Top.Mail.Ru
Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

фото: фото автора / 06.01.2023
BW Expo – продолжение проекта выставки Busworld Russia, проводившейся поочередно с салоном Comtrans. Над судьбой этого проекта несколько месяцев сохранялась интрига: выяснилось, что отвалились едва ли не половина традиционных участников – иностранные фирмы. Но организаторы решили продолжать. И не прогадали.

Александр Трохачев

Основу экспозиции выставки BW Expo составили городские и пригородные автобусы и троллейбусы производства России, Белоруссии и Китая. Мы посмотрели, какая пассажирская техника уже в скором времени выйдет на маршруты российских городов.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

В выставке приняли участие 37 компаний. Площадь экспозиции превысила 6000 м2, мероприятие посетили более 3500 специалистов отрасли пассажирских перевозок. С утра до вечера на стендах было многолюдно. Видимо, ко всему прочему, повлияли и два предшествующих «ковидных» года: люди истосковались по общению в офлайне. В рамках деловой программы BW Expo много говорилось о городской мобильности. И на самом деле именно техника для города – основная в экспозиции практически каждого стенда выставки! Важно, что у российского автопрома в этом сегменте сохраняются достаточно сильные позиции.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Самую большую экспозицию представила «Группа ГАЗ», выставив на стенде сразу 9 автобусов. Сегмент микроавтобусов представляли спецверсии «Соболь NN»: социальное такси и бизнес-шатл. Это первые машины, изготовленные партнером-кузовостроителем ПКФ «Луидор» на базе серийных фургонов «Соболь NN». Машины выставлены для изучения потенциального спроса. При наличии крупных заказов их производство организуют непосредственно на Горьковском автозаводе, где сейчас выпускают грузовые и грузопассажирские фургоны «Соболь NN». Социальное такси оснащено подъемником кассетного типа, в салоне предусмотрено место для инвалидной коляски и 4 комфортабельных сиденья с ремнями безопасности, кнопками связи с водителем и USB-зарядками.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Салон микроавтобуса для корпоративных перевозок рассчитан на 7 пассажиров. Удобные кресла производства компании «Глейско» (подразделение ПКФ «Луидор») могут раскладываться в лежаки. Есть USB-розетки и потолочный люк для дополнительной вентиляции.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

А вот другая новинка – «Газель e-City» уже имеет потенциального заказчика. Электробус малого класса создан в соответствии с техзаданием ГУП «Мосгортранс». Запас хода на одной зарядке – до 150 км. Предусмотрена возможность быстрой зарядки до 80 % емкости батареи за 45 минут. Машина рассчитана на перевозку 16 пассажиров, имеет 10 стационарных посадочных мест и 3 откидных сиденья. В ней сохранились все преимущества серийного автобуса «Газель City»: низкий уровень пола, просторная накопительная площадка в центральной части салона, широкая двойная дверь с электроприводом, задняя пневмоподвеска. Работа на электротяге дает машине дополнительные преимущества за счет снижения шума и отсутствия вредных выбросов. Для отопления салона используется газовый подогреватель на метане.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

В начале 2023 г. «Газель e-City» отправится к заказчику на испытания. В дальнейшем велика вероятность ее появления на столичных маршрутах. Что касается самой электроплатформы, она заявляется «Группой ГАЗ» как серийный продукт. Например, уже сегодня доступны для заказа грузовые и пассажирские «Газель Next» и «Газель NN» с электроприводом.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

У следующего экспоната, обозначенного как «перспективный автобус ПАЗ», пока нет собственного имени. На стенде «Группы ГАЗ» проводился опрос по наименованию нового продукта. Правда, это не премьера. На выставке Comtans’21 такой же автобус был представлен как «Валдай City». Технически ничего не поменялось. Напомним, речь идет о модели среднего класса с низким уровнем пола и просторной накопительной площадкой для городских и пригородных перевозок. Автобус рассчитан на транспортировку 32 человек (21 посадочное место).

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

По большому счету, два автобуса линейки Citymax, среднего и большого класса, – тоже не новинки, их показывали и раньше. О Сitymax 9 мы подробно рассказывали ранее. Главная новость в том, что модель в ноябре встала на конвейер, и на выставке представили серийный экземпляр. Обратим внимание на две важные вещи: тут появилась 6-ступенчатая гидромеханическая трансмиссия разработки и производства «Группы ГАЗ», а моторный отсек занял новейший дизель ЯМЗ-535DX03 объемом 5,1 л.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Citymax 12 интересен тем, что это е-Citymax 12 – не автобус, а электробус большой вместимости. Запас хода обещают до 200 км, а заряжать его можно тремя способами: за 1,5 часа с помощью ультрабыстрой пантографной зарядки, за 2,5 часа – быстрой кабельной и за 7 часов – ночной зарядкой. Электробус перевозит 85 пассажиров, 36 из которых – сидя.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

В конце экспозиции стоят школьный автобус «Газель Next» и автобус «Газель NN». В целом представленная линейка демонстрирует возможность «Группы ГАЗ» и ее эксклюзивного дистрибьютора ГК «Современные транспортные технологии» решать комплексные задачи пассажирских перевозок с учетом специфики разных типов маршрутов. 

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Минский автомобильный завод традиционно не пропускает специализированные показы в России, демонстрируя последние разработки. На этот раз в столицу РФ привезли новинки сезона с акцентом на электрический пассажирский транспорт. В фокусе внимания операторов оказался обновленный 60-местный (при 30 сиденьях) электробус МАЗ-303Е20 длиной 12,42 м, изготовленный из комплектующих белорусского и российского производства. В конструкции применяются тяговое оборудование с блоком управления асинхронным электродвигателем пиковой мощностью 180 кВт, NMC-батареи емкостью 400 кВт*ч, электрические отопители и мультиплексная система «Итэлма». Каркас электробуса и передняя ось производства МАЗ. На предприятиях РБ изготовлены и другие составляющие: детали экстерьера и интерьера, элементы электрооборудования, алюминиевые профили, остекление, сиденья, шины, информационные табло и многое другое. Новинка имеет запас хода 300 км и полностью восстанавливает заряд тяговых АКБ за 4 часа.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Не менее значимая премьера – троллейбус третьего поколения МАЗ-303Т20 вместимостью 82 пассажира при 14 посадочных местах. Он сконструирован на базе автобуса МАЗ-303 и имеет немало общего с электробусом МАЗ-303Е10. Доставленный в Москву образец пока проходит испытания, за которыми в 2023 г. последует сертификация. Городской лайнер состоит из компонентов производства РФ и РБ. Правда, ведущий портальный мост здесь импортный – GK Drive. А вот асинхронная силовая установка с воздушным охлаждением – от белорусского завода «Электродвигатель» модели ТАД-155-4Б У1 номинальной мощностью 155 кВт с пиковым значением 185 кВт. Емкость гибридных суперконденсаторов Aowei с жидкостным охлаждением производства КНР и РБ со сроком службы 20 тыс. циклов составляет 36 кВт*ч. Полного заряда батарей хватает для обеспечения автономного хода 20–50 км. Зарядка осуществляется в движении от контактной сети.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

По словам главного конструктора АМАЗ Юрия Сырокваша, первым заказчиком новинки выступил «Минскпассажиравтотранс». Поставки МАЗ-303Т20 планируются и в Россию, начиная с Уфимского трамвайно-троллейбусного завода (УТТЗ). Потенциальный клиент намерен закупать кузова и строить пассажирские машины по аналогии с троллейбусами УТТЗ «Горожанин» с использованием кузовов МАЗ-203Т70 вместимостью 90 человек при 31 или 33 местах для сидения. В 2021 г. российский партнер изготовил 80 таких троллейбусов, переданных в эксплуатацию в Новосибирске, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Чебоксарах и Уфе.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Главная новинка на стенде КАМАЗа – газовый низкопольный автобус особо большого класса КАМАЗ-6299-40-57. Машина еще не пошла в серию, ее представили как прототип. Модели предстоит новая сертификация в связи со сменой поставщиков компонентов. Габариты автобуса – 18 725 х 2550 х 3300 мм. Рядный 6-цилиндровый двигатель КАМАЗ-689.560-340 Евро-5 рабочим объемом 8900 см3 агрегатирован с 6-ступенчатой АКП с ретардером. Полная масса автобуса – 28 тонн. Передняя подвеска независимая пневматическая (поставщик – «Ростар»), у ведущего и поддерживающего мостов – зависимые пневматические. Объем заправляемого природного газа – 246 м3.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Кроме этого, КАМАЗ в очередной раз представил полноприводной автобус КАМАЗ-6250 на голубом топливе (СПГ). Он разработан по техзаданию «Газпрома», рассчитан на 32 сидячих пассажиров и призван заменить популярные, но архаичные вахтовки.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Техника «Синара» потихоньку входит в нашу жизнь. Во всяком случае, троллейбусы “Синара-6254”  уже можно увидеть на дорогах. Но на выставке холдинг «Синара – Транспортные Машины» (СТМ, входит в группу «Синара») показал еще одну интересную разработку – электробус Синара-6253. В первую очередь он привлекает дизайном – в век, когда все автобусы стали похожи друг на друга. Рекордные 250 км без подзарядки, USB-слоты, Wi-Fi, климат-контроль в салоне, анатомические сиденья… Система отопления электрическая, без дизельной «грелки».

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

На представленном электробусе установлен прототип системы помощи водителю, в составе которой фронтальный радар и два боковых. Вот что рассказал о ней заместитель генерального директора «СТМ Энергорешения» Дмитрий Горбачев: «Мы наблюдаем всю переднюю полусферу и боковые для контроля возможных столкновений и нахождения в опасных зонах пешеходов и велосипедов. Система контролирует полосу, дистанцию до впереди идущих транспортных средств, скорость, давая водителю знать о возможных столкновениях либо пересечении траекторий в перспективе. Мы учимся максимально помогать водителю избежать аварий». Сертификацию электробуса планируют завершить к середине 2023 г., а затем запустить производство в Челябинске.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Две яркие новинки 2022 г. представила «ПК Транспортные Системы» (ПКТС): рестайлинговый троллейбус модели 6281 «Адмирал» и созданный на его базе электробус 62181 «Генерал». Первый ранее выставлялся в ЦВК на Красной Пресне, а второй экспонировался впервые.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Об особенностях его конструкции и перспективах использования в эксклюзивном интервью «Автопарку» рассказал директор по развитию ПКТС Денис Фролов. Обшивка кузова электробуса из стеклопластика максимально унифицирована с троллейбусом. При этом здесь изменен интерьер и применена независимая передняя подвеска. «Генерал» получил комбинированную зарядку одним из трех способов: медленным (от розетки), от зарядной станции через токоприемники (на выставке показан прототип такой станции) и динамическим. Как и на троллейбусе, здесь применены модульные решения по компоновке, что позволяет ставить батареи разной емкости под требования заказчика. На выставочном образце стояли АКБ, обеспечивающие пробег до 100 км летом и до 60 км зимой. У электробуса нет традиционной лестницы на крышу, а для обслуживания оборудования организован доступ из салона через специальный люк (эта идея пришла Денису Фролову во сне).

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Электробус модели 62181 стал максимально импортозамещенным продуктом. Только задний мост из дружественной страны, передний – компании «Ростар». Здесь установлены альтернативная климатическая система, батареи производства РФ, светотехника турецкого и российского производства, наши зеркала. На выставке показана максимальная комплектация с камерами кругового обзора, контролем давления воздуха в шинах, теплыми полами и другими устройствами для комфорта пассажиров.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

По словам Дениса Фролова, система зарядки электробусов ПКТС не совпадает с существующей электробусной инфраструктурой «Мосгортранса». Но выход есть: можно использовать трамвайную инфраструктуру либо эксплуатировать «Генералы» на музейном маршруте, где сохранилась троллейбусная сеть. Альтернативой может служить установка новых зарядных станций.

В перспективе у ПКТС будут и сочлененные модели. Пока такая есть только с ночной зарядкой, она проходит сертификацию в НАМИ. Вместимость будет разной, до 140 пассажиров. Разработок в классе электрических микроавтобусов нет, такой задачи пока не стоит. Ближайшие цели – запуск рестайлингового троллейбуса «Адмирал», электробуса-гармошки и электробуса «Генерал» с поручнями из нержавеющей стали.

ВОСТОЧНАЯ КОЛОННА

Международный статус выставки подтверждался присутствием китайского автопрома. Что интересно, в Россию активно завозятся и городские модели, причем интересные по цене. Вот, например, городской 10,5-метровый King Long с 260-сильным газовым двигателем Yuchai и механической коробкой передач. Схема – две двери и низкий пол в передней части салона. Внутри ярко-синяя подсветка и 26 сидений – всего сюда может поместиться 69 человек. Цена — чуть меньше 8 млн руб. Другой пример – аналогичный Zhong Tong. Автобус с дизелем Cummins и МКП Fast Gear. Да, с примитивным салоном, сдвоенным лобовым стеклом и без кондиционера. Зато цена – 6,7 млн.

Но главным фокусом поставщиков из Поднебесной является туристический сегмент, где сегодня практически отсутствуют конкурентные продукты от российских производителей.

Китайский бренд Higer в лице официального дилера «Русбизнесавто» представил два автобуса. Туристический Higer KLQ 6128 LQ с большим багажным отсеком компания обновила в прошлом году. Новость в том, что появилось исполнение с роботизированной КП.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Второй экспонат, хорошо известный многим Higer KLQ 6119 TQ, прибыл в Россию в рестайлинговом варианте с газовым мотором Yuchai. Подробно об этой машине мы уже рассказывали («Автопарк» № 7/2022). Напомним, газомоторный автобус доступен в пригородном (на 60 или 64 пассажирских кресла) и междугороднем исполнении с числом мест для сидения 47, 51 или 55. С запасом хода до 600 км. Можно посетовать на отсутствие роботизированной КП – ее нет даже в списке опций. По словам менеджера по закупкам компании «Русбизнесавто» Артема Кокорева, причина в цене. «Технически можно расширить список оборудования, но поскольку для нас важно остаться в бюджетном сегменте, делать это сейчас нецелесообразно», – объяснил он.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Yutong привез на выставку 12-метрового «туриста» с 375-сильным двигателем Yuchai, который работает на сжатом метане. Из-за этого, правда, пришлось пожертвовать большей частью багажного отделения: в нем разместились 10 баллонов суммарным объемом 1200 л. Для багажа осталось лишь 3,8 м3 пространства. Представители марки говорят, что подобные газовые автобусы востребованы на междугородних маршрутах в восточной части нашей страны.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Обновленный вариант 12,2-метрового междугороднего лайнера XML6122J показала компания Golden Dragon. Как сообщили в компании «Сотранс», которая является дистрибьютором завода Xiamen Golden Dragon Bus Co., Ltd, обновления коснулись не только внешнего вида. В частности, рабочее место водителя оборудовано новой полностью цифровой приборной панелью с функцией диагностики бортовых систем, установлены новые блок-фары. Автобус оснащается двигателем Cummins ISL9,5 340-50 мощностью 340 л. с. и 6-ступенчатой МКП Fast 6DSX180T. Машина рассчитана на перевозку 53 пассажиров, вместимость багажного отсека 5,5 м3.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

12-метровый автобус Asiastar YBL6128HQ3 с высоко расположенным салоном привезла в Россию компания Weichai Group. Зимой машина будет проходить сертификацию, а после получения ОТТС поступит на наш рынок. Среди особенностей конструкции нового китайского «туриста» отметим премиальное исполнение салона с кожаной обивкой кресел и бамбуковой доской на полу, наличие дополнительной двери аварийного выхода, большой багажный отсек (10 м3) и независимую переднюю подвеску. Автобус оборудован дизельным мотором Weichai WP 10H375E50 мощностью 375 л. с. и 6-ступенчатой МКП Fast. Кстати, модель Asiastar YBL6128HQ3 новая и для Китая, так что выставка BW Expo стала для этого автобуса первой зарубежной премьерой.

Остались мы, Белоруссия и Китай: на чем будут ездить россияне в ближайшем будущем

Такова в целом экспозиционная часть BW Expo 2022, хотя программа мероприятий и круг освещаемых ею вопросов были гораздо шире. И это является темой для отдельного материала.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное