
«Мосгортранс» приступил к длительному тестированию электробуса малого класса «Газель e-City». В случае успеха он в 2024 году выйдет на маршруты с узкой проезжей частью и низким пассажиропотоком.
Александр Трохачев

Местом презентации новой электрической маршрутки российского производства стал филиал Юго-Западный ГУП «Мосгортранс». Расположенная здесь, на Малой Очаковской улице, эксплуатационная площадка на ближайшие 10 месяцев превратится в место базирования «Газели e-City».

ПАРК С ИСТОРИЕЙ
Ранее здесь располагался 14‑й автобусный парк столицы. Он был открыт 20 декабря 1976 года и обслуживал 400 «Луноходов» — самых популярных и горячо любимых в Советском Союзе городских автобусов ЛиАЗ-677. Накануне 60‑летия СССР, к ноябрю 1977 года, в составе парка насчитывалось 234 автобуса, из которых 190 машин ежедневно выходили на 10 московских маршрутов. А в 1980‑м 14‑й автобусный принимал непосредственное участие в транспортном обслуживании спортсменов, других участников и гостей XXII летних Олимпийских игр.

В настоящее время бывший 14‑й автобусный парк Москвы обслуживает 38 маршрутов Западного административного округа столицы. Количественный состав флота — более 300 ед. подвижного состава и свыше 40 ед. вспомогательной спецтехники. Головное предприятие ГУП «Мосгортранс» в 2023 году намерено закупить 1200 новых электробусов большого класса, из них 1000 КАМАЗов и 200 ЛиАЗов в соло-исполнении.



Вопрос о количественном пополнении парка компактными «Газелями e-City» встанет на повестку дня только будущей весной. Тест-драйв новинки с реальной загрузкой в конкретных условиях эксплуатации продлится до конца февраля 2024 года. По словам заммэра Максима Ликсутова, при успешном прохождении испытаний Москва рассмотрит возможность замены подобными машинами автобусов малого класса.

ПОЛНОСТЬЮ НАШ
Новейший электробус малой вместимости с маркировкой «Сделано в России» сконструирован и построен «Группой ГАЗ». Изготовитель держит прицел на масштабное производство для российской столицы и других крупных городов России.

Впервые его показали в конце ноября 2022 года на выставке BW Expo в Москве. Затем состоялся цикл испытаний машины без пассажиров, и вот настал черед выезда на маршрут для длительного тест-драйва. Условия движения в Москве считаются одними из самых сложных, и с учетом круглогодичной эксплуатации станет ясно, все ли в полном порядке или что-то нужно доработать. За производителем дело не встанет, да и серьезной альтернативы «Газели e-City» нет. Никакие иномарки в качестве кандидатов даже не рассматриваются, другие варианты электробусов малого класса с маркировкой «Сделано в России» отсутствуют.

Одиночные электробусы большого класса КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274 в эксплуатации с сентября 2018 года. Созданы и выходят на московские маршруты модели особо большого класса КАМАЗ-6292 и ЛиАЗ-627420 (e-City MAX 18), а вот компактных машин до сих пор не было. «Газель e-City» как раз и призвана восполнить этот пробел, благо потребность в таком городском транспорте есть не только в столичном регионе.

Малогабаритному новичку габаритами 6560х2200х2660 мм с колесной базой 3960 мм предстоит годичная эксплуатация с реальной загрузкой на одном из маршрутов российской столицы. Тестирование продлится до февраля 2024 года. Далее последует подведение итогов, анализ и принятие решения о закупках для реальной эксплуатации.

Современная пассажирская машина с электродвигателем внешне почти ничем не отличается от дизельной «Газели City» ГАЗ А68R52, которая находится в серии с 2019 года. И внутри распознать ее конструктивные особенности непросто. Первое и главное ощутимое отличие — полное отсутствие звука работающего мотора. Второе — плавный ход, без рывков и резких ускорений. Осмотревшись, замечаешь отсутствие пассажирского сиденья справа от рабочей зоны водителя. Вместо него установлен серый пластмассовый кожух, закрывающий большой аккумуляторный отсек. В нем базируется часть применяемых NMC-батарей (никель-марганец-кобальт). Другие расположены под высокой частью пола (в средней части напротив входной двери он низкий). По соседству размещен электродвигатель. Представители «Группы ГАЗ» утверждают, что он отечественный, хотя есть подозрения, что все-таки импортный (скорее всего, китайский). Уточнить эту информацию не представляется возможным, поскольку показ компонентной базы никто не устраивал. Да пассажирам, по большому счету, и неважно, чей там мотор — наш или иностранный.

ПРИВОД — ПЕРЕДНИЙ
Ведущими у «Газели e-City» являются передние колеса. Крутящий момент на них передается от электродвигателя через понижающий редуктор и короткий карданный вал. Решение простое и в экономическом аспекте очень выгодное: подобная схема существенно дешевле специального моста с имплантированным электромотором. К тому же не требуется дополнительное обучение механиков для обслуживания и ремонта, а заодно нет надобности расширять склад запчастей.

Питание электродвигателю обеспечивают батареи суммарной массой 480 кг. Для понимания: это почти вдвое меньше, чем у отечественных электробусов большого класса КАМАЗ и ЛиАЗ. По данным официального представителя «Группы ГАЗ», в городских условиях потенциала одной зарядки хватает для пробега до 150 км. Однако все понимают: в условиях холодного климата, максимальной загрузки, плотного трафика этот показатель — величина не постоянная, а переменная. Допускать глубокой разрядки батарей водитель не будет и обязательно заедет в парк для подзарядки.

Прием внешнего тока для пополнения заряда батарей осуществляется через зарядное устройство в передней части пассажирской машины. Гнездо приемника расположено за лючком под эмблемой ГАЗ на декоративной облицовке радиатора. Для выполнения подпитки достаточно подъехать передком к зарядной станции на территории эксплуатационной площадки. Донорская «раздатка» внешне напоминает трансформаторную будку: с виду это обычный металлический шкаф в человеческий рост.

В филиале Юго-Западный ГУП «Мосгортранс» он базируется недалеко от въезда на территорию предприятия, в прямой видимости поста охраны. Так что повреждение даже случайно забредшими сюда вандалами ему не грозит. На фронтальной стенке, как на колонке АЗС с заправочными пистолетами, расположены четыре электрических адаптера с кабелями большой длины. По инструкции, водитель электробуса малого класса пополняет заряд батарей до уровня 80 %. На это требуется примерно 30–35 минут. В течение рабочего дня дольше отсутствовать на линии — непозволительная роскошь. Для этого есть период по окончании смены. Зарядка батарей до 100 % занимает от трех с половиной до четырех часов (в зависимости от степени разряда батарей). Со временем этот показатель может измениться, но пока так.

БЕСШУМНЫЙ КОМФОРТ
Салон с широким входом через двухстворчатую дверь, высоким потолком и панорамным остеклением рассчитан на перевозку 16 пассажиров: 10 на стандартных пластиковых креслах с мягкими вставками, троих на откидных сиденьях и троих стоящих. Штатно «Газель e-City» оборудована системой книлинга. Это неоценимая помощь пожилым людям, маломобильным пассажирам и тем, кто вынужден передвигаться в инвалидных колясках.

Климатическая установка рассчитана на поддержание температуры в салоне на уровне не ниже +21 ˚С даже в сильные морозы. Отопитель не электрический, а газовый. Лючок для доступа к заправочному клапану расположен в корме по левому борту — там, где у дизельных версий выведена горловина топливного бака. Для водителя такая компоновка импривычна, и удобна.

Вход с улицы в салон бесступенчатый, что ценно и для пассажиров с детьми. Двухстворчатая дверь оснащена сигнальной кнопкой и функцией защиты от защемления. Такие используются на поездах МЦК, в трамвайных вагонах, современных автобусах и электробусах. В общем, русифицированный пассажирский hi-tech. Накопительная площадка адаптирована для удобной парковки инвалидного кресла или пары детских колясок. Для их въезда и выезда предусмотрена откидная механическим способом аппарель, которую при необходимости складывает и раскладывает водитель.

Рядом со входом на поручне вертикально закреплен терминал оплаты проезда. К услугам пассажиров USB-порты и крупное информационное табло. А в распоряжении водителя — цифровая система видеонаблюдения. По всем параметрам малогабаритный электробус является комфортабельным, экологичным, удобным и в чем-то даже незаменимым. Ответ на вызовы времени получился убедительным. Осталось сдать последний экзамен крупнейшего столичного наземного перевозчика, за которым последует выдача аттестата и путевка в жизнь. Особенно приятно отметить, что она будет иметь маркировку «Сделано в России»!
Технические характеристики «Газель e-City» |
|
Пассажировместимость | 16 чел. |
Габариты (длина/ширина/высота) | 6560/2200/2660 мм |
Колесная база | 3960 мм |
Полная масса | 4950 кг |
Емкость тяговой батареи | 81 кВт·ч |
Масса батарей | 480 кг |
Номинальная мощность электродвигателя | 100 кВт |
Крутящий момент | 200 Нм |
Подвеска (передняя/задняя) | независимая, на поперечных рычагах с пружинами / зависимая, пневматическая |
Тормоза (передние/задние) | дисковые |
Размерность шин | 195/75R16С |
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Статью писал искуственный интелект? Нету переднего привода у данной газели. Как можно быть на столько бездарным журналистом? Куда смотрез бездарный редактор который опубликавал эту статью?
Допотопный аккумулятор, мизерный пробег! А какова стоимость этого «чуда»?
Ну видно же — прям на фотографии передней подвески в статье, что никакого привода к передним колесам не осуществляется. Если уж называетесь 5 колесо, то уж, пожалуйста, относитесь серьезнее к материалу.
Тоже обратил на это внимание.. Так где же двигатель мосгортранса в этом изделии ???