
Многие убеждены, что заводские указания насчет выбора подходящего моторного масла являются своего рода «разводом на деньги», целью которого является привязка к строго определенному бренду и, как следствие, отказ от всех прочих вариантов. Так ли это на самом деле? Понятно, что специально потчевать мотор какой-то жидкостью для тепловоза никто не станет, но на прилавке полным-полно и других масел. Чем они, собственно, хуже?

Редакция
Сразу отметим, что если в дороге срочно нужно подлить в двигатель масло, восстановив его уровень до нормального, то для этого годится практически любое масло – моторное, разумеется! До сервиса, во всяком случае, вы доберетесь без последствий. А вот с длительной эксплуатацией нерекомендуемого продукта нужно вести себя осторожно. Завод-изготовитель автомобиля всегда проводит длительные тесты своих двигателей, обнаруживая при этом различные болевые точки, будь то склонность к преждевременному образованию нагара на клапанах или кольцах, недостаточная пропускная способность тоненьких масляных каналов и так далее. Переделывать готовый мотор никто не хочет – сначала начинаются поиски нейтрализации дефекта «малой кровью». И если удается добиться нужного результата путем применения какого-то определенного масла, то именно так и поступают. Именно такое масло и становится рекомендованным.
Если залить иное масло, то на практике, как правило, это аукается снижением ресурса двигателя. Но общее правило такое: чем дороже и современнее мотор, тем он капризнее. Например, древним волгам или москвичам было практически все равно, какое моторное масло нашел владелец. А вот если в современный движок, требующий малозольное масло, залить высокозольное, то система доочистки выхлопных газов воспримет это весьма болезненно. Но самый банальный пример – с вязкостью. Попытки залить в мотор с тонкими кольцами и маленькими отверстиями для слива масла из канавок поршня вместо рекомендованного «жиденького» масла 0W-20 скажем, 10W-40 кончатся тем, что масло просто застрянет в тоненьких каналах, и мотор останется вообще без смазки.
Категорически нельзя применять вместо масел SN plus или SР что-либо более древнее. Дело в том, что такие масла появились не от хорошей жизни – их специально создавали для борьбы с неведомым ранее явлением нежелательного раннего зажигания – LSPI. Эффект начал проявлять себя в наддувных двигателях с непосредственным впрыском вследствие зольных отложений, воспламенявшихся при очередном впрыске топлива в цилиндр. А достоинства масел категории API SP как раз и состоят в том, что они практически не оставляют зольных отложений на головках поршней, тарелках клапанов и камерах головок. Это препятствует возникновению эффекта LSPI и появлению детонации.
В самом общем случае совет такой: излишний педантизм при выборе масла не нужен. Выбирать канистры с надписями типа Honda или BMW ни к чему – достаточно внимательно отслеживать категорию эксплуатации масла (SN, SР и т.п.) и требования к диапазону его вязкости. Сегодня в России представлены более тысячи брендов смазочных материалов. Лидеры по общему объему поставок – российские Роснефть, Лукойл, Газпромнефть. Вырос импорт из Турции, Кореи и стран Юго-Восточной Азии. Частные европейские марки, такие как Aimol, Addinol, Ravenol, Mannol, также выросли в объемах поставок. А при грамотном выборе масла откровенный вред мотору может причинить разве что подделка «под фирму».

Что теще почитать:
Менять масло в коробке передач или нет?