.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа
Задний неведущий мост со стабилизатором.

Климатическая установка рассчитана на поддержание температуры в салоне на уровне не ниже +21 ˚С даже в сильные морозы. Отопитель не электрический, а газовый. Лючок для доступа к заправочному клапану расположен в корме по левому борту — там, где у дизельных версий выведена горловина топливного бака. Для водителя такая компоновка импривычна, и удобна.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа

Вход с улицы в салон бесступенчатый, что ценно и для пассажиров с детьми. Двухстворчатая дверь оснащена сигнальной кнопкой и функцией защиты от защемления. Такие используются на поездах МЦК, в трамвайных вагонах, современных автобусах и электробусах. В общем, русифицированный пассажирский hi-tech. Накопительная площадка адаптирована для удобной парковки инвалидного кресла или пары детских колясок. Для их въезда и выезда предусмотрена откидная механическим способом аппарель, которую при необходимости складывает и раскладывает водитель.

«Газель» на батарейках: в чем особенности электрической маршрутки от ГАЗа

Рядом со входом на поручне вертикально закреплен терминал оплаты проезда. К услугам пассажиров USB-порты и крупное информационное табло. А в распоряжении водителя — цифровая система видеонаблюдения. По всем параметрам малогабаритный электробус является комфортабельным, экологичным, удобным и в чем-то даже незаменимым. Ответ на вызовы времени получился убедительным. Осталось сдать последний экзамен крупнейшего столичного наземного перевозчика, за которым последует выдача аттестата и путевка в жизнь. Особенно приятно отметить, что она будет иметь маркировку «Сделано в России»!

Технические характеристики «Газель e-City»

Пассажировместимость 16 чел.
Габариты (длина/ширина/высота) 6560/2200/2660 мм
Колесная база 3960 мм
Полная масса 4950 кг
Емкость тяговой батареи 81 кВт·ч
Масса батарей 480 кг
Номинальная мощность электродвигателя 100 кВт
Крутящий момент 200 Нм
Подвеска (передняя/задняя) независимая, на поперечных рычагах с пружинами / зависимая, пневматическая
Тормоза (передние/задние) дисковые
Размерность шин 195/75R16С

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 комментария

  1. Михаил:

    Статью писал искуственный интелект? Нету переднего привода у данной газели. Как можно быть на столько бездарным журналистом? Куда смотрез бездарный редактор который опубликавал эту статью?

  2. Андрей:

    Допотопный аккумулятор, мизерный пробег! А какова стоимость этого «чуда»?

  3. Николай:

    Ну видно же — прям на фотографии передней подвески в статье, что никакого привода к передним колесам не осуществляется. Если уж называетесь 5 колесо, то уж, пожалуйста, относитесь серьезнее к материалу.

    • Перевозчик:

      Тоже обратил на это внимание.. Так где же двигатель мосгортранса в этом изделии ???

Статьи по теме
Популярное