Интервью
Главная  /  Интервью  /  Владимир Безукладников: «Верю в российских автомобилистов!»
[

Владимир Безукладников: «Верю в российских автомобилистов!»

]
Владимир Безукладников:«Верю в российских автомобилистов!»
Недавно стартовал новый сезон проекта «Рейтинги автогода». Мы решили побеседовать с руководителем премии «Автомобиль года в России» Владимиром Безукладниковым.

— Владимир, мы сотрудничаем уже много лет, это партнерство переросло в дружбу. Расскажи, пожалуйста, нашим читателям, как возникла идея проводить «Автомобиль Года в России»?

— Идея возникла около двадцати лет назад в рамках одного из автомобильных журналов. Рассказывая об автомобилях, мы просто захотели получить от читателей обратную связь, понять, что вообще они думают про автомобили, понять, кто они. На тот момент аналогов премии в России не было. Конечно, мы смотрели на примеры западных моделей, анализируя, что происходит в Европе, Америке, какие опросы и конкурсы проводятся там. Думали, делать экспертную, журналистскую оценку автомобилей или все-таки потребительскую. Остановились на том, что мнение потребителей получить интереснее. Опрашивая наших читателей, а именно опрос лежит в основе премии, мы получили мнение около полутора тысяч респондентов. Сейчас, когда премия давно является независимой и имеет аудиторию несколько миллионов, мы понимаем, что для того времени это было очень хорошим результатом. Опрос шел всего по семи классам, официально продававшимся в нашей стране. А продавалось тогда в России не более сорока тысяч импортных автомобилей, еще раз подчеркну — официально. Интересно, что росли мы вместе с рынком, и планку в миллион опрашиваемых также преодолели вместе с рынком автомобилей, подключив интернет. Большой прирост в свое время нам дало сотрудничество с платежными терминалами КИВИ. В какой-то момент мы преодолели планку три миллиона необработанных бюллетеней. Но возникла проблема. Заключалась она в том, что аудитория терминалов КИВИ оказалась не совсем релевантной. Конечно, по количеству она безусловно сработала. Но сама КИВИ стала позиционировать свои терминалы как платежную систему для студентов, а мы хотели получать мнение широкого круга автомобилистов. Сейчас основной поток голосующих высказывает мнение через интернет.

— Про саму премию «Автомобиль Года в России» знают все, она самая известная в нашей стране. А что такое проект «Рейтинги Автогода»?

— За длительное время нам удалось накопить очень большую лояльную аудиторию людей, интересующихся автомобилями, а цикл проведения основной Премии — это январь — март. Происходит достаточно большой разрыв в общении с этими людьми, и активность аудитории начинает спадать. У нас было очень много дискуссий, как продолжить общаться с аудиторией вне рамок этого периода и получать те неоценимые сведения, которые она может предоставить. Мы не стали создавать «барахолку» по продаже автомобилей, тем более что масса достаточно компетентных ребят уже давно этим занимается. Мы критически посмотрели на себя снаружи, провели ревизию внутри компании и пришли к выводу, что Премия прежде всего является исследованием автомобильного рынка и предпочтений его участников. Поэтому возникли рейтинги, коренное отличие которых от Премии в том, что в рейтингах мы проводим гораздо более глубокий опрос человека о предпосылках и причинах успеха того или иного автомобиля. Проще выражаясь, проводим качественное исследование.

— А кто эти люди, зачем они голосуют, какая у них мотивация?

— Прежде всего это уже знакомые нам люди по премии «Автогода», автолюбители из разных уголков нашей страны. Обработка и анализ данных производились компанией «Комкон», которая переродилась сейчас в «Ипсос Комкон». Она является крупнейшей исследовательской компанией в стране. Они обрабатывают все данные, плюс к этому идет исследование самой аудитории. Теперь про мотивацию. Надо отметить, что наша аудитория — это люди, которым не безразлично, как выбирать автомобиль для себя, для друзей и родственников. Они убеждают нас, свое близкое окружение, какой автомобиль покупать. Такие обсуждения проходят и в семейном кругу, и на работе, да что там говорить, и в банальной курилке, где угодно. Это люди имеют достаточно глубокие знания об автомобилях, которыми хотят поделиться с окружающими, помочь им с выбором. Совместно с исследовательской компанией мы провели ряд фокус-групп, воркшопов, определили сегменты, в которых могли бы проводиться опросы. Например, возьмем семейные автомобили. Выбор производится по тем критериям, которые человек использует при выборе автомобиля в повседневной жизни. Этих критериев порядка десяти. Вот у человека большая семья, домашние животные, и он выбирает автомобиль по своим потребностям. У нас он должен ответить, какие три автомобиля он считает лучшими семейными, и по каждому из выбранных он должен ответить на десять конкретных вопросов, которые наиболее точно характеризуют это средство передвижения. Как ни странно, самым большим мотивом является возможность высказаться, быть услышанным и принять участие в составлении рейтингов автомобилей. А главным призом у нас традиционно является автомобиль. Кстати, наши исследования с большой охотой используют производители, получая информацию о предпочтениях покупателей автомобилей.

— В этом году участники опросов могут не только выиграть автомобиль, но и отправиться в увлекательное путешествие, а сам приз — это новый «Субару Форестер», модель явно не из бюджетного сегмента. Как удалось сделать главным призом такой замечательный автомобиль?

— За восемнадцать лет премии и пять лет рейтингов главными призами всегда были автомобили, всегда разные. Приз определяем не мы, а партнер, и, что характерно, это всегда абсолютные новинки, что определенно подогревает интерес к Премии и «Рейтингам». В проекте «Рейтинги» мы ввели промежуточное мероприятие по определению обладателя главного приза. Случайным образом определяем претендентов на главный приз. После этого их ждет увлекательное приключение. Мы за свой счет привозим участников со всей территории нашей страны. Потом они попадают в команду, в которой становятся штурманами, а в роли пилотов участвуют профессиональные автомобильные журналисты. В каждой команде их два, как в настоящем тест-драйве. На протяжении двух дней команды участвуют в квесте. Это соревнование, в котором команда проходит различные испытания и набирает очки. И вот тут-то эрудиция, профессионализм и, конечно, везение помогают одному из штурманов стать обладателем главного приза. Раньше мы проводили квест в Московской области, а теперь уже второй год вывозим команды на Черноморское побережье. В этом году соревнование пройдет в районе Большого Сочи.

— Владимир, «Автостат» зафиксировал рост автомобильного рынка в первом полугодии на 17% по отношению к прошлому году. Как ты думаешь, что будет с рынком дальше и как это повлияет на предпочтения вашей аудитории?

— Да, конечно, этот рост был прогнозируем, во многом сработал факт отложенного спроса. Надо сказать, что в кризисе мы находимся и по сей день, но тем не менее научились в какой-то мере управлять обстоятельствами, обеспечивающими нашу доходность. Снижается курс рубля, ожидаются новые санкции. Нет стопроцентного импортозамещения, несмотря на значительную локализацию производства. Курс иностранной валюты поднялся — цены изменились в сторону увеличения. Производители терпят убытки, не меняя отпускную цену, но компенсируют это за счет продаж на других рынках. Я не говорю о ценах на автомобили, которые полностью импортируются. За три последних года цены радикально увеличились. Но наши автомобилисты, собрав все ресурсы, в большинстве взяв кредиты и, главное, поняв, что ни морально, ни физически не хотят использовать устаревшие автомобили, все равно покупают новые. А сейчас предвидится очередное повышение курса иностранной валюты, и цены неизбежно пойдут вверх. В связи с этим, как неутешительно это ни звучит, я прогнозирую падение продаж. Но твердо уверен, что интерес нашей аудитории к автомобилям не уменьшится. Люди будут гораздо более тщательно подходить к проблеме выбора, и я надеюсь, наши исследования им помогут.

— У тебя большая семья и домашние животные. На каком транспортном средстве вы передвигаетесь?

— Я езжу на седане бизнес-класса, а семейными перевозками занимается жена на внедорожнике среднего класса.