Top.Mail.Ru
Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел

фото: автора и Ikon Tyres / 20.02.2024
Недавно компания Ikon Tyres презентовала продуктовый портфель на 2024 год, в который вошли летние шины премиального сегмента, получившие название Ikon Autograph, и шины среднеценового сегмента, которые пока будут производиться под брендом Ikon Nordman, а в последующем как Ikon Character. Сменился акционер, а также само название компании и выпускаемые здесь модели, но высокий технологический уровень производства и качество остались неизменными.

Станислав Шустицкий

Инвестиционный проект в городе Всеволожск Ленинградской области по строительству завода, выпускающего шины, стал в свое время для концерна Nokian Tyres стратегически важным решением. Комплекс в городе Нокия, в силу многих причин, был не готов к расширению производства, а желание увеличить долю как на европейском, так и на российском рынках вполне соответствовало научному и техническому потенциалу компании. Разумеется, при серьезном расширении производственных площадей. Завод с мощностью в 17 млн шин в год был построен в рекордно короткие сроки и выдал первую продукцию летом 2005 года. К 2009 году две трети выпускаемой продукции предприятия уходило на экспорт в почти 40 стран мира. Что касается российского рынка, то 98 % шин, продаваемых в России под брендом Nokian Tyres, выпускал завод во Всеволожске, и лишь 2 % экспортировались с предприятия, расположенного в Финляндии.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Конвейер загрузки каучуков.

НА НОВЫЕ РЕЛЬСЫ

Все закончилось в апреле 2022 года, когда, вследствие очередного пакета антироссийских санкций, был запрещен экспорт шин из России в страны Евросоюза. Причем закончилось для концерна Nokian Tyres, совет директоров которого объявил о «контролируемом уходе» с российского рынка, но не для самого предприятия. В марте 2023 года была завершена сделка, по результатам которой акционером новой, полностью российской компании, стала Группа «Татнефть».

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел

Было бы наивно предполагать, что финская сторона с легкостью расстанется со столь уникальным заводом, обеспечив его полную работоспособность «на долгие годы», поэтому для дальнейшего функционирования предприятия требовались быстрые решения, связанные с локализацией производства. В самое короткое время необходимо было закрыть вопросы с программным обеспечением, технологиями производства, обслуживанием оборудования, поставками сырья… Всего в рамках программы локализации было задействовано более 100 проектов, а одним из важнейших решений стало создание собственного отдела исследований и разработок, подразделения, которое до этого являлось исключительно вотчиной финской стороны.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
AGV-тележки в автоматическом режиме и компаунд отвезут, и сами встанут на зарядку батарей.

СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА

Важно, что и техническая, и технологическая составляющая завода никаких изменений не претерпела — вся продукция производится на том же оборудовании и по тем же стандартам, что и ранее. Что касается сырья, то альтернативные пути поставок рассматривались и ранее, поэтому все продукты из «запасных вариантов» всегда в обязательном порядке проходили необходимые испытания и должным образом сертифицировались. Не изменился и потенциал — завод по-прежнему готов выйти на полную мощность производства в 17 млн шин в год. Разумеется, сегодня производственные программы значительно скромнее, что напрямую связано с потребностями рынка. Тем не менее компания Ikon Tyres по-прежнему намерена сохранять лидирующие позиции на российском рынке, не забывая при этом и о программах экспорта.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Стальная проволока брекера для лучшей адгезии с резиной покрыта медью.
Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Машина изготовления стального брекера.
Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Изготовление бортовых колец.
Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Поверх стального брекера наматываются нейлоновые бандажи.

О «независимости» Ikon Tyres можно говорить не только в политическом, но и в технологическом аспекте. Собственные железнодорожная ветка и генераторная подстанция, пожарная часть, которая не только готова к ликвидации любых нештатных ситуаций на заводе, но и привлекается к работе в Ленинградской области. Самое эффектное зрелище для посетителей Ikon Tyres — это работа машин по сборке шин. На заводе несколько линий, работающих как в полуавтоматическом, так и в полностью автоматическом режиме. На то, как автомат из нескольких компонентов за 30 секунд собирает «зеленую» шину, можно смотреть бесконечно.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Автомат VMI Maxx за полминуты собирает «зеленую» шину.

Но истинным сердцем завода является цех резино-смешения, который и цехом-то назвать трудно, так как он занимает пять этажей. Сам процесс происходит в миксере, расположенном между первым и вторым этажами, при этом резиновая смесь может пройти до пяти стадий смешивания, получая через дозаторы новые вещества. Каждый из процессов происходит в строгой очередности и при определенной температуре. К примеру, базовая смесь, в которую добавляются натуральный и синтетический каучуки, производится при температуре 180 °C, а на втором финальном «прогоне» и при температуре 90 °C в компаунд добавляют серу — так можно избежать преждевременной вулканизации смеси.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел

Далее базовая смесь дополняется «по списку»: силика (диоксид кремния), повышающая сцепные характеристики шины на мокром покрытии и позволяющая обеспечить ее эластичность в широком температурном коридоре, а также сопротивление качению, сажа, повышающая износостойкость и придающая шине привычный черный цвет, мел, который применяется в смеси, предназначенной для гермослоя. И этот список далеко не полный! Рапсовое и сосновое масла улучшают и стабилизируют процесс смешивания, воск повышает стойкость протекторной части шин к реагентам, силан способствует смешиванию «капризной» к взаимодействиям с каучуками силики…

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Базовой смеси предстоит несколько превращений.

На четвертом этаже «небоскреба» резиносмешения расположена кладовая химии, вещества из которой постепенно вводятся в различные слои: во внешнем больше компонентов замедляющих процесс на стадии вулканизации, во внутреннем — ускоряющих. В конструкции одной шины сейчас может использоваться до 15 различных резиновых смесей, а за всю историю Nokian Tyres на заводе во Всеволожске в активном производстве находилось до 100 разных компаундов. Может возникнуть вопрос: почему внешне не столь эффектный процесс заслужил так много внимания? На самом деле, формулы составов резиновой смеси — самое секретное из того, что может быть в производственном цикле. И это не удивительно, так как 80 % характеристик любой шины зависит именно от состава резиновой смеси.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел

КОНВЕЙЕР КАЧЕСТВА

Не считая производства базовой смеси, в сутки на четырех линиях, при полной загрузке завода, изготавливается почти 500 тонн так называемой финальной смеси, идущей непосредственно на производство компонентов для сборки шин. Фрагменты из каждой партии финальной смеси в обязательном порядке, посредством пневмопочты, отправляются в заводскую лабораторию.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Образцы каждой финальной смеси пневмопочтой отправляются в лабораторию.

И это далеко не первая стадия проверок — строгому контролю качества подвергается все поступающее на завод сырье. Красный ярлык на стеллаже с финальной смесью означает, что это партия ожидает лабораторного исследования, а стеллажи с белыми этикетками AGV-тележки развозят по производственным линиям.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел

Вот линия по изготовлению протектора — четыре экструдера могут формировать протекторный слой, состоящий из различных резиновых смесей. Кстати, зимние и летние шины различаются именно протекторным слоем. На линии изготовления протектора каждые несколько секунд лента проверяется на соответствие форме и весу. Проверка качества на заводе Ikon Tyres осуществляется буквально на каждом шагу: метки и коды, датчики и сканеры — под контролем весь процесс производства. Тщательно проверяется и конечная продукция, причем, на двух уровнях — после визуального осмотра все шины проходят автоматизированный контроль. 

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Участок вулканизации.

ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ПАРАЛЛЕЛИ

Не могу не поделиться забавной историей. В свое время мой знакомый отправился в Финляндию, а по возвращении оттуда похвастался, что купил там замечательные зимние шины Nokian Hakkapeliitta. На следующий день он позвонил снова, но голос был разочарованный — на боковине шин он обнаружил надпись, указывающую на то, что сделаны они в России. Потребовалось время, чтобы убедить его в том, что независимо от того, приобрел бы он эти шины в Швеции, в Норвегии или в Финляндии, с большой долей вероятности они были бы снабжены надписью «made in Russia».

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Свежеиспеченные шины Ikon Tyres.

Сейчас на российском рынке модели под суббрендами Hakka и Hakkapeliitta еще присутствуют, но это та продукция, которая была произведена до марта 2023 года, так как после завершения сделки по приобретению завода российская сторона потеряла право на использование бренда Nokian Tyres и, соответственно, на наименования прежних суббрендов. При этом компания Ikon Tyres сохранила все обязательства перед своими клиентами, включая расширенную гарантию, абсолютно на всю продукцию, также и ту, что производилась под брендом Nokian Tyres.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел
Каждая шина проходит сначала визуальный, а затем и автоматизированный контроль.

Первыми ласточками с новыми названиями производственных линеек Ikon Tyres стали премиальные летние шины, получившие общее имя Ikon Autograph. Модели тоже сменили имена собственные, но в плане дизайна протектора и технологий в них узнаются уже знакомые и хорошо зарекомендовавшие себя версии — высокоскоростная шина Ikon Autograph Ultra 2 сохранила фамильные черты Hakka Black 2, все характеристики Ikon Autograph Aqua 3, фокус рисунка протектора которой ориентирован на стойкость к аквапланированию, в точности соответствуют модели Hakka Blue 3. В конструкции Ikon Autograph Eco 3 используется специальная резиновая смесь, обеспечивающая низкий уровень сопротивления качению и, соответственно, высокую топливную экономичность автомобиля — именно то, чем отличалась Hakka Green 3.

Как делают шины Ikon Tyres: сходил на завод и все увидел

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное