Top.Mail.Ru
Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы

фото: автора, фирм-производителей и из сетевых источников / 26.05.2023
В России медленно, но верно идет «трамвайный ренессанс». Трамвайные системы проходят реновацию, выражающуюся в обновлении инфраструктуры и закупке нового подвижного состава. Рассмотрим многообразие современных моделей вагонов, работающих на городских рельсовых линиях.

Олег Бодня

За последние десятилетия отечественный трамвай сильно изменился. Раньше основу парка составляли 15‑метровые 4‑осные высокопольные вагоны с реостатно-контакторной системой управления и тяговыми двигателями постоянного тока. Сейчас каждый уважающий себя производитель рельсового электротранспорта предлагает к реализации целую линейку вагонов разной длины (исходя из осваиваемых пассажиропотоков). Современные трамваи имеют низкопольную конструкцию (полностью или частично) — это уже стандарт для пассажирского транспорта. Преимущества низкого пола известны: ускорение посадки-высадки на остановках, удобство для пассажиров с крупногабаритным багажом, детскими или инвалидными колясками, велосипедами. На смену простым, но требующим постоянного обслуживания агрегатам пришла электроника: теперь вагоны комплектуются транзисторными системами управления, в тележках (ходовой части) применяются асинхронные двигатели. Все это необслуживаемые элементы, позволяющие значительно снизить трудозатраты на осмотр и ремонт подвижного состава.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Трамваи 71‑623‑04 могут соединяться в двухвагонные поезда, работающие по системе многих единиц.

Оборотная сторона прогресса — стоимость новых транспортных средств. Сейчас ценник на 16‑метровый 4‑осный низкопольный вагон начинается в районе 70 млн рублей, а многосекционные трамваи стоят значительно дороже. Для сравнения: цена современного троллейбуса — 25 млн рублей и выше, 12‑метровый городской автобус обойдется потенциальному покупателю как минимум в 15 миллионов. Впрочем, сравнение данных цифр «в лоб» не совсем корректно. Специалисты обычно берут в расчет стоимость жизненного цикла транспортных средств, включающую в себя, помимо собственно расходов на подвижной состав, затраты на техническое обслуживание, энергоносители и — в ряде случаев — также на частичное обновление инфраструктуры. Стандартизированный срок жизни современного трамвайного вагона составляет 30 лет, электричество дешевле дизельного топлива или природного газа, асинхронные двигатели требуют минимального обслуживания по сравнению с ДВС и АКП — в таких условиях городской рельсовый транспорт и показывает свою экономичность. Естественно, трамвай должен работать в своей нише: на линиях с пассажиропотоками от 5000 пассажиров в час. Именно в этом случае затраты на относительно дорогой подвижной состав будут оправданны.

Большинство российских трамвайных систем находится в муниципальной или государственной собственности. Соответственно, основными заказчиками новых вагонов выступают представители городских или региональных властей. Реновация трамвайного движения и строительство новых линий зачастую осуществляется с привлечением частного капитала. В таких случаях новая техника приобретается компаниями-концессионерами, осуществляющими полный цикл закупок и поставок материалов и технологического оборудования.

Трамвайные вагоны выпускаются тремя российскими и одним белорусским предприятием. Еще несколько компаний производят кузова для капитально-восстановительного ремонта старых вагонов. Остановимся на продукции каждого участника рынка по отдельности.

УКВЗ

Усть-Катавский вагоностроительный завод — предприятие с богатой историей, расположенное в Челябинской области и выпускающее рельсовый пассажирский транспорт с начала XX века. «Квадратные» трамваи модели 71‑605, выходившие с конвейера УКВЗ с 1971 по 1992 год, стали своеобразным символом многих советских индустриальных городов — и заодно самой массовой моделью в мире (произведено около 15 000 экземпляров). На данный момент в заводской «линейке» присутствуют как привычные транспортникам 4‑осные вагоны (модели 71‑623 и 71‑628), так и 6‑осные трехсекционные трамваи 71‑631, способные перевезти гораздо большее число пассажиров.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Модификация 71‑628‑01, возможно, скоро станет основной в линейке продукции УКВЗ.

Модель 71‑623 производится с 2009 года и зарекомендовала себя как надежное, проверенное временем решение. Это 16‑метровый 4‑осный вагон частично низкопольной компоновки (доля низкого пола — около 40 % от общей площади салона) с асинхронным тяговым приводом и электронной системой управления. «Классическая» модификация трамвая имеет индекс 71‑623‑02. В последние годы отдается предпочтение вагонам 71‑623‑04 с усиленным каркасом кузова, позволяющим разместить на крыше климатическое оборудование. Для линий с челночным движением создана модификация 71‑623‑03. Это однокабинные трамваи с двухсторонним расположением дверей. Такие вагоны работают, к примеру, в Волгограде на линии скоростного трамвая, не имеющей в подземной части оборотных колец.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Трехсекционный вагон 71‑631‑02 с двумя кабинами и двухсторонним расположением дверей способен работать на челночных маршрутах без оборотных колец.

Более современная разработка УКВЗ — полностью низкопольный вагон 71‑628. Несмотря на довольно «юный» возраст (первый 628‑й трамвай был изготовлен в 2021 году), модель уже имеет 3 модификации, отличающихся по экстерьеру и интерьеру, а также применяемому электрооборудованию. Базовая модификация имеет индекс 71‑628 и схожа по внешнему виду с последними версиями вагонов 71‑623‑04. Модернизированный вариант 71‑628М был изначально создан по столичному техзаданию, но в силу различных причин пока не получил широкого распространения (выпущено всего 10 экземпляров). Челябинские транспортники в 2022 году стали получать вагоны 71‑628‑01, ставшие по сути промежуточным вариантом между базовой и «московской» модификациями.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы

Основное достоинство трамвая как вида транспорта — возможность освоения крупных пассажиропотоков. Для таких случаев используются сочлененные вагоны, состоящие из нескольких секций. В России наибольшую популярность (в основном благодаря столичным заказам) получили трехсекционные трамваи длиной 27–28 м. Представитель такого форм-фактора от УКВЗ — 6‑осный трамвай модели 71‑631 с переменным уровнем пола (доля низкого пола — 72 %). Традиционно доступно несколько типовых вариаций: «классическая» 71‑631, двухкабинная и двухсторонняя 71‑631‑02 и 71‑631‑03 с возможностью установки мощного кондиционера.

УРАЛТРАНСМАШ

Основным видом деятельности Уральского завода транспортного машиностроения (г. Екатеринбург) был и остается выпуск продукции военного назначения, однако с 2000‑х годов предприятие также осуществляет сборку трамвайных вагонов. По первоначальным планам «Уралтрансмаш» должен был занять нишу завода «ЧКД Прага», чья продукция в 90‑е годы стала недоступной для российских заказчиков. Первые екатеринбургские модели разрабатывались с оглядкой на наработки чешских коллег; со временем появился свой стиль внешнего и технического оформления вагонов.

В качестве бюджетного варианта обновления парка выступают 4‑осные трамваи 71‑412 с переменным уровнем пола. Базой для этой модели являются классические высокопольные тележки, поэтому главный недостаток данных вагонов — довольно большой перепад высот в салоне. Существует аналогичная разработка для узкоколейных трамвайных систем в одностороннем (71‑411) и двухстороннем (71‑411‑03) исполнении, причем во втором случае вагон имеет две кабины — для возможности работы на линиях без оборотных колец. Такие трамваи в 2011 году были поставлены в крымскую Евпаторию.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Высокопольный вагон 71‑412 имеет низкопольную вставку по центру кузова, ходовая часть унифицирована с чешскими «Татрами» поздних выпусков.

«Продвинутые» трамвайные хозяйства могут обратить внимание на односекционный вагон 71‑415 со 100 %‑но низким полом. Пилотный вариант этой модели пока не снискал популярности — выпущено всего пять трамваев, из них три переданы заказчику. Более интересным (как минимум, с визуальной точки зрения) оказалось ретро-исполнение 71‑415Р. Стилизованные под старину низкопольные вагоны уже стали украшением двух российских городов — Нижнего Новгорода и Нижнего Тагила. На данный момент в Екатеринбурге проходит обкаточные испытания модифицированная версия модели под индексом 71‑415М.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Новинка от «Уралтрансмаша» — полностью низкопольный трамвай 71‑415.

Для линий скоростного трамвая специалисты «Уралтрансмаша» создали трехсекционный 100 %‑но низкопольный вагон 71‑418. Также в этом году должны увидеть свет еще две новых уральских разработки — 71‑421 «Петроградка» и 71‑431 «Коломна». Это двух- и трехсекционные полностью низкопольные трамваи, проектируемые по техническому заданию петербургского ГУП «Горэлектротранс». Оригинальной особенностью данных моделей также будет стилизация под старый подвижной состав, но не под нечто усредненное, как в случае с 71‑415Р, а под вагоны ленинградского производства.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Трехсекционный 71‑418 предназначен для работы на маршрутах с большими пассажиропотоками.

ПК «ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ»

Производственная компания «Транс-портные системы» основана в 2013 году. За прошедшие 10 лет она стала одним из лидеров отрасли: освоила выпуск нескольких моделей трамваев и троллейбусов, представила ряд уникальных разработок. По сути, ПК «ТС» является производственным холдингом: компании принадлежит несколько сборочных площадок в разных городах страны (Тверь, Санкт-Петербург, Энгельс).

Инженеры «Транспортных систем» изначально задали высокую планку: все их разработки — полностью низкопольные, с электронным управлением тяговым приводом, обязательно наличие климат-контроля и других систем, улучшающих эксплуатационные показатели подвижного состава.

Однозначный «бестселлер» ПК «ТС» — трехсекционный 6‑осный вагон 71‑931 «Витязь», ставший новым лицом московского и отчасти петербургского трамвая. Сейчас в производстве находится значительно обновленная (относительно изначального варианта) версия 71‑931М «Витязь-М». По заказу Северной столицы разработаны еще две модификации — «Витязь-Ленинград» с долговечным алюминиевым кузовом и 71‑932 «Невский» — двухкабинный и двухсторонний вагон для челночных маршрутов.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
«Витязь-М» от «Транспортных систем» изменил представление москвичей о трамвайном транспорте.

Небольшие (по трамвайным меркам) пассажиропотоки позволяет освоить 71‑911ЕМ «Львенок» — односекционный 4‑осный вагон, унифицированный по основным компонентам с «Витязем». Более вместительным является двухсекционный 4‑осный 71‑923М «Богатырь-М» — такие трамваи сейчас также активно закупает Санкт-Петербург. Для городов с трамвайной колеей 1000 мм создан узкоколейный аналог «Богатыря» — вагон 71‑921 «Корсар».

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Трамвай «Богатырь» длиной 19,4 м состоит из двух секций, соединенных узлом сочленения.

В модельном ряду «Транспортных систем» есть и трехсекционный 8‑осный трамвай 71‑934 «Лев». Этот 35‑метровый длинномер полноценно заменяет собой поезда из двух стандартных 16‑метровых вагонов и может использоваться на маршрутах с высоким пассажиропотоком.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Односекционный «Львенок» 71‑911ЕМ поставляется в небольшие города РФ по различным госпрограммам.

BKM HOLDING

Под данным брендом ныне выступает завод «Белкоммунмаш» — известный (с 1990‑х годов) минский производитель пассажирского электротранспорта. Основной продукцией предприятия являются троллейбусы, трамваи пользуются чуть меньшей популярностью.

На сайте «БКМ холдинга» представлены вагоны моделей Т802 (односекционный) и Т845 (трехсекционный 6‑осный) с переменным уровнем пола, а также трамваи Т811 (односекционный) и Т856 (трехсекционный 8‑осный) полностью низкопольной конструкции. Первые два вагона выпускались серийно (Т845 — изготовлено всего 3 шт.). На базе модели Т811 в г. Ворсма Нижегородской области организовано производство трамваев «МиНиН» для областного центра.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Трамвай «МиНиН», новинка конца 2022 года, имеет в своей основе белорусские корни.

Под заказ также выпускаются 4‑осные вагоны 62103, относящиеся к предыдущему поколению минского электротранспорта. Эти относительно недорогие односекционные трамваи частично низкопольной компоновки также используются как кузова для проведения капитально-восстановительного ремонта старой техники (об этом способе обновления парка речь пойдет ниже).

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
Перспективная разработка «БКМ холдинга» — трехсекционный 8‑осный вагон модели Т856.

ОБНОВЛЕН ПО КВР

В российских трамвайных хозяйствах распространена практика капитально-восстановительного ремонта (КВР) вагонов с заменой кузова, в ходе которого старая техника фактически меняется на новую. От прежнего трамвая могут оставаться силовой каркас, ходовая часть (тележки), а в некоторых случаях — только документы. Новый кузов должен совпадать по ряду параметров (в первую очередь, массогабаритных) со старым, при этом оборудование может в корне отличаться и быть более современным.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
За счет оригинального дизайна с вклеенным остеклением в вагоне Т3‑К-Иж уже не угадывается старая добрая «Татра».

Кузова для КВР предоставляют научно-производственное объединение «Горизонт» из Екатеринбурга (модернизация старых усть-катавских вагонов по проекту 71‑605РМ13) и МУП «Ижевский городской электротранспорт» (модернизация чешских трамваев по проекту Т3‑К-Иж). Есть примеры приобретения таких вагонов в рамках госзакупок. Такой вариант обновления парка не особо популярен как в силу бюрократических моментов (по документам вагоны считаются старыми — с соответствующим возрастом и пробегом), так и из-за того, что кузова для капремонта не отвечают современным требованиям к удобству городского транспорта — как минимум, в плане низкопольности. Тем не менее некоторые трамвайные предприятия пользуются такой возможностью, чтобы обновить парк за относительно небольшие деньги.

Современные трамваи России: что выпускают отечественные заводы
71‑605РМ13 — трамвайный кузов, который может быть установлен на отремонтированную ходовую часть от старого вагона 71‑605.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 

Увеличение спроса на новый подвижной состав, связанное с появлением федеральных и городских программ модернизации пассажирского транспорта, ставит перед производителями задачи по наращиванию мощностей, а также может привести к появлению новых игроков на данном рынке. О строительстве современного цеха для сборки трамвайных вагонов уже заявило руководство УКВЗ. Группа «Синара», имеющая в своем активе площадки по изготовлению железнодорожной техники и с недавних пор освоившая разработку проектов комплексной модернизации общественного транспорта, также планирует создать собственное трамвайное производство. Все это, вкупе с ростом требований к современному пассажирскому транспорту, несомненно, приведет к появлению новых моделей трамвайных вагонов. О них мы также обязательно расскажем нашим читателям.

Что еще почитать:

Производство, которое впечатлило: как в Питере собирают самые современные трамваи

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки электрического транспорта для России

Что придёт на смену маршруткам: премьеры SPbTransportFest

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Надежда:

    В таблице по тех. характеристикам перепутаны модели трамваев: 17-911ЕМ — «Львёнок», 1-секционный; 71-923М — «Богатырь М», 2-секционный и так далее.

Статьи по теме
Популярное