Top.Mail.Ru
«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей

«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей

фото: фото автора и "КАМАЗ" / 19.10.2023
В России наблюдается острый дефицит качественного металла, ситуация быстро усугубляется, а потребности промышленности покрываются за счет импорта. С продукцией отечественных металлургических компаний машиностроители часто просто не хотят иметь дел. Что не так с нашими отечественными высокопрочными сталями и каковы пути решения проблемы?

Михаил Ожерельев

В заготовительном цеху компании «Чайка-Сервис» кипит работа. На раскроечном столе отечественная высокопрочная сталь МС 700. Лист приподнимается, оператор ждет, пока остынет металл, и лишь затем вновь запускает лазерную установку. Деформированный лист может в любой момент повредить лазерную головку, поэтому персонал должен быть всегда начеку. «Это наша сталь, со шведской таких проблем не было. И дефект периодически наблюдается с августа прошлого года», — рассказывает генеральный директор автозавода «Чайка-Сервис» Евгений Ганин.

«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей
Деформированный лист может в любой момент повредить лазерную головку, поэтому оператор должен проявлять бдительность.

У технологов предприятия также есть вопросы к качеству стали МС 700 после гибки: при четко заданных параметрах станка недогибы и перегибы могут быть существенно больше допуска (+/- 1 мм). Хуже того, у некоторых листов наблюдается не просто деформация, а скручивание. Учитывая, что речь идет о крановых стрелах, приемка ОТК идет особенно жестко, поблажки недопустимы. Неудивительно, что так называемый изолятор брака, место в цеху, где складируются детали, не прошедшие контроль ОТК, сейчас заполнен до отказа. «Остается только китайская сталь. Причем по цене она значительно дешевле, даже при условии доставки до Нижнего Новгорода. А по качеству очень близка к шведским сталям. За державу обидно! Мы вынуждены покупать высокопрочные стали в Китае. И где тогда идеология развития машиностроения и автомобилестроения в частности? Какую роль тут должна играть сталь, которая нужна и для гражданской продукции, и для военной», — возмущается Евгений Ганин.

«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей
У некоторых стальных листов наблюдается скручивание после гибки.

Кстати, импорт нержавеющей стали в Россию в апреле 2023 года увеличился на 29 % по сравнению с мартом и составил 51,5 тыс. тонн, достигнув рекордного показателя для современной России. Основной прирост импорта обеспечило увеличение поставок плоского холоднокатаного проката (+39,6 %) и горячекатаного проката (+54,1 %), говорится в сообщении Ассоциации потребителей и поставщиков спецсталей и сплавов (Ассоциация «Спецсталь»). Аналогичная ситуация и по иным сталям. Вот почему, несмотря на, казалось бы, впечатляющие результаты работы российской черной металлургии, предприятия стараются закупать импортную продукцию. В компании «Палфингер СНГ» (производит и поставляет продукцию под брендами «Велмаш» и «Инман») качество стали тоже вызывает критику. «Основной объем закупаемых сталей составляют марки S460, S690, S700, S890 и S960, используемые для производства КМУ, а также мы используем конструкционную сталь 09Г2С, — рассказывает директор по закупкам "Палфингер СНГ" Анатолий Щукин. — Две основные претензии — это нестабильность механических свойств стали даже в рамках одной партии плавки, а второе — необходимость улучшения плоскостности и снятия внутренних напряжений, обусловленная текущим оборудованием на комбинатах. Но хотелось бы отметить значительные улучшения качества проката, достигнутые металлургическими комбинатами за последнее время. Также стоит отметить, что в России отсутствуют стали от S890 и выше». Он добавил, что с переходом от импортной стали к отечественной потребовалось внести изменения в технологический процесс — уменьшить скорость резки и ввести технологические перемычки. В результате увеличилось время операции и усложнился процесс гибки.

«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей
При четко заданных параметрах станка недогибы и перегибы могут быть существенно больше допуска.

На Челябинском механическом заводе в связи с переходом на отечественную сталь введена операция листоправления. Об этом рассказывает блогер Константин Потапов в тематическом ролике на своем ютуб-канале "Константин ПРО". Поставки вызывают критику у технологов, изделия нередко идут винтом. «Ключевые элементы, которые мы выявляем на листе, это неплоскостность, — рассказывает главный технолог предприятия Анатолий Лисицын. — То есть в состоянии поставки есть отклонения, как в продольном, так и в поперечном направлении».

Предприятие использует металл разных производителей, приобретаются как высокопрочные, так и конструкционные стали. «Отклонения есть, и одни и те же у всех. Вопрос, у кого это чаще встречается, а у кого реже, — говорит Анатолий Лисицын. — Допустим, нарезали стрелы, идут детали, и все пошли с отклонением. Берем следующую партию, и все идеально. И все это у одного и того же производителя. Разные прокатки, и просто как небо и земля». Инженеры Уральского завода подъемных механизмов, комментируя работу с отечественным металлом, отмечают коробление металла в процессе резки и непостоянство гибов. Стали импортного производства ведут себя при обработке более предсказуемо, а значит, процесс изготовления деталей более стабильный.

«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей

Новгородское предприятие «Meusburger Новтрак» ведет политику активного замещения европейских материалов и комплектующих аналогами российского производства. В перечень импортозамещения входит и металл, который закупается у «Северстали» и НЛМК. «Мы работаем с поставщиками по прямым контрактам с сертификатом, с материалом все нормально», — комментирует генеральный директор ЗАО «Новтрак» Свен Кубе. Пожалуй, единственная проблемная позиция для новгородского предприятия — вальцованный профиль, который используется на внешней раме полуприцепа для крепления груза. «Сейчас мы в поиске российского производителя, который может предоставить профиль соответствующего качества», — говорит Свен Кубе.

«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей

ПАО «КАМАЗ» активно работает с российскими металлургами. Магнитогорский металлургический комбинат, например, по итогам 2022 года стал одним из главных поставщиков металлопродукции в адрес автогиганта из Набережных Челнов. Как рассказал журналистам на выставке Comtrans 2023 генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин поставки магнитогорского металла охватывают и лонжеронную сталь, и металл для изготовления кабин грузовиков. В настоящее время автозавод успешно заместил часть импортной продукции сталью Магнитки.

«Со шведской сталью таких проблем не было»: чем наш металл не устраивает российских автопроизводителей
За год КАМАЗ освоил три новые марки стали российского производства.

Тем не менее, вопросы к отечественному металлу есть. Эксперты видят проблему в нестабильности технологий. А еще в том, что металлурги мало прислушиваются к машиностроителям.

Во всем мире основным потребителем высокопрочной стали является автопром. Применение высокопрочной стали в лонжеронах и других несущих конструкциях позволяет снизить массу автомобиля, а значит, улучшить его эксплуатационные характеристики. Если наши металлурги повысят качество продукции, отбоя от заказчиков не будет, считают эксперты. А пока наши автомобилестроители предпочитают закупать высокопрочную сталь в дружественных странах.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(41 оценок, среднее: 3,85 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

48 комментариев

  1. Андрей:

    Меня забавляет реакция государственных чиновников на то что творится в металлургии
    Её попросту нету — металлургия гонит откровенный брак , особенно на внутренний рынок , а никому из властных структур до этого нет никакого дела
    Я для души занимаюсь холодной ковкой . 6 лет назад можно было скрутить даже профильную трубу 15х15 без брака
    Сейчас даже полнотелый квадратный пруток восьмёрка не скручивается практически никак
    Из последней партии все мои попытки закончились браком
    Где у нас в стране государственный контроль качества выпускаемой ?продукции

  2. Vlad:

    Сталь с остаточным напряжением после проката . Очевидно не прошедшая процесс нормализации в печи . Вот и ведёт её , что закономерно .

  3. Сергей:

    Мс700 отечественная сталь? У технологов к сталепрокатчикам вопросы в связи с отклонениями при гибке на производстве? Дальше анекдоты эти, рассчитанные на людей далёких от подобных тематик, далее не читал. Автор-редкостный белоглазый судак…

  4. Влад:

    Так это новая сталь, ее только начали выпускать, потому и косяки. Если бы подобрали наш аналог, может и проще было бы.

    • Олег:

      Чушь. Эту сталь выпускают не первый год. Проблема в отсутствии мотивации у наших трех заводах выпускать качественную сталь. Клиент и так все купит. На данный момент три основных комбината вообще перестали выпускать сталь в необходимых количествах. На рынки дикий голод металла. На складах можно футбол играть. По моему мнению идет чистый саботаж монополистов ради заднрания цены.

  5. Руслан:

    Автор вообще не в теме или тупо врёт.

  6. Евгений:

    Надо добиваться лучьшего, но нашему правительству не чего не надо кроме того что только набить карманы

  7. Эдуард:

    А что скажет по этому поводу товарищ Берия?..

    • Станислав:

      Расстрелять

    • Vlad:

      Сталь явно сохранила остаточное напряжение после проката . Необходимо произвести процесс нормализации в печи . Но это стоит денег . Потому видимо этого не хотят делать.

  8. Алекс:

    Задумайтесь горе-советчики: на российских металлургических заводах выпускается трубная сталь для подводных и наземных газопроводов работающих при высоких давлениях и очень низких температурах крайнего Севера. Для этого в начале 2000х закупались технологии и оборудования для металлургических заводов. Я тоже в то время участвовал в освоении этих технологий и оборудования в конвертерном цехе Северстали. Поэтому почти всё эти трубы российские. Да и много другого ответственного оборудования производится из Российской стали. Не надо проблему коробления стали при порезке раздувать до размеров ВСЁ ПРОПАЛО.

    • Дмитрий:

      Интересно в какой должности участвовал.)) Я тоже в это время был неподалеку.

    • Владимир:

      Значит качественную танковую броню делать можем,а автомобильную сталь не в состоянии? Вы в своем уме? Гнать всех поганой метлой. Вас тварей коррупция сожрала! А вы тут найдёте км…заряжаете. уроды.
      То

  9. Вячеслав:

    И в советское время был брак и сейчас будет от того, что труд не ценится,т.е.план завышен и чтоб его сделать, качество переходит в количество. Система не изменилась,хоть и название страны другое. Жадность порождает глупость.Увы.

  10. Вячеслав:

    Доброго времени.И в советское время был брак и бу

  11. Олег:

    Не обходим государственный контроль и обязать производителей модернизировать производства без остановки производства, предоставив им реальные сроки, а при нежелании собственника устранить брак, национализировать производство. И запретить приватизацию государственных организаций, так как частники не справляются с поставленными задачами без помощи государства, следовательно и приватизация не оправдала себя.

    • Алекс:

      Госприемка уже была и я помню
      .. рядом с контролёром Отк сидел представитель госприемки..Два человека выполняли одну и ту же работу. Был в командировках на металлургических заводах Германии и Франции… Там нет контролёров.

  12. Виталий:

    Добрый день! Внутренние потребители и производители сталей быстро отреагировали на политику государства. Одним из немногих примеров является закрытие нескольких цехов на ПАО ЧМК (Э́СПЦ-2, ЭСПЦ-6 и других подразделений участвовавших в переработке производимых марок сталей).

  13. Абрам:

    Воруют. Дорогие присадки продаются. У нас же все умные.

    • Алекс:

      Глупость ваша от незнания. Есть хим. анализ данной партии плавки. Если не соответствует, то и плавка не назначается ( типа крали ферросплавы).А воровство зависит от заинтересованности службы безопасности завода в результатах своей работы. Металлург с 30 летним стажем.

  14. Кто-то:

    Помню, работал на НЛМК в ИТ отделе. Часто имел дело с системами, предназначенными для отслеживания всей цепочки производства рулонов и слябов вплоть до отгрузки. И вот почему-то основными покупателями нашей стали были клиентыв Европе. И много стали уходило на 2 прокатных завода в США. В России мало кто вообще покупал сталь НЛМК. Хотите сказать, что Европа и США по приколу плохую сталь покупали столько лет?

    • Стас:

      Так они покупали слябы и рулонку по EN, а для нас метал идет по ГОСТу от 2014. Эти ГОСТы даже для стиралок не подходят. Рвутся при штамповке, разнотолщинность, коррозия цинка при доставке.

  15. Яша:

    Менять поставщика или договариваться, что весь брак они забирают на переработку по цене материала.

  16. Константин:

    В своё время тойота считалась ведром с гвоздями. Делали откровенно плохие автомобили. Но со временем всё изменилось. А у нас как что случилось так сразу ой да у нас ничего делать не умеют .. что это за манера всё своё охаивать .. ну бывают проблемы, всё решается, исправят. Хватит уже преклоняться перед щападом и вкладывать в его экономику деньги. Вкладывайте в своё и будет и наука развиваться и сталь хорошая. В России могут всё, главное верить и делать.

    • Сергей:

      Дело не в одном металле, а в его толщине иногда люди путают значение облегчения авто уменьшает его безопасность скоро из фольги начнут штамповать

  17. Константин:

    Это всё именно потому, что раньше закупали шведскую сталь. Или они там думат, что сталь нужного качества появляется по щелчку? Вы 30 лет комили чужого производителя, развивали его сталелитейную промышленность и науку, а теперь вам не нравится наша сталь? Так возьмите наконец и пошевелите мозгами .. наладьте контакты с заводами, обсудите проблемы и найдите пути их решения. Контролируйте процессы и всё будет отлично. А это всё пустая брехня иупоголовых болванов.

    • Михаил:

      у меня есть подозрение, что вся эта статья — выдумка и компьютерная графика. Да, сталь, особенно холоднокатаная может быть кривой. Изначально. В Швеции, в основном, используют Горячекатанную сталь. На лазере лежит q243 Китайская сталь, судя по виду. А не Гостовская калиброванная.

    • Николай:

      Так и есть

  18. Юрий:

    Вот у завода Москвич проблем со сталью нет. Так, что и другие заводы с этими проблемами тоже справятся- закупят в Китае готовую технику, переклеят шильдики на свое название и все будут счастливы, включая президента, который будет рассказывать о непобедимости и несокрушимости.

  19. Море:

    А вообще какую продукцию отличного качества может выпускать Россия?

  20. Путпн:

    В России очень много врагов народа. Среди металлургов они тоже есть.

  21. Ласлов:

    Во первых не соблюдение технологий по варке стали ( нашу сталь зарубежом переваривает по новой с добавками) для Российской стали требуется ужесточить контроль в технологию в вести двойной перегон со всеми добавками и соблюдения мир технологий всю летейную промышленность модернизации давно требуются и сталеварам химикам технологам повысить зарплату

    • Валерий:

      А твоих комментах больше 10 ошибок. Вот и сталь такие же спецы варят.

    • Алекс:

      Ну и дребедень вы написали…двойной перегон …Если бы вам малейшую толику знаний о современной металлургии РФ, вы бы поняли какую ахинею несёте и краснели бы за нее неделю..или две. Смешно читать рассуждения профанов.
      Металлург с 30 летним стажем.

  22. Вадим:

    А где решение проблемы то?

  23. Андрей:

    Эх, за то на каждом совещании мантуровы, мишустины и другие докладывают «лапшу» президенту

  24. Алексей:

    Вот каждый раз удивляюсь, теперь сталь плохого качества. Россия великая страна, а как касается изготовления машин ,металла и т.п так руки не оттуда растут ,надо наверное эти руки заменить и поставить туда грамотные трудолюбивые .

    • Роман:

      Таким рукам платить надо соответственно, а не 3 копейки.

    • Море:

      Вот пишите Россия великая страна , а в чём её величие? Вот США да она великая почти во всём. У неё есть все, новейшие технологии во всех сферах производства начиная от выращивания кукурузы и заканчивая космосом и не у кого ни чего не просит. А в России что своё? Автомобили и то начали завозить низшего качества из Китая да вообще всё закупаем в Китае от иголки и чеснока и ещё бог знает что, вон даже сталь и то у них лучшего качества. Величие России только в её размерах и всё.

      • Руслан:

        Да здравствует царь

      • Константин:

        Величие России в том, что она независима, самодостаточна и имеет значительный вес в мире. Это вес заслужен Россией исторически. В этот вес внесли свой вклад сотни наших учёных, деятелей культуры, военных и прочих людей самых разных профессий, беззаветно преданных России. Наши славные предки отстояли независимость Родины в бесконечных попытках нас завоевать со всех сторон. Многострадальная Россия .. нам ьы лет 100 спокойной жизни, чтобы успеть зализать раны перед новой бойней и пожить спокойно развивая экономику. И печально конечно, что потомки рассуждают на тему, а что это за величие России .. это жуткое невеждество, незнание истории, не понимание сути России, рассуждающий о величии с позиции у кого большеденег в кармане. Сша это барыга умеющий делать бабки из всего что можно продать, Россия это страна-цивилизация .. это оплот всего номального, что есть в мире. Мы как ковчег. Глубже надо понимать прлисходящее и не позориться такими комментариями

        • Лекс:

          Или поспи, освежи головушку

        • Илья:

          Про таких говорят, недалёкий ты человек.
          Таких, как вы называют тормоз развития экономики и страны. А на Западе называют ни на что не способный неудачник. Каждый адекватный Чел должен заботиться о том, чтобы он сам и члены его семьи шли вперёд, развивались и своими знаниями, и развитием двигали свою Родину вперёд! Не назад к Африке и им подобным, а вперёд…
          Всегда помни, что ты не умнее Ленина и Сталина, и дальше своего носа не видишь, а Ленин и Сталин ставили наиГлавнейшую Задачу «догнать и перегнать США и Запад»…
          Сколько ещё столетий можно будет рассказывать про достижения дедов в прошлом!? А дети и внуки, будущие поколения не спросят, а вы, что сделали для Родины, какие достижения!? ((((((((((

Статьи по теме
Популярное