Top.Mail.Ru

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

06.10.2021
Марк Лю, глава одного из крупнейших производителей микрочипов в мире, Taiwan Semiconductor Manufacturing Co (TSMC), который является поставщиком Apple, Intel, Qualcomm и AMD, развенчал миф о дефиците микросхем для автомобилей

Максим Федоров

Оказывается, что отгрузка микрочипов производителям автокомпонентов давно (!) идет в полном объеме. А как же дефицит, о котором автокомпании трубят на каждом углу? Получается, что нас водят за нос? Получается, что так. Глава TSMC не смог объяснить, где обрывается цепочка поставок, так как это не входит в компетенции его компании. Задача TSMC - исправно поставлять микросхемы заказчикам, что они и делают. Возможно, сами производители копят микросхемы на своих складах, создавая искусственный дефицит своими силами. Но зачем?! А ответ на этот вопрос достаточно очевиден.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - autodealer-9.jpg

В прошлом году автопром сильно пострадал из-за локдаунов. Автокомпаниям приходилось закрывать заводы, а дилерам – шоу-румы и торговать машинами буквально из-под полы. Словом все они понесли солидные издержки, а эти издержки нужно как-то покрывать. Но как? Просить помощи от государства? Оно конечно поможет, но долги придется отдавать. Резко поднять цены на автомобили? Покупатели не поймут, и продажи могут упасть еще сильнее. Выпускать больше машин и заработать за счет объема? Увы, рынок не бездонный и даже с учетом отложенного спроса может возникнуть затоваривание, а, следовательно, вновь придется нести убытки.

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

И на данном этапе рассуждений в голову какого-то менеджера приходит гениальная по своей простоте мысль: а что если создать искусственный дефицит? Все мы знаем, что происходит, когда возникает нехватка того или иного ходового товара, будь то гречка или туалетная бумага –  покупатели начинают сметать его с полок по любой цене.

Аналогичная история повторилась и с автомобилями. Их вдруг стало не хватать, причем по всему миру. Покупатели же готовы были тратить деньги, которые накопились за счет отложенных поездок на отдых и «вертолетной» финансовой помощи от государства (в развитых странах). Машину захотели иметь даже те, кто раньше о ней и не думал: в постковидную эпоху личный транспорт стал своего рода «оберегом», защищающим человека от вирусов.  

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

Словом спрос появился нешуточный, а вот машин сильно больше производиться не стало.  А что делают продавцы, когда спрос превышает предложение? Правильно – повышают цены. Причем повышают ровно на столько, насколько покупатели готовы переплатить. Если есть люди, согласные взять новый Land Cruiser, на который дилер накинул миллион сверху, как-то странно продавать этот же внедорожник за официальный прайс.

Не знаю, кто начал эту спекулятивную игру первым – дилеры или сами автопроизводители, но она оказалась выгодна и тем и другим. Одни смогли быстро заработать и отбить убытки от локдауна, другие – стали делать больше машин в дорогих комплектациях, которые приносят наибольшую прибыль – ведь покупатель готов купить все, что ему дают. Плюс заводы получили заказы на месяцы вперед, а вместе с ними и уверенность в завтрашнем дне. Ну и зачем, спрашивается, им нарушать эту идиллию? Гораздо проще сослаться на мифический дефицит микросхем, оправдывая многомесячные очереди и улетевшие в космос цены на машины.  

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

Хотя здесь тоже все не так просто. Ведь автоконцерны формально не причем, и винят во всех грехах производителей автокомпонентов – это им не хватает чипов. Тот же завод Bosch Самара, сорвавший поставки блоков ABS/ESP на конвейер АВТОВАЗа, прогремел на всю страну. И подумайте, стал бы немецкий бренд портить свою репутацию, только для того, чтобы автопроизводитель и его дилер смогли больше заработать на дефиците машин?  

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

А может быть, чипы оседают на складах перекупщиков, которые тянут с поставками для того, чтобы тоже заработать? Такой вариант исключать нельзя. Более того, возможен даже «заговор» на уровне… правительств! И это не шутка: американцы уже давно хотели развернуть масштабное производство микросхем у себя дома, чтобы не зависеть от несговорчивого Китая и других азиатских поставщиков – а тут и повод подвернулся, под который можно запросить у государства дополнительные ассигнования на строительство новых заводов.

Почему дефицит микросхем – это миф, но автокомпаниям и дилерам он выгоден

Словом, чтобы ответить на все эти вопросы, одного инсайда от Марка Лю мало. Тем более, что он все и не расскажет. Его компания свою работу делает хорошо, но в каких объемах она производит микросхемы для автопрома - не известно, это коммерческая тайна. То есть TSMC вполне может исправно выполнять заказы, но знать, покрывают ли они потребности рынка, не может. А искусственный дефицит, как вы убедились выше, творит чудеса в плане быстрого обогащения его бенефициаров.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное