
Спорам о том, какие зимние шины лучше - с шипами или без - столько же времени, сколько на нашем рынке присутствуют оба типа зимней резины. Так что же все-таки лучше, шипованные шины или фрикционные, прозванные в народе липучками?

Редакция
Выбор зимних шин зависит от множества факторов, поэтому универсального совета для всех ожидать не стоит. Напомним, что наша страна большая: в одном регионе температура может кратковременно опускаться разве что до – 10°C, зато в другом на протяжении длительного времени способна держаться на уровне – 30°C или ниже. Кстати, это говорит о том, что в отдельных местах лучший выбор – всесезонка. Взять те же Сочи, где в январе температура очень даже положительная. Но в целом, конечно же, на большей части страны нужны именно зимние шины.
Как липучки, так и шиповки очень востребованы в странах с холодным климатом, причём липучки распространены шире. Отчасти это связано с национальными ограничениями на использование шипов, которые могут портить дороги. Главное отличие состоит в том, что за сцепление с дорогой у шипованных покрышек отвечает не только протектор, но и многочисленные металлические штифты, расположенные по всей контактной поверхности. Шипы вгрызаются в снег и лёд, обеспечивая колесу уверенное сцепление с дорожной поверхностью. Что до липучек, то у них хороший контакт с поверхностью обеспечивает рисунок протектора. Он весьма «агрессивный», зачастую со множеством шашек, а также с многочисленными мелкими прорезями – ламелями. Кроме того, для липучек используют особую по составу резиновую смесь, которая позволяет сохранять шине мягкость и гибкость даже в самый сильный мороз.
Зачем нужны ламели? При соприкосновении с дорогой они слегка раскрываются, частично впитывая в себя воду из пятна контакта. При этом кромками они цепляются за скользкую поверхность, как бы прилипая к ней. Отсюда и название – липучки. Отметим, что подобные шины условно разделяют на две группы – европейские и скандинавские. Скандинавские рассчитаны на более серьезные зимы – они мягче, а ламелей у них побольше.
У каких шин выше ресурс? Тут опять не обойтись без общих рассуждений. Чем тверже смесь, тем выше срок ее службы, но хуже сцепление со снегом и со льдом. Нешипованные зимние шины служат до тех пор, пока протектор сохраняет нужную глубину, а кромки ламелей не затупились. А для шиповок важны не только глубина протектора, но и наличие шипов, часть которых непременно теряется при эксплуатации. Шип, который начинает болтаться, уже перестает выполнять свое назначение, а потому шина теряет изначальные характеристики.
На дорогах, с которых регулярно убирают снег, шипы изнашиваются интенсивнее. На скорость износа влияют два основных фактора – технология заделки, а также стиль вождения. Резкие старты, торможения « в пол», не говоря уже про дрифт – причины ускоренного износа. В целом же, фрикционные шины ведут себя на асфальте все-таки лучше. Управляемость автомобиля в большинстве случаев будет понятнее, а тормозной путь – короче. Все потому, что смесь тут другая, а ламели, в отличие от шипов, цепляются за асфальт не хуже, чем за лед.
Можно ли ездить на липучке зимой по асфальту и по льду? Однозначно – можно! В целом, управляемость автомобиля в большинстве случаев будет понятнее, а тормозной путь меньше. Но, опять-таки, все решает ваш образ жизни. И если частые загородные поездки для вас – обычное дело, то лучше приглядываться именно к шиповкам.
Если затрагивать такую тему как комфортность езды, то здесь липучки явно лучше шиповок. Они мягче, они не так шумят. Впрочем, жесткие шиповки лучше переносят контакт с дорожными неровностями – их тяжелее «пробить». Резюме получается примерно такое. Липучки универсальнее, они хорошо ведут себя на разных покрытиях. Однако при езде в межсезонье они довольно быстро изнашиваются. При этом на чистом льду они уступают шиповкам. Шиповки же не боятся гололеда и укатанного снега, но сильно шумят, теряют свои шипы, а во многих европейских странах просто запрещены

Что еще почитать:
Дошиповка зимних шин: как восстановить шипы на старой резине
Китайские зимние шины: достоинства и недостатки
Не обманешь, не заработаешь: как клиентов «разводят» в шиномонтажах
Редакция рекомендует:

Значит надо придумать универсальную шину