Top.Mail.Ru
Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

фото: фото автора / 09.04.2024
Журнал «5 колесо» провел независимое тестирование охлаждающих жидкостей, в ходе которого сравнил импортные антифризы с отечественным представителем.

Максим Приходько

Заявления иностранных брендов о приостановке работы, нестабильность курса рубля, перебои в поставках, боязнь зарубежных партнеров сотрудничать с российскими компаниями стали причиной значительного сокращения ассортимента импортных технических жидкостей. Оригинальные запчасти и расходники еще представлены на полках, но их стоимость выросла в разы. Особая актуальность данной темы связана с тем, что значительную часть российского автопарка продолжают составлять автомобили зарубежных марок (японских, корейских, европейских). Эксперты ОАО «АСМ-холдинг» оценивают долю легковых иномарок в 73 % от общего числа легковушек, стоящих на учете в ГИБДД (44 048 тыс. авто, данные за 2023 год). Их владельцам сложно переориентироваться на отечественных производителей, а переплачивать не хочется.

Острота проблемы усиливается еще и тем, что автомобильные охлаждающие жидкости – это ходовой расходный материал, пользующийся стабильным спросом. И стоит ли удивляться, что в этот востребованный сегмент рынка сегодня потоком течет масса разнообразных по своим эксплуатационным параметрам охлаждающих жидкостей. Их очень много, но далеко не все из них пригодны к использованию.

Может ли отечественная химическая промышленность предложить достойную замену? Для ответа на вопрос мы протестировали популярные и широко представленные на рынке продукты в лабораторных условиях.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Участники теста – ведущие мировые бренды охлаждающих жидкостей Febi, HEРU, Liqui Moly и российский представитель FELIX.

ПОДОЙДУТ БОЛЬШИНСТВУ

Участники теста – ведущие мировые бренды охлаждающих жидкостей Febi, HEРU, LiquiMoly и российский представитель FELIX. Выбор последнего неслучаен – антифризы FELIX самые используемые в России на протяжении 5 последних лет (по данным исследования «Автостат Омнибус»).

Все участвующие в испытаниях охлаждающие жидкости относятся к карбоксилатному типу (G12+). Жидкости этого типа действуют локально — образуют пленку только в местах начинающейся коррозии. Они характеризуются высокой эффективностью в плане предотвращения коррозии и подходят для большинства современных автомобилей.

Тестовые образцы были закуплены в интернет-магазине крупнейшего российского поставщика запчастей и расходных материалов. Три образца из нашего списка (Febi, HEРU, Liqui Moly) – концентраты, для получения рабочей охлаждающей жидкости их нужно разбавить водой.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Для проведения тестов мы разбавили концентраты дистиллированной водой в пропорции 1:1 по объему.

Главное удобство в использовании «обезвоженных» продуктов – это возможность его «настроить» под конкретные условия эксплуатации. Речь идет о выборе температуры кристаллизации. Для проведения тестов мы разбавили концентраты дистиллированной водой в пропорции 1:1 по объему. Приготовление антифризов производилось в соответствии с рекомендациями производителей по соотношению концентрат/вода и по качеству воды.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

Получилась охлаждающая жидкость с температурой начала кристаллизации на уровне -40 °C. Этого более чем достаточно для зимних условий большинства регионов России.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

Антифриз FELIX Carbox был приобретен в виде уже готовой к использованию жидкости. Соответственно, он не потребовал предварительного разбавления.

Испытуемые жидкости были помещены в обезличенную тару, промаркированы и отправлены в независимую лабораторию Международного испытательного центра по горюче-смазочным материалам («МИЦ ГСМ») для проведения физико-химических испытаний.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

Задача физико-химических испытаний — определить соответствие антифризов нормативно- технической документации, а также провести их сравнительный анализ. Результаты позволят судить о том, насколько хорошо охлаждающие жидкости будут соответствовать условиям эксплуатации (нагрев, охлаждение), а также эффективно защищать материалы двигателя автомобиля от коррозии. Требования и нормы взяты из ГОСТ 28084-89 – это единственный стандарт на охлаждающие жидкости, пришедший к нам из СССР, неполный, во многом устаревший, но пока не отмененный.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

СЕМЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В рамках испытаний образцов охлаждающих жидкостей были определены их следующие характеристики: внешний вид, температура кипения, температура начала кристаллизации, водородный показатель pH, плотность, воздействие на металлы/сплавы и резины.

При определении внешнего вида охлаждающей жидкости оценивается ее прозрачность, однородность и наличие механических примесей.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

Температура кипения антифриза характеризует его способность оставаться в жидком виде даже в высокотемпературных условиях его эксплуатации. На температуру кипения влияют два фактора: концентрация гликоля и давление в системе охлаждения (определяется производителем оборудования). Метод испытаний установлен ГОСТ 33594. Чем опасна низкая температура кипения? В результате закипания образуются паровые пробки, и, вместо охлаждения, наблюдается перегрев. Кроме того, кипящая жидкость  системе охлаждения усиливает кавитацию – мини-взрывы «съедают» детали помпы.

Температура начала кристаллизации – еще одна важная характеристика охлаждающей жидкости. Она указывает на нижний температурный порог использования. Метод испытаний описан в ГОСТ 28084. Суть заключается в том, что испытуемую жидкость охлаждают и фиксируют температуру, при которой невооруженным глазом можно заметить помутнение, которое и является признаком начала кристаллизации.

Плотность – показатель, связанный с концентрацией гликоля и, следовательно, с температурами кристаллизации и кипения. Измерение плотности служит для подтверждения качества антифриза и выявления фальсификатов. Плотность жидкости при +20 °C должна быть в диапазоне 1,065-1,085 г/см3. Метод тестирования – ASTM D4052.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

Показатель рH является мерой концентрации ионов водорода и указывает, является ли охлаждающая жидкость кислой, щелочной или нейтральной. Антифризы обычно имеют диапазон pH от 7,5 до 11. При слишком низком pH, эксплуатационный материал становится кислым и начинает разрушать как алюминий, так и черные металлы (железо и сталь). При слишком высоком pH, жидкость будет чрезмерно щелочной и повредит цветные металлы, такие как медь и алюминий. Для определения рH используется стандартный метод ASTM D1287-09.

Важнейшая часть испытаний – определение коррозионного воздействия на металлы по ГОСТ 28084. В тесте используют медь, припой, латунь, сталь, чугун, алюминий.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Пластины образцов металлов насаживают на крепежный винт в определенной последовательности.

Методика позволяет оценить коррозионные свойства охлаждающей жидкости. По изменению массы образцов металлов и сплавов судят о коррозионной активности охлаждающей жидкости. Нормой считается изменение массы не более 0,1 г/м2 в сутки.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Определение коррозионного воздействия охлаждающей жидкости на металлы проводят при температуре 88 °C в течение 336 часов.

Охлаждающая жидкость не должна агрессивно воздействовать на резиновые детали системы охлаждения. Совместимость эксплуатационного материала с резинами проверяется по методике, описанной в ГОСТ 9.030. Испытание производится при температуре 100 °C в течение 72 часов. Охлаждающая жидкость взаимодействует с резиной двух марок: 57-5006 и 57-7011. Допустимое изменение объема образца - не более 5 %.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Совместимость охлаждающей жидкости с резинами проверяется по методике, описанной в ГОСТ 9.030.

Все параметры охлаждающих жидкостей были определены в соответствии с действующими российским и международными стандартами. Результаты сведены в таблицу.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории

НЕ ВСЕ ОДИНАКОВЫ

Итак, что показали лабораторные данные? Внешний вид всех образцов идентичен. Это прозрачные однородные жидкости светло-красного, розового и фиолетового цвета без механических примесей.

Водородный показатель у всех тестируемых образцов примерно одинаков и находится в пределах требований нормативной документации.

Замер температуры кипения у охлаждающей жидкости FELIX Carbox показал 109 °С. Смеси Febi, HEРU и Liqui Moly с дистиллированной водой закипели при нагреве до 108 °С.

Показатель «Температура начала кристаллизации» у всех образцов близок. Наименьший результат у образца FELIX Carbox.

Значения плотности у всех тестируемых образцов жидкостей не превышает требования стандарта ASTM D 3306 "Стандартная спецификация охлаждающих жидкостей на основе гликолей для двигателей легковых и малотоннажных автомобилей".

По воздействию на медь, припой, латунь, сталь, чугун и алюминий все испытанные образцы продемонстрировали низкую коррозионную активность. Требования ГОСТа выполняются с запасом.

Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Пластины меди, припоя, латуни, стали, чугуна и алюминия после воздействия антифриза HEPU.
Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Образцы металлов после взаимодействия с антифризом Febi.
Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Определение коррозионного воздействия антифриза Liqui Moly.
Один за всех и все на одного: что показал тест антифризов в лаборатории
Пластины меди, припоя, латуни, стали, чугуна и алюминия после воздействия антифриза FELIX Carbox.

Показатели воздействия на резину всех четырех образцов находятся внутри нормативных пределов ГОСТа.

Итак, в процессе работы мы убедились, что у отечественной промышленности есть достойная альтернатива на замену уходящим брендам. Показано, что отечественный продукт не уступает, а по отдельным показателям превосходит зарубежные образцы. Выбирайте проверенных поставщиков!

Редакция рекомендует:






(8 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

18 комментариев

  1. Антон:

    Посмотрел на фото пластин. После Феликса все пластины белые от солей. И так известно стошникам, что они не заморачиваются использованием дистиллированной воды и льют какая попадётся. Оттого и все претензии к этому бренду. Мало найти нормальную присадку и гликоль, надо ещё по рукам сотрудникам и менеджерам среднего звена арматурой бить за нарушение технологии.

  2. Аркадий Александрович:

    Европа от нас отвернулась , если глядеть из этого списка остался только Феликс . Остальное если и будут продавать то будет подделка или привезут из Турции но это долго и цена будет высокой .

  3. Андрей:

    Я вообще не заморачивался по поводу марки антифриза никогда, заливал по цвету и цене, на Тундре уже лет 6 катаюсь на Феликсе, ничего по системе охлаждения не вышло из строя. На Ягуаре заливали на СТО LM, но ценник очень не гуманный, вот там пластиковые всякие фигнюшки менял (рассыпались), по какой причине сказать не могу, думаю потому, что экономят на весе и тычут везде пластмасс… Так, что говно этот Феликс или нет, тут бабка надвое сказала…

  4. Вольдемар:

    Статья на заказ.

  5. Максим:

    Работаю по обслуживанию HD Truck..
    Работаю с Total Energies..
    Поржал с фразы «мировых производителей»
    Arteco и BASF…. не.. не слышали.

    Ни одна из выше указанных фирм не производит… и тем более не РАЗРАБАТЫВАЕТ формуляции антифризов.

    Самое главное в антифризе: предотвращать коррозию которая ухудшает теплоотвод…

    А Felix бодяга еще та…
    Не нужно даже анализы делать, скачайте TDS с их сайта и почитайте.. в особенности последний абзац.. посмеетесь.

    О aprovals G12+ от VW… насмешили… VW даже концентрацию красителя в готовом продукте в ppm измеряет…не попадаешь… идешь лесом.. не говоря уже о присадках!!

    Спасибо, посмеялся..

    • Борис:

      а вы в России работаете? У то эти все фирмы, которые вы называете, давно уже как ушли, а серый импорт сомнительная штука. А на счет Феликса, хороший антифриз, зря вы. Многие теcты видел в инете, да и сам на нем езжу около 10 лет

    • Евгений Л:

      Феликс заводской антифриз, по поводу теста…. ну вроде все нормально и характеристики нормальные заявлены, по тесту подтверждается просто. Я его давно заливаю, никогда он мне проблем не создавал, хороший антифриз, я это и без теста, на своем опыте знаю.

  6. Егор:

    Странная реклама, на феликсе пластины все в каком-то налете, которого нет на остальных антифризах. Себе бы не залил

    • Илья Баскаков:

      Какой ты там налет увидел, я даже не представляю. Все одинаковые, как близнецы, все нормальные фризы, просто переплачивать смысла нет, Феликс не хуже импортных, в принципе я и так уже это знал.

  7. Демидов:

    Хотя скажу честно я лил один раз Феликса.

    Потому что считаю что особо там накосячить-то нечему, ну допустим не дистиллированную воду добавить обычную и тогда будут всякие откладываться соли, это вполне возможно, а про температуру замерзания, не думаю что производители настолько глупые что уменьшать содержание действующих веществ в погоне за прибылью.

    Хотя……)))) сколько я знал предприятий в российской федерации, если на заводе разрешено добавлять допустим на литр от 100 до 150 г точка неважно чего это кетчуп и в других производимых в продуктах и веществах, обязательно будут добавлять 98 г на литр.))) это российская действительность, потому что пословица есть такая, народ не свиньи всё сожрут)))

    • Владимир:

      Я после ремонта печки, залил Феликс — через 2 года забился радиатор печки, хотя перед заменой промывали систему антифризом и горячей водой. Также после использования феликса вместо оригинального VAGовского пластиковый бачок начал желтеть. Возможно совпадение, но после увиденных на тесте отложение — мое мнение Felix для машин которых не жалко…

      • Олег:

        Бачок желтеет от температуры, свойства пластика такие, а Феликс я давно заливаю, лет 10 наверное точно и чето у меня ничего не забило, и не перегревается.

      • Сергей:

        Заметил,что стоковые бачки у всех желтеют, у меня тоже пожелтел. Антифриз оригинальный был. Так что это не из-за антифриза, а по отложениям, хз, я постоянно Феликс сейчас лью, нет никаких отложений. Да и тесту их в принципе не немного.

  8. Демидов:

    Мало то что заказная статья, писал ещё человек который автосервис рядом проходил.

    Концентраты берут, не потому что можно под себя настроить оптимальную температуру замерзания. А всё очень просто сливается старый антифриз.
    Система промывается дистиллированной водой. В любом случае в системе что-то остаётся из чистой воды. Я про дистиллированную имею в виду, и залив разбавленный антифриз он ещё больше разбавляется. Поэтому нормальные механики стараются использовать концентрат.

    Может конечно Феликс и неплохой антифриз но я хотел бы увидеть объективные данные о применяемости.

    А пока на просторах интернета вижу что его можно лить куда угодно хоть в чай себе))) и типа хуже не будет)))

    • Борис:

      Концентрат как раз придуман, чтобы температуру замерзания корректировать в зависимости от климатической зоны. Самая низкая температура замерзания получается при пропорции 70% концентрата/30% воды, такая замерзает при -70 Чистый концентрат кстати имеет высокую температуру замерзания, что-то в районе -15.

  9. ДоминикДеКоко:

    Заказуха Феликса 100%

      • Андрей:

        Вы купите антифриз Новосибирского завода, продается в Светофоре, там просто подкрашенная вода из крана залита, проверил ареометром в присутствии директора магазина. Была удивлена. А я нет.

Статьи по теме
Популярное