Top.Mail.Ru
Автомобильные масла в СССР: что выпускали и как жили без синтетики?

Автомобильные масла в СССР: что выпускали и как жили без синтетики?

06.09.2023
Те кто жил в СССР знают, что раньше и деревья были выше, и трава зеленее, и морозы крепче. При этом никаких маловязких синтетический моторных масел отечественная химическая промышленность не выпускала. Однако, как-то же ездили автомобили и прочая техника, в том числе в Заполярье и других холодных регионах?

Редакция

Мы настолько избалованы современными технологиями и запуганы страшилками о неизбежной поломке мотора, если в него зальешь «неправильное» масло, что и представить себе не можем, как раньше машины ездили без синтетики. Но ведь ездили же! Более того, по сей день огромное число американских автовладельцев предпочитают заливать в двигатель не синтетику, а минералку, хотя у них-то выбор, надо полагать есть – и неплохой. И дело тут вовсе не в более мягком климате Соединенных Штатов.

Что касается СССР, то автомобильные масла в стране выпускались всегда – и до войны, и после нее. Конечно, по современным меркам, их ассортимент был достаточно скромным, но его хватало. Если взять за планку отсчета момент появления Жигулей, как самого популярного и самого современного автомобиля на нашем рынке, то с этого момента советскими автовладельцами стали преимущественно использоваться следующие моторные масла:

– при +5 градусах и выше – моторное масло М-12Г1 летнее по ТУ 38-1-01-415-73 или М-12ГИ, летнее по ТУ 38-1-01-48-70;

– от плюс 5 до минус 20 градусов – моторное масло М-8Г1 зимнее по ТУ 38-1-01-415-73 или М-8ГИ, зимнее по ТУ 38-1-01-48-70;

– при минус 30 градусах и выше – моторное масло М-6з/10Г1 всесезонное по ТУ 38-1-01-415-73 или М-10ГИ, всесезонное по ТУ 38-1-01-48-70.

При таких температурных интервалах масло приходилось менять также, как сейчас шины – по сезону. Но для мотора это было только лучше!

А как же масла типа современных 0W-40 ил 5W-30? Да, с ними всем было бы проще, однако на то момент синтетические масла только-только начинали появляться на свет – и не только у нас, кстати говоря. Сегодня мы уже понимаем, что создать минералку с категорией эксплуатации лучше SL практически невозможно, а полвека назад – тем более. Однако самое время разобраться, чем, собственно, синтетика лучше минералки?

Минеральное базовое масло – это остаточные продукты перегонки нефти после получения бензинов и дизельного топлива. Это те же комбинации углеводородных соединений, причем тяжелых фракций и с высоким содержанием серы, которую не пустили в топливо. Получить четко стабильный состав такого масла от партии к партии очень трудно – и нефть бывает разная, и технология не всемогуща. А это нехорошо, поскольку как раз от комбинации углеводородных соединений, то есть от того, сколько парафинов, нафтенов или ароматики осталось и в какой пропорции, зависят  вязкостные свойства базового масла. Поэтому приходится пускать в ход специальные загущающие присадки, количество которых подбирается индивидуально, по результатам входного контроля базового масла. А эти присадки довольно быстро срабатываются в результате термоокислительных реакций, повторяющихся каждый раз, когда масло попадает в зону высоких температур. В итоге масло начинает менять свойства… А это уже неприятно, особенно для изношенных моторов. Именно поэтому на практике рекомендуют замену минерального масла через 5-6 тыс. километров пробега.

А вот если «собрать» базовое масло из необходимых видов углеводородов, то и его стабильность будет высокой, и свойства предсказуемыми. Синтетика дарит пользователю энергосбережение, противоизносные и противозадирные свойства, повышенную моющую способность и, как уже отмечалось выше, широкий вязкостный диапазон – включая тот самый 0W-40. Срок ее службы выше, чем у минералки. Но при этом никто не сказал, что минералку вообще нельзя использовать – ездят же на ней вышеупомянутые американцы! Цена минералки ниже, чем у синтетики, а преждевременное срабатывание присадок компенсируется просто – надо менять масло почаще.

Разговоры на темы «Как обходились без синтетики?», в общем-то, надуманные. В те времена обходились без климат-контроля и старт-стопов, без систем ABS и ЕSP, без 100-х бензинов и навигаторов – и в этом не было никакой трагедии. Кстати говоря, моторы той эпохи были куда менее изнеженными, чем нынешние. А потому и синтетика как класс на этом этапе исторического развития просто не была так уж сильно востребована.

Автомобильные масла в СССР: что выпускали и как жили без синтетики?

Что еще почитать:

«Предсмертные» судороги АКП: почему дергается машина с автоматом

Как продлить срок службы аккумулятора в машине

Можно ли угробить мотор, залив не то масло?

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 2,33 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Аркадий Александрович:

    И в СССР не было нормального масло и сейчас тоже нету одна тутфа идет .

Статьи по теме
Популярное