Top.Mail.Ru
Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

26.02.2024
В этом году одному из ведущих отечественных перевозчиков сборных грузов — транспортной компании «Байкал Сервис» — исполняется 30 лет, и за это время она прошла разные периоды трансформации бизнеса. О текущей ситуации на рынке и перспективах развития рынка автоперевозок рассказал генеральный директор компании Владимир Толкачев.

Редакция

— Владимир, ваша компания на рынке уже три десятилетия, как, на ваш взгляд, сегодня выглядит рынок автоперевозок?

— После падения к концу 2022‑го года рынок автоперевозок восстановился, сумел адаптироваться под меняющиеся обстоятельства и продолжить свое развитие. Уход крупных международных компаний из России перераспределил объемы среди российских перевозчиков.

Наметившиеся тренды 2023 года получили развитие в текущем году. Так, продолжилась переориентация международных грузопотоков на южное и восточное направления, в первую очередь на Турцию, Иран, Индию и Китай. Драйвером стал Восток страны. 

На внутреннем рынке автоперевозок мы наблюдаем рост, прежде всего, за счет активизации рынка электронной коммерции и развития отечественной промышленности. 

— Сегодня лидером по внешним перевозкам остается Белоруссия. Как развивается сотрудничество вашей компании в направлении стран СНГ?

— «Байкал Сервис» еженедельно доставляет сборные грузы в Белоруссию, Казахстан и Кыргызстан. Объемы отправок компании в Белоруссию в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились почти в пять раз. В прошлом году наши клиенты чаще всего заказывали перевозку автозапчастей и запчастей для оборудования.

По Казахстану и Киргизии в целом грузопоток достаточно стабилен. Отмечу, что по всем направлениям мы сотрудничаем только с проверенными партнерами, например, в Белоруссии — с компанией «Семар ЭкспрессБел».

Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

— Теперь от общего к частному... Каким был 2023 год для вашей компании и насколько оптимистично вы смотрите на развитие бизнеса в 2024 году? 

— В нашей компании мы также отмечаем положительную динамику и рост спроса на внутренние грузоперевозки. Следуя актуальным трендам, мы усилили свое присутствие на Дальнем Востоке. Если сравнивать с 2022 годом, объемы перевозок сборных грузов в 2023 году увеличились на 15 %. В следующем году ожидаем, что увеличение объемов перевозок также продолжится.

При этом мы всегда делали и продолжаем делать ставку на стабильное качество услуг для наших клиентов. Обновление автопарка, улучшение качества складских помещений наших филиалов по всей России — от этого напрямую зависят удобство и скорость обслуживания клиентов и обработки грузов. В прошлом году мы открыли новый современный экспедиционно-складской комплекс класса «А» «Котельники» на 10 000 кв. м на востоке Москвы. Также за последнее время улучшили условия для обслуживания клиентов в Уфе, Ижевске, Пскове, Воронеже, Уссурийске, Барнауле, Сахалине и других городах.

Отдельно выделю развитие сегмента доставки в сфере электронной коммерции. По сравнению с прошлым годом мы наблюдаем двукратное повышение объемов, ориентированных на маркетплейсы. Сегодня продавцы рынка электронной торговли активно пользуются не только перевозками LTL (прим. Less Than Truck Load), но и FTL (прим. Full Truck Load). Благодаря развитой филиальной сети нашей компании один поставщик может перевезти свой товар сразу на несколько площадок в разных регионах. Это позволяет минимизировать сроки доставки до конечного получателя и существенно сэкономить на перевозках. При этом мы предлагаем комплексную услугу для поставщиков маркетплейсов. Она включает не только все необходимые сервисы, выгодные условия (до 50 % относительно стандартного тарифа) по доставке товаров на склады по всей России и ближнему зарубежью, но и дает возможность клиентам не платить в случае простоя, чётко прогнозировать затраты.

— Для многих компаний серьезной проблемой стал дефицит кадров, в частности водителей. И как сильно эта проблема может повлиять на работу в текущем году?

— Несмотря на положительную динамику развития рынка перевозчики неминуемо продолжают сталкиваться с барьерами, которые влияют на развитие всей отрасли. По всей стране в логистической отрасли сейчас наблюдается кадровый дефицит, в том числе и по складскому персоналу. Не хватает водителей грузового транспорта, погрузчиков, приёмосдатчиков и т. д. 

Но на первое место по остроте я бы поставил именно проблему нехватки водителей большегрузного транспорта (категории «CE»). Например, если раньше причиной дефицита водителей грузового транспорта была непопулярность профессии, то сейчас, в связи с СВО, именно водители являются одними из самых востребованных специалистов во время призыва на военную службу. По нашим прогнозам, на фоне растущего дефицита, будет и дальше усиливаться «зарплатная борьба» за водителей в отрасли, и текущем году может зарплата вырасти еще примерно на 30 %.

Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

— Как, в связи с тем, о чем вы говорили, складывается ситуация в ООО «Байкал-Сервис ТК»?

— В прошлом году сроки закрытия вакансий по складскому линейному персоналу в нашей компании выросли на 30–40 %. Это в среднем по России, а по Москве эти сроки увеличились с 5 рабочих дней до 10, а порой и более. Запросы по зарплате у кандидатов выросли также на 30-40 %. К примеру, грузчик с легкостью расстается со своим местом работы, если видит предложения с большей заработной платой или более легкими условиями труда. 

Во все времена сотрудники были для нас одним из самых важных ресурсов, поэтому мы стараемся создавать для людей максимально комфортные условия как с приходом в компанию, так и в процессе их работы. На сегодняшний день штат водителей в компании практически полностью укомплектован. Для привлечения квалифицированных работников мы постоянно работаем над улучшением условий труда. Например, для удобства сотрудников организован трансфер до работы в утреннее и вечернее время, за новыми сотрудниками закрепляется наставник (его работа также оплачивается), процесс обучения проходит поэтапно, сначала сотрудники работают на менее сложных участках, постепенно переходя к более трудоемкой работе. Также внедрена акция «Приведи друга», за которую сотрудник, по истечению испытательного срока протеже, может получить денежное вознаграждение. Кроме того, мы постоянно отслеживаем уровень зарплат, которые предлагает рынок и производим регулярные индексации, ведем работу по предоставлению сотрудникам дополнительного социального пакета, организуем внутренние конкурсы, где поощряются лучшие сотрудники.

— С 1 января 2024 года вступил в силу закон, устанавливающий выплату водителям суточных, которые, как мне кажется, не соответствует нынешним реалиям. Как это скажется на себестоимости перевозок?

— На наш взгляд, декларируемая сумма действительно недостаточна для покрытия возникающих расходов водителей. Превышая этот лимит, компании должны будут заплатить налоги и страховые взносы, которыми ранее суточные не облагались, что в свою очередь повлияет на увеличение себестоимости доставки грузов.

Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

— На ваш взгляд, увеличится ли дефицит техники в нынешнем году и как изменится ее стоимость?

— На сегодняшний день ситуация на рынке беспрецедентная: при росте рынка наблюдается дефицит кадров и подвижного состава. Санкции оказали сильное влияние на рынок грузоперевозок в России. Отечественные производители, такие как КАМАЗ, пока не справляются в полном объеме с существующими потребностями рынка. Думаю, что при текущих ценах в 2024 году на рынке существенного увеличения дефицита техники ждать не приходится. Скорее стоит ожидать расширения предложений со стороны китайских партнеров и некоторой стабилизации цен.

Что касается стоимости, то, по нашим данным, китайские грузовики выросли в цене как минимум на 50 % с начала этого года. На стоимости техники негативно сказались изменение курса рубля по отношению к юаню, а также повышение с 1 августа 2023 года в 1,7 раза ставки утилизационного сбора. Что касается магистральных тягачей отечественного производства, то рост их стоимости составил порядка 15 %. Менее заметный рост связан с острой конкуренцией на рынке, которую создали китайские автопроизводители. 

По нашим прогнозам, стоимость тягачей продолжит расти как минимум в рамках текущей инфляции. А начиная со второго квартала 2024 года вполне возможна и курсовая переоценка, связанная с ожиданием ослабления рубля.

Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

— Насколько, с вашей точки зрения, китайские автомобили адаптированы к российским климатическим условиям? Насколько они надежны?

В морозы при неправильной эксплуатации ломаться или не заводиться могут абсолютно любые автомобили, даже премиум-класса. Китайский автопром эффективен и гибок, и наверняка улучшит и адаптирует свои марки не только для России, но и для других стран, где он уже значительно потеснил местных именитых производителей. Я бы отметил, что наибольшим рискам выхода из строя подвержены электрокары, запас заряда которых при минусовых температурах может сокращаться.

— Происходила ли трансформация автопарка вашей компании и увеличились ли расходы в этом сегменте бизнеса? Планируете ли его обновление?

— Расходы на обслуживание автопарка компании за последние 1,5 года выросли в среднем на 30 %, и они связаны, прежде всего, с возросшей инфляцией и падением курса рубля. Автопарк является основой для качественного предоставления услуг нашим клиентам, и в компании «Байкал Сервис» он состоит из грузовиков отечественного производства. В последние годы мы автопарк унифицировали, тем самым оптимизировав обслуживание и ремонт, что позволило сократить время доставки, повысить качество предоставляемых услуг по всей филиальной сети. В этом году мы на 30 % расширили свой автопарк, приобретя новые грузовики Газель NEXT, Газон NEXT и МАЗ, которые уже вышли на маршруты. Важно, что дилеры отечественных автопроизводителей работают во всех уголках страны, поэтому с обслуживанием транспортных средств проблем не возникает. 

В 2024 году обновления планируем только в рамках замены выработавшего свой ресурс автотранспорта. В основном это легкие коммерческие грузовики, работающие по городу. 

Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

— Какие еще причины, помимо дефицита водителей, сдерживают развитие логистического бизнеса? 

— Еще один барьер в отрасли сегодня связан с нехваткой складских площадей. С началом СВО рынок складской логистики существенно изменился. Недостаток складских площадей во многом стал связан с ростом деловой активности со стороны игроков из сферы электронной коммерции, где рост количества заказов, по данным аналитиков, только на двух основных маркетплейсах к концу 2023 года составил порядка 55 %. Более сложная логистика потребовала значительного увеличения глубины складских запасов. На этом фоне продолжилась тенденция перемещения в мегаполисах промышленных и складских территорий за город в пользу строительства жилой недвижимости. Все эти факторы привели к отсутствию вакантных площадей и, как следствие, к галопирующему росту арендных ставок. 

— Вы достаточно подробно обрисовали проблему недостатка квалифицированных кадров. Как вы оцениваете перспективы решения этой задачи с помощью цифровизации и автоматизации рабочих процессов?

— Весь рынок логистики уже давно двигается по цифровому пути. В нашей компании внедрение актуальных цифровых решений, автоматизация рабочих процессов, при этом улучшение сервиса для клиентов — важные составляющие развития бизнеса. 

Если говорить в контексте решения проблемы дефицита кадров, то их внедрение только частично может скорректировать ситуацию. Другая сторона — это повышение требований к квалификации сотрудников, в том числе и на складе. На сегодняшний день специалистов с необходимыми знаниями и опытом на рынке по-прежнему нет или очень мало.

В нашей компании мы подходим к вопросу комплексно. Для его решения создан Учебный центр, который разрабатывает программы специально для сотрудников разных направлений: от грузчиков, приемосдатчиков до работников офиса. Обучение проходит на старте (сразу после приема на работу) для плавного введения в специальность, а также в процессе всей дальнейшей трудовой деятельности. Непрерывность обучения позволяет нашим сотрудникам своевременно обновлять и получать новые знания и навыки, при этом быстро адаптироваться к меняющимся потребностям компании и всей отрасли.

Дефицит кадров и складских площадей: что ждет российский рынок автоперевозок в 2024 году

— Ваши прогнозы по развитию рынка перевозок на 2024 год? Какие цели ставите на будущий год?

— Если говорить про рынок в целом, в прошлом году автоперевозки внутри России подорожали в среднем на 30–40 %, и в ближайшее время этот тренд продолжится. При этом рынок грузоперевозок будет по-прежнему ощущать острый кадровый дефицит водителей и складского персонала, большегрузного транспорта, а также свободных складских площадей.

Как я уже отметил, все устойчивые тенденции 2023 года найдут свое продолжение в ближайшее время (ориентация на юг и восток, страны СНГ), рынок электронной коммерции по-прежнему останется важным драйвером для отрасли.

Если говорить о нашей компании, то в этом году «Байкал Сервису» исполняется 30 лет. Для нас всегда в приоритете было качество и доступность предоставляемых услуг. И, несмотря на все сложности и барьеры, мы продолжаем оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка, ориентироваться, прежде всего, на потребности наших клиентов.

Проверенный рецепт долголетия нашей компании — это сложившийся годами коллектив-единомышленников, в котором сотрудники по всей стране от Калининграда до Владивостока трудятся не по одному десятилетию. И нам важно сохранить нашу команду, предложив им комфортные условия труда, возможности для профессионального роста и реализации.

Уверен, что в текущих условиях в отрасли, смогут выстоять и укрепить свои позиции именно те компании, которые выстроили правильные человекоцентричные модели для своих сотрудников.

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное