Top.Mail.Ru
Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»

фото: автора / 11.10.2023
«Соллерс» запустил полный цикл производства фургона Atlant на заводе в Елабуге. Компания планирует подвинуть на рынке «Газель», а еще занять нишу ушедших Ford Transit и Mercedes-Benz Sprinter. Ведущий российский автопроизводитель представил журналистам свое видение бизнеса.

Михаил Ожерельев

Российская компания «Соллерс» в автобизнесе с 2000 года — с приобретения бренда УАЗ. В 2006 году началось партнерство по сборке грузовиков Isuzu. Два года спустя в России стартовал совместный проект по производству и продаже коммерческих автомобилей Fiat Ducato, а в 2011‑м было запущено предприятие по выпуску Ford Transit.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Конвейер в Елабуге рассчитан на выпуск до 85 000 автомобилей в год.

Все эти иностранные марки в прошлом году покинули российский рынок, а Sollers остался. И организовал сборку машин под собственным брендом. Легкий компактный грузовичок Argo выпускается на заводе в Ульяновске, а в Елабуге наладили производство «Атлантов». Крупноузловая сборка (DKD) автомобилей Sollers была запущена в ноябре 2022 года, а уже в июле 2023‑го модель Atlant стали выпускать по технологии полного цикла (CKD). Причем на тех же мощностях, что и Ford Transit.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
С переходом на сборку по технологии CKD лаборатория контроля сварки заработала на полную мощность.
Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»

В декабре 2021 года мы побывали на заводе в Елабуге (см. «Автопарк» № 1/2022) и прошлись по производственным цехам, где собирались машины с синим овалом на эмблеме. Интересно сравнить, что здесь происходит сейчас. Sollers Atlant делают в том же производственном комплексе, что и предшественника. Выполняют аналогичный набор сварочных, окрасочных и сборочных операций. То есть сначала штамповка поступает на линию сварки, где за дело берутся роботы — иначе должного качества попросту не достичь. Затем на кузова навешивают полный набор дверей и отправляют на окрасочный участок, где их и грунтуют, и красят. После этого будущие «Атланты» попадают на сборочную линию, где от поста к посту получают полную комплектацию, начиная от деталей салона и заканчивая установкой пластиковых колпаков на колесные диски. Интересно, что для внутризаводской логистики используются интеллектуальные тележки-роботы, которые обеспечивают перемещение комплектов запасных частей к необходимым точкам конвейера. Например, такие транспортеры доставляют на сборочный конвейер колеса в сборе.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Тележки-роботы обеспечивают перемещение комплектов запасных частей к необходимым точкам конвейера.

Впрочем, завод в Елабуге всегда отличался высокой культурой производства. На первый взгляд и сегодня здесь все как с Ford Transit, но, на самом деле, в технологическом процессе производства Sollers Atlant появились свои нюансы. Например, их антикоррозионная обработка более тщательная. Она включает не только электрохимическое фосфатирование металла, но и восковое покрытие после окраски. Причем, противокоррозионную мастику наносят на все поверхности, включая колесные арки и пороги. Такого не практикуется у ставшего прообразом для «Атланта» JAC Sunray (как не практиковалось и у Ford Transit российской сборки). Слой лакокрасочного покрытия получается вдвое толще (120 мкм против 60 на фургонах JAC), а роботы наносят краску не только снаружи, но и изнутри. Кстати, на данный момент завод Sollers — единственный производитель легкого коммерческого транспорта в России, способный осуществлять роботизированную окраску внутренней части кузова. Это неудивительно, ведь вместе с «Атлантами» на заводе красят «Аурусы»!

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Проверкой геометрии готового кузова занимаются в лаборатории, она оснащена оптической измерительной системой Zeiss.

По мнению инженеров «Соллерс» окраска «Атлантов» более долговечная, полностью отвечающая особенностям российского климата. Поэтому компания-производитель раздумывает над увеличением срока гарантии на лакокрасочное покрытие до семи лет.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Проверка кузова на герметичность важна не только с точки зрения защиты от попадания в салон загрязненного воздуха, но и с точки зрения шумоизоляции.

Важнейшая тема — контроль качества продукта. Аудит здесь многоступенчатый, в том числе и выборочный, который заключается в проверке геометрии готового кузова. Этим занимаются в лаборатории, которая оснащена оптической измерительной системой Zeiss. Оборудование импортное, а ПО — российское. Его, как и весь софт, используемый на заводе, создали инженеры «Соллерс», чтобы не зависеть от внешних факторов. И правильно сделали. Благодаря этому переналадка конвейера с одной модели на другую заняла считанные недели.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Качество поверхностей кузова проверяют в световом туннеле.

В одном из помещений кузова «Атлантов» проверяют на герметичность: закрывают с помощью экранов и заглушек, создают внутри вакуум, а потом стараются найти места утечек воздуха. Подобная проверка важна не только с точки зрения защиты от попадания в салон загрязненного воздуха, но и с точки зрения шумоизоляции. В общем, между герметичностью кузова и комфортом — прямая зависимость.

Качество поверхностей кузова проверяют в световом туннеле, обеспечивающем равномерное освещение и предотвращающем появление слепых зон. Это означает, что рабочим не нужно постоянно поднимать и опускать голову, чтобы как следует осмотреть все контуры кузова.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Технологии дополненной реальности позволяют оперативно решать возникающие инженерные проблемы с дистанционным привлечением специалистов.

Финальный контроль качества автомобилей производится на расположенной рядом со сборочным цехом небольшой трассе. Здесь имитируются разные типы дорожных неровностей, начиная от бельгийской брусчатки и заканчивая здоровенными колдобинами. Если при этом у водителя-испытателя возникают подозрения на излишний скрип, стук или вибрацию, связанную с некачественной сборкой, то такую машину ждет дополнительная проверка на гидравлическом вибростенде, моделирующем воздействие дороги на подвеску.

Словом, на заводе в Елабуге есть все необходимые составляющие для качественного производства и для его финального контроля. 

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Финальный контроль качества сборки автомобилей производится на расположенной рядом со сборочным цехом небольшой трассе.

Еще одна важная деталь, характеризующая самодостаточность производства. Здесь в Елабуге применяются технологии дополненной реальности, которые позволяют оперативно решать возникающие инженерные проблемы с дистанционным привлечением специалистов, которые могут находиться, например, в Центре продуктового развития и НИОКР на базе инновационного технопарка «Идея»

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Вибростенд, моделирующий воздействие дороги на подвеску автомобиля.

А что дальше? Конечно, у любого завода должен быть потенциал роста. И помимо средств автоматизации необходима еще и высокая степень локализации. В этом процессе компания «Соллерс» исходит, прежде всего, из экономической целесообразности. Например, кузовная штамповка будет локализована, но не вся и постепенно: процесс начнется со второго квартала 2024 года. Тогда же «Атланты» получат и отечественную 6‑ступенчатую коробку передач. Ее выпуском на Заволжском моторном заводе займется ООО «Соллерс производство трансмиссий», получившее займ от Фонда развития промышленности. Общий объем производства по проекту составит семь тысяч МКП в 2024 году с последующим ростом до 50 тысяч агрегатов в год.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
В продуктовую линейку Sollers Atlant войдут несколько версий шасси.

А дизели для «Атлантов» объемом 2,7 л, мощностью 150 л. с. будут локализованы на том же моторном заводе в Елабуге, где раньше выпускали бензиновые двигатели Sigma для производимых в былые годы в России Ford Focus, Kuga и EcoSport. Как рассказали нам на заводе, тестовая сборка этих моторов уже ведется.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Кузова для шасси делаются в соседнем корпусе, на предприятии «СТ Алабуга».

Второй дизель рабочим объемом 1,9 л и мощностью 130 л. с., которым оснащаются «Атланты» с короткой колесной базой, из-за малого выпуска таких версий «Соллерс» локализовывать не планирует. Но, вполне возможно, его заменит готовящийся к производству более легкий турбодизель, которым оснащают компактный грузовичок Sollers Argo.

Что касается планов по наращиванию модельной линейки «Атлантов», то на сегодня она практически сформирована и включает цельнометаллический фургон с тремя вариантами колесной базы полной массой от 2,5 до 4,2 тонны. Также в продуктовую линейку войдут несколько версий шасси, кузова для которых делаются буквально в соседнем корпусе, на предприятии «СТ Алабуга». А еще потребителям предложат 15‑местный микроавтобус, грузопассажирскую и рефрижераторную версию цельнометаллического фургона.

Как в Елабуге собирают автомобили Sollers и причем здесь «Аурус»
Вместе с «Атлантами» на заводе красят «Аурусы»!

Но и это еще не все. В начале следующего года на рынок выйдет короткий 8‑местный микроавтобус, а в перспективе ожидается появление полнопривод-ных версий «Атлантов». Что касается последнего, на заводе планируют использовать опыт, накопленный при производстве Fiat Ducato 4х4. Современный потребитель стал необычайно требователен. Ему необходим автомобиль, подходящий для решения конкретных, а иногда и узкоспециализированный задач. В результате производство вынуждено подстраиваться под нужды клиента — говорят на заводе.

На этот год «Соллерс» запланировал изготовить порядка 10 тыс. малотоннажников. Речь идет о двух моделях. Но поскольку конвейер по производству Sollers Argo запустили в Ульяновске только в начале сентября, львиная доля от упомянутого количества придется на «Атланты».

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное