Участник российской трюковой мотокоманды Legend Stunt Team, известной далеко за пределами нашей страны, рассказывает, как езда на одном колесе стала главным делом его жизни
Наталья Умнова
Марат, расскажите, каковы зачин, кульминация и развязка «карьеры» стантрайдера?
Стантрайдинг — это трюки на мотоциклах. А чтобы делать трюки, сначала надо научиться мастерски управляться с техникой.
Стантрайдинг — демократичный спорт: для тренировок нужны только мотоцикл и асфальтированная площадка. Начинать тренироваться лучше на 125-кубовом питбайке — мини-мотоцикле для супермото и мотокросса: он легкий, небольшой, недорогой, на нем можно довольно безопасно освоить базовые элементы. Затем переходить к более мощным и тяжелым мотоциклам. Полезно проводить 1–2 занятия с опытным инструктором из мотошколы, который научит правильно и безопасно управлять мотоциклом, потом 10–20 самостоятельных тренировок, потом снова с инструктором и т. д.
На тренировках я отрабатываю интересные мне трюки, многократно их повторяю. Когда устаю от одного элемента, перехожу к следующему. Монотонность немного надоедает, поэтому катаюсь с музыкой. Сначала в наушниках не получалось тренироваться, но потом привык слышать и мотор, и музыку одновременно. Скуки нет, если есть результат!
Иногда для прогресса нужно записать себя на видео, чтобы посмотреть, как выполняешь трюк. Иногда нужен совет партнера или чтобы подержали мотоцикл на месте, пока ты что-то «припрыгиваешь»: так отрабатываются сложные элементы перед тем, как делать их на ходу. Заниматься одному нельзя! Случаются такие падения, когда придавливает мотоциклом и выбраться самому нереально. Так можно и погибнуть! Но если пришлось выйти на площадку одному, то всегда кладите мобильный телефон в карман куртки и не тренируйте опасные и сложные элементы. При достаточном упорстве потребуется не менее двух сезонов, чтобы выйти на уровень российских соревнований (например, чемпионата Восточной Европы по стантрайдингу). В стантрайдинге прогресс идет медленно, стабильность приходит далеко не сразу, поэтому все зависит от количества тренировок, упорства, желания, мастерства, таланта и от того, насколько вы сможете минимизировать травмы. Избежать же их совсем, к сожалению, не удастся: надо быть готовым и полностью отдавать себе отчет в том, что можно оказаться в инвалидном кресле или даже лишиться жизни.
Снизить риск можно, только подходя к этому увлечению серьезно: изучив теорию, работая с тренером, не торопясь, делая все последовательно, а главное, уделяя много времени тренировкам. И, конечно, обязательно ездить в экипировке: мотоджинсы, наколенники, куртка с защитными вставками, шлем, перчатки. А вот защитой ног приходится жертвовать: в мотоботах неудобно, некрасиво, а то и невозможно выполнить некоторые трюки, поэтому стантрайдеры ездят в кроссовках.
Почему и зачем вы занимаетесь таким опасным видом спорта? Только из жажды адреналина?
Я занимаюсь стантрайдингом уже 10 лет и очень люблю этот вид трюкового искусства — он меня по-настоящему вдохновляет!
Стантрайдинг — моя работа, мы в команде Legend Stunt Team зарабатываем, устраивая профессиональные шоу, участвуя в разных мероприятиях, фестивалях экстремальных видов спорта. В этом году выступали в нескольких шоу, в т. ч. на Adrenaline FMX Rush, делали сюжет для телепередачи «Наука на колесах». Изредка я выезжаю на дороги общего пользования на своих «боевых» супермото Husqvarna SMR 511, но быстро или далеко на них не езжу, они для этого не предна-значены. Моя стихия — узкие улицы, пробки, плотный трафик, динамичные разгоны и торможения, маневрирование. Можно сказать, я настоящий «пробкооткрыватель»! В Москве ездить опасно, постоянно возникают аварийные ситуации, и в них мне очень помогают навыки стантрайдера: я знаю, как правильно экстренно тормозить, как ведет себя мотоцикл при блокировке переднего или заднего колеса, что делать, если его складывает. Стантрайдинг научил очень быстро принимать решения и так же быстро действовать, а это важно для безопасного передвижения по городу.
Когда я выйду «на пенсию», а случится это еще нескоро, буду заниматься тренерской работой, организовывать шоу, комментировать соревнования: надеюсь, к тому моменту стантрайдинг в России приобретет более массовый и популярный характер. Пока еще точно не решил для себя, чем займусь, есть время подумать. Одно знаю точно — поеду в кругосветное путешествие на мотоцикле!
Что надо, чтобы стантрайдинг в России развивался?
Все просто: нужны соревнования, фестивали, продвижение, чтоб как можно больше людей узнавали о нем и поддерживали! У нас есть спортсмены самого высокого класса (например, мой друг и партнер по команде Юрий Верховников), которые уже сейчас могут побороться с любой звездой мирового уровня, даже со знаменитым Крисом Пфайфером!
А что бы вы посоветовали начинающим мотоциклистам? Всем бегом заниматься стантрайдингом?
Это было бы прекрасно. Но если серьезно, то к мотоциклу нельзя относиться легкомысленно! Учитесь ездить всю жизнь, никогда не останавливайтесь в совершенствовании навыков! Имейте всегда трезвую голову, ясный рассудок и повышайте свое мастерство. Удачи!
ГЕРОЙ
Марат Канкадзе — каскадер, стантрайдер, пилот команды LEGEND STUNT TEAM, победитель Олимпийских экстремальных игр 2007 г. в номинации «Стантрайдинг», обладатель кубка «Самый безбашенный трюк» на стритбайк-фристайл контесте Moscow Stunt Jam 2010 г., многократный призер соревнований и экстремальных шоу.
Родился 18 мая 1972 г.
Спортивную карьеру начал в 2004 г. с шоссейно-кольцевых гонок на мини-мотоциклах, параллельно осваивал трюковую езду на «больших» байках.
В 2005 г. принял участие в первом самостоятельном показательном выступлении.
Организовал и провел большое количество показательных выступлений по стантрайдингу по всей стране. С 2009 года — постоянный резидент тура Adrenaline FMX Rush. В 2012 году представлял Россию на международной выставке INTERMOT 2012 в Кёльне (Германия).