Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»

фото: автора и ОАО «МАЗ» / 29.06.2021
В августе 2019 года на праздновании своего 75‑летия Минский автозавод устроил мировую премьеру большого низкопольного автобуса МАЗ-303266. Первенец третьего поколения создан для перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах. И это не один лайнер, а в перспективе — целое семейство в соло- и сочлененном исполнении.

Александр Трохачев

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
МАЗ-303. Габаритная длина: 12 430 мм. Начало продаж: 2020 г. Цена: 14 600 000 руб.

История современных минских автобусов началась в середине 1990‑х, когда благодаря немецкой лицензии появился городской МАЗ-103 на базе полунизкопольного Neoplan N4014. Рестайлинговые машины первого поколения настолько неубиваемы, что некоторые из них до сих пор трудятся в Белоруссии и за ее пределами. С 2005 года на рынке присутствует второе поколение с обозначением МАЗ-203, а с 2019 года актуальным стало новое семейство «горожан», индексы которого начинаются с цифры «3».

К моменту появления «триста третьего» автобусный филиал Минского автозавода производил семь базовых моделей для перевозки пассажиров на городских маршрутах и в ближние пригороды. В этом списке находились низкопольные двухосные соло-версии: МАЗ-103, МАЗ-103965 и МАЗ-203965 на метане, МАЗ-203, МАЗ-206 на дизтопливе. Особняком стояли перронный МАЗ-171 (теперь уже МАЗ-271067) для обслуживания авиапассажиров в аэропортах, сочлененный МАЗ-215 и трехосный МАЗ-107 особо большой вместимости.

Ранее в белорусской столице выпускали одиночный городской МАЗ-104. В период его конвейерной жизни (1996–2006 гг.) было выпущено более 1200 экземпляров. Очень популярной стала и сочлененная версия МАЗ-105: за 20 лет производства (1997–2017 гг.) рынок получил свыше 1600 единиц! И что примечательно: производственные мощности МАЗа, изначально рассчитанные на выпуск 500 автобусов в год, сегодня выдают в сбытовую сеть более 1300 ед. пассажирской техники!

Первенец третьего поколения белорусских лайнеров на старте производства заявлен в двух версиях: МАЗ-303065 (Евро-5) и МАЗ-303266 (Евро-6). А в середине 2020 года на базе «триста третьего» минчане сконструировали первый низкопольный 12‑метровый электробус МАЗ-303Е10 вместимостью 72 пассажира при 30 местах для сидения. Он укомплектован электромотором ZF CeTrax мощностью 300 кВт и батареями емкостью 412 А·ч, обеспечивающими запас хода до 300 км.

По словам главного конструктора по пассажирской технике ОАО «МАЗ» Юрия Сырокваша, в третьем поколении будут и компактные городские версии габаритной длиной 9 м, и сочлененные модели особо большого класса габаритной длиной 18,5 м. По всем показателям «триста третьему» уготована долгая жизнь.

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»

БЕЛОРУССКИЙ «ЕВРОПЕЕЦ»

Дизайнеры придали «триста третьему» современный динамичный облик, олицетворяющий наиболее актуальные тенденции автобусостроения. При этом они утверждают, что в экстерьере появились брутальные черты, напоминающие зубра — зверя, запечатленного на эмблеме Минского автозавода. На это намекает белый «горб» в передней части МАЗ-303 при боковой проекции — именно он стилизован под профиль хозяина Беловежской пущи. Дизайн сделан с прицелом на экспорт и в расчете на то, что он не устареет в течение нескольких лет. Вместе с тем соблюдена преемственность поколений пассажирских лайнеров минского производства. В частности, она прослеживается в изящно изогнутой подоконной линии. Фронтальная маска по стилю перекликается с оформлением передка пригородных лайнеров МАЗ-231 и МАЗ-232. Облик «триста третьего» можно назвать и новой дизайнерской трактовкой успешной модели МАЗ-251.

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
Абсолютно ровный пол по всей длине пассажирского пространства ориентирован на определенные социальные группы населения.

Применительно к МАЗ-303 разработчики часто используют словосочетание «европейский формат». При этом имеются в виду не комплектующие из ЕС, хотя они в конструкции есть. Речь о компоновке просторного салона с большой площадью остекления с прицелом на привередливых европейских заказчиков. Абсолютно ровный пол по всей длине пассажирского пространства ориентирован на определенные социальные группы населения: пожилых людей и лиц с ограниченными физическими возможностями. В проеме второй двери установлена аппарель с электроприводом для закатывания инвалидной коляски.

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
В отделке интерьера используются тщательно подобранные износостойкие материалы высокого качества, которые долго не выгорают на солнце, легко моются и чистятся.
Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
Для лучшей ротации пассажиров применяется система книлинга, опускающая уровень пола с 320 до 260 мм при остановке.

В погоне за дизайном белорусские автобусостроители не упустили из вида эргономику. Для удобства едущих стоя была спроектирована новая система расположения и крепления поручней. Накопительную площадку в центре салона обрамили широкой спинкой, на которую могут опереться несколько человек. Подобные решения сейчас широко применяются в трамваях, вагонах метро и новейших моделях автобусов и электробусов европейского производства. Нельзя не отметить широкие дверные проемы, яркое (но не раздражающее) искусственное освещение, а также внушительную площадь почти панорамного остекления. В зависимости от времени суток, подсветка салона меняется от холодной к теплой и наоборот.

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
Пассажирские двери имеют систему адресного открывания с красно-желто-зеленой подсветкой.

Наряду с эстетическим эффектом выполнена и задача практичности. В отделке интерьера используются тщательно подобранные износостойкие материалы высокого качества, которые долго не выгорают на солнце, легко моются и чистятся. А такие элементы, как обивка потолка под натуральное дерево, создают дополнительный уют. Для удобства и комфорта пассажиров в передней части салона расположены полуторные сиденья для взрослых с детьми и пожилых людей. Такие кресла занимают меньше места, чем двойные. У каждого ряда кресел есть USB-порты для зарядки планшетов и смартфонов. По периметру салона смонтированы пять отопителей и кондиционер, работающий как на охлаждение, так и на нагрев воздуха. Светодиодное табло выдает пассажирам всю необходимую информацию, от указания остановок до актуальных новостей. Снаружи электронные маршрутоуказатели установлены спереди, справа и сзади.

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
Накопительную площадку в центре салона обрамили широкой спинкой, на которую могут опереться несколько человек.

Трудно придраться и к месту водителя, оформленному в лучших традициях европейского автобусостроения. Оно получило современную приборную панель и улучшенную эргономику: каждая кнопка, клавиша и переключатель расположены в компактной рабочей зоне. Панорамный обзор вокруг автобуса обеспечивают наружные видеокамеры, а салон находится под присмотром внутренних камер. Конструкторы предусмотрели три варианта кабины с частичной или полной изоляцией от пассажирского салона, и эта вариативность не лишняя.

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
Рабочее место водителя выполнено в лучших традициях европейского автобусостроения.
Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»

Хорош «триста третий» не только в статике, но и в движении. Плавность хода МАЗ-303 выше, чем у предшественника МАЗ-203 за счет удлиненной колесной базы и увеличенного хода независимой передней подвески. Для лучшей ротации пассажиров применяется система книлинга, опускающая уровень пола с 320 до 260 мм при остановке и возвращающая кузов в горизонталь после закрытия дверей и возобновления движения.

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
Возможна полная или частичная изоляция кабины от пассажирского салона, и эта вариативность не лишняя.

Тихий, экономичный двигатель Mercedes OM936 LA Евро-6 компактно расположен в заднем свесе. Такая установка стала возможной за счет оригинальной конструкции платформы для крепления мотора и вспомогательных агрегатов, новой системы выхлопа и вентиляторов, встроенных в систему охлаждения. Эксперты отмечают: по совокупности технических решений и инноваций МАЗ-303 — стопроцентный «европеец»!

Не хуже, чем у немцев: как МАЗ-303 стал автобусом «европейского формата»
Тихий, экономичный двигатель Mercedes OM936 LA Евро-6 компактно расположен в заднем свесе.

Стандартно новый «горожанин» оборудован 24 местами для сидения. При этом пассажировместимость достигает 110 человек. Будут и другие варианты, например, на 39 кресел при полной загрузке 95 пассажиров. Но и это не все! По словам генконструктора Юрия Сырокваша, возможна даже компоновка салона только на 16 посадочных мест. В общем, модификации появятся в соответствии с пожеланиями каждого заказчика.

Технические характеристики МАЗ-303266 (4х2)

Пассажировместимость95–110 чел.
Полная масса19 700 кг
Габариты (длина/ширина/высота)12 430 / 2550 / 3100 мм
Колесная база6150 мм
Объем топливного бака250 л
ДвигательMercedes OM936LA, Евро-6, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 7,698 л, 299 л. с. при 2300 мин-1, 1200 Нм при 1200–1600 мин-1
Коробка передач6АКП ZF Ecolife
Подвеска (передняя/задняя)независимая, пневматическая / зависимая, пневматическая
Тормозадисковые
Размерность шин275/70R22,5
КонкурентыНефАЗ-5299-40-52, ЛиАЗ-5292, Мercedes-Benz Conecto
Заводская гарантия1,5 года или 150 000 км пробега
Межсервисный пробег50 тыс. км
(3 оценок, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Андрей:

    Это Ман или Мерседес…Очень похоже, и салон и водительское место, в общем, здорово похож на германца!

  2. Denis:

    Zatshem gorbyl nakryshe bespantovuju? A dvezhki zabugornye vsegda, belorusskii avtobus)))

Статьи по теме