Top.Mail.Ru
От чего дохнут нейтрализаторы и можно ли ездить без них?

От чего дохнут нейтрализаторы и можно ли ездить без них?

11.04.2023
Каталитические нейтрализаторы есть в каждом современном автомобиле. Однако некоторые владельцы со временем решают от них избавиться - разбираемся, к чему это приводит и так ли нужны эти недешевые системы

Редакция

Сначала – немного теории. В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания происходит окисление углеводородного топлива кислородом воздуха. Углеводородные соединения взаимодействуют с кислородом О2, которого в воздухе примерно 21 %, и азотом N2, составляющим около 78%. В результате на выходе получаются не прореагировавший ни с чем азот,  безвредные водяной пар Н2О и продукт полного окисления углерода СО2, а также вредные вещества, оставшиеся от неполного окисления. Это – несгоревшие углеводороды CHx, оксид азота NOx и угарный газ – недоокисленный углерод СО. С этими вредителями и надо бороться.

Практическое применение нашли, в основном, каталитические нейтрализаторы окислительного типа, они же – дожигатели. В них обязано догорать то, что не сгорело в цилиндрах двигателя. Проходя через нейтрализатор, оксид углерода превращается в малотоксичный углекислый газ, а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Зачастую нейтрализаторы ошибочно называют катализаторами, но это неграмотно. Катализаторы – это вовсе не устройства, а просто вещества, увеличивающие скорость химических реакций. Они  активно участвуют в преобразованиях, но сами не расходуются.

Каталитический нейтрализатор отработавших газов – это металлический бочонок, установленный в системе выпуска. Внутри расположены один или два керамических либо металлических пористых блока, стенки которых покрыты упомянутыми выше катализаторами дожигания: родием, палладием, платиной. В ходе химических реакций вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах, преобразуются: оксид углерода и оксиды азота — в диоксид углерода CO2 и элементарный азот N2, а углеводороды — в диоксид углерода CO2 и водяной пар. Степень очистки отработавших газов в исправном нейтрализаторе достигает 98%. Температура, при которой начинается каталитическое преобразование – около 300 °С. Скорость прогрева нейтрализатора зависит от близости его расположения к двигателю. Именно поэтому большинство фирм перешли от нейтрализаторов, размещаемых под днищем автомобиля, к так называемым катколлекторам. При этом  короткие выпускные  патрубки от ГБЦ  сходятся в камеру нейтрализатора отработавших газов. Реальный ресурс большинства нейтрализаторов в нашей стране  составляет 100000-150000 км, однако случаются и неприятности.

От чего дохнут нейтрализаторы? Типичная неисправность – оплавление, проявляющееся в виде спекания сот. Выход отработавших газов при этом ухудшается. Как правило, такое случается после отметки в 900 градусов: например, при использовании низкооктанового бензина, догорающего вне цилиндров. При этом мощность мотора ощутимо падает, а пуск затрудняется. Другой вариант — разрушение керамики, которая начинает крошиться. Из-за этого многие производители используют вместо керамической основы более дорогую металлическую пористую структуру. Самое тяжелое последствие разрушения керамики – попадание абразивной керамической пыли вместе с частью отработавших газов обратно в цилиндры мотора. Поршневая группа при этом очень быстро потребует капремонта. Наконец, еще одна возможная причина — это нейтрализатор, забитый продуктами неполного сгорания топлива и масла.

Что делать с неисправным нейтрализатором? Проще всего, извините, махнуть рукой на экологию. Апологеты такого подхода выбивают из нейтрализатора его потроха и устанавливают «обманку» – электронную или механическую. Механическая – это, грубо говоря, втулка с уцелевшим куском нейтрализатора, которую ставят перед вторым лямбда-зондом: тот при этом решит, что все в порядке. Электронная «обманка» просто имитирует правильный сигнал, идущий на блок управления. Понятно, что такой прием – это нечестная игра: ваш автомобиль будет вонять примерно как «Евро минус один». Другой вариант обмана – установка вместо начинки пламегасителя – это набор камер с отверстиями, служащими для снижения температуры и давления газов. Электронику при этом обманывают указанным выше способом.

А как же честный подход? По сути он – один: надо установить вместо керамического блока универсальный ремонтный каталитический нейтрализатор. Лучше всего на металлической, а не керамической основе: причину мы указали выше. Степень очистки при этом может быть чуть хуже, чем в исходном варианте, однако никакой вони как от древних дизелей на подъеме, точно не будет.

От чего дохнут нейтрализаторы и можно ли ездить без них?

К сожалению, на практике многие предпочитают ездить «до победного» с обманками – увы.

Что еще почитать:

Как снизить расход топлива на машине с автоматом или вариатором

Чудес не ждите: есть ли польза от присадок?

Когда нельзя заливать минеральное масло в мотор: простой и понятный ответ

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное