Top.Mail.Ru

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки электрического транспорта для России

фото: автора / 10.10.2022
В столичном «Экспоцентре» на Красной Пресне прошла «Российская неделя общественного транспорта». Рассказываем о том, какие новинки были показаны посетителям выставок, объединенных под этой вывеской.

Олег Бодня

В рамках «Российской недели общественного транспорта» ежегодно проводятся четыре выставки. Первая и основная — «ЭлектроТранс» — посвящена электрическому транспорту. Тематический охват мероприятия довольно широк: это трамваи, троллейбусы, электробусы, метрополитен. Также уделяется внимание железнодорожному сообщению, коммерческим и частным электромобилям, средствам индивидуальной мобильности (самокаты, велосипеды, электромопеды) — в последние годы этот сектор электротранспорта развивается наиболее активно. На выставке представлены подвижной состав, комплектующие, инфраструктурные элементы, сервисные услуги, программное обеспечение для всех видов электрического транспорта. Во вторую экспозицию — «Электроника-Транспорт» — входят компании, предлагающие электронные компоненты для транспортных средств и систем. Для производителей пассажирской автотехники организована выставка CityBus. Еще один отдельный экспоблок — «Транспортная светотехника» — создан специально для фирм, выпускающих светотехнические изделия, применяемые на подвижном составе и в транспортной инфраструктуре. Пространство для всех экспозиций общее. Как и в прошлом году, это просторный павильон № 3 московского «Экспоцентра».

ПРЕМЬЕРЫ И НОВИНКИ

Выставка «ЭлектроТранс» традиционно стала площадкой для премьер в секторе городского электротранспорта. Впервые на всеобщее обозрение был представлен новый «Адмирал» — троллейбус производства компании «Транспортные системы». Версия 2022 года кардинально отличается от машин, ранее выпущенных под этой маркой. Изменились экстерьер и интерьер троллейбуса, был пересмотрен ряд технических решений, усилена рама кузова. Значительно переработаны рабочее место водителя и компоновка пассажирского салона, внедрена новая схема расположения оборудования на крыше и технологических отсеков в нижней части машины. По сути, конструкторы создали как минимум новую модификацию «Адмирала», однако по документам троллейбус проходит под уже известным номерным обозначением — 6281.01.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Одно из новшеств троллейбуса «Адмирал» образца 2022 года — мультируль: часть кнопок управления выведена на рулевое колесо.
От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
37 мест в салоне «Адмирала» — рекордная цифра для троллейбусов большого класса.

Основные потребительские свойства новинки остались прежними. Это современный стандарт пассажирского электротранспорта: стопроцентная низкопольность, климат-контроль, асинхронный двигатель, электронное управление всеми системами транспортного средства. Удобство же кроется, как обычно, в деталях и надежности оборудования. «Адмирал» относится к дорогому сегменту, его цена выше, чем у конкурентов, но за эти деньги потребитель получает уверенность в долгосрочной работе всех систем машины. Дополнительные бонусы — интерьер из долговечных алюминиевых панелей и трудногорючих сплавов, мультимедийные комплексы. Система увеличенного автономного хода позволяет преодолеть не менее 20 км в отрыве от контактной сети.

Еще одной выставочной премьерой стал белорусский троллейбус BKM 321 Olgerd. Минские производственники также не спешат присваивать своим новым разработкам новые обозначения. Несмотря на то, что троллейбусы и электробусы серии «Ольгерд» имеют крайне мало общего с предыдущим семейством «Сябар», им досталось то же обозначение стандартной 12‑метровой модели — 321. Преемственность в цифрах нужна, в первую очередь, для участия в конкурсных процедурах: некоторые заказчики не хотят иметь дело с моделями, не имеющими сколько-нибудь серьезной истории производства. Что само по себе странно, так как прогресс не остановить, и новые модели подразумевают под собой более качественную по потребительским свойствам продукцию.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Серийный троллейбус BKM 321 Olgerd, подготовленный для работы на петербургских маршрутах.

От общих слов возвращаемся к конкретике. BKM 321 Olgerd — одновременно новинка на нашем рынке и уже серийный продукт. Российский дилер минского холдинга BKM выиграл конкурс на поставку 97 троллейбусов с системой увеличенного автономного хода в Санкт-Петербург. Одну из этих машин, уже брендированную для работы в Северной столице, представили заводчане. Чтобы усилить пиар-эффект, был найден весьма интересный повод: этот троллейбус стал 5000‑м транспортным средством, выпущенным компанией BKM Holding, ранее известной под маркой «Белкоммунмаш». Расчет такой: с момента основания минский завод изготовил 4512 троллейбусов, 381 трамвай и 107 электробусов. Итого — действительно 5000!

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
В заднем свесе троллейбуса BKM 321 Olgerd отсек с технологическим оборудованием и аккумуляторными батареями.

Троллейбус также отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному городскому транспорту. Общая вместимость новинки — 83 пассажира, количество мест для сидения — 30. Минимальный пробег на аккумуляторах — 20 км. Окончание поставки партии белорусских машин в Санкт-Петербург запланировано на июнь 2023 года.

В автобусном сегменте премьера была всего одна, но тоже достаточно громкая. «Мягкий» автобус большого класса Yutong ZK6127HQ — новинка текущего сезона. Маркетологи компании-дилера позиционируют 12,3‑метровую машину как автобус для междугородных и пригородных рейсов. Вместимость салона весьма приличная: 55 мест для сидения плюс раскладное кресло для гида у передней входной двери. Двигатель — 340‑сильный дизель Cummins объемом 9,46 л. Коробка передач — 6‑ступенчатая «механика» Fast 6DSX150TC. Передний и задний мосты китайского производства, с дисковыми и барабанными тормозами соответственно. Из дополнительных систем, помогающих водителю, на автобусе присутствуют ABS, ESC, ретардер Telma. Так что перед нами классический «междугородник», также способный исправно работать на загруженных туристических направлениях. Для пригорода машина, скажем прямо, слишком хороша и дороговата.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Междугородный лайнер Yutong ZK6127HQ — новинка 2022 года.

Несмотря на ориентир на пассажирский сектор, коммерческий транспорт на выставках тоже присутствовал — в виде демонстрации возможностей фирм, специализирующихся на производстве электрических транспортных средств и необходимой им заправочной инфраструктуры. Компания «СпецАвтоИнжиниринг», уже известная нашим читателям по пассажирским микроавтобусам Next Electro, показала свежую разработку — экологически чистый грузовик на шасси УАЗ «Профи» с надстройкой в виде изотермического фургона. Полная масса машины — 3500 кг. Новинка приводится в движение электродвигателем мощностью 130 кВт (170 л. с.) и способна развивать скорость до 110 км/ч. На выбор предлагается два разных комплекта батарей, непосредственно влияющих на конечную стоимость автомобиля. Набор общей емкостью 37 кВт·ч обеспечивает запас хода 150 км. При в два раза большей емкости, 74 кВт·ч, запас хода может достигать 300 км. Стандартное бортовое зарядное устройство имеет мощность 6,6 кВт, возможна комплектация более мощной 22‑киловаттной зарядкой. В зависимости от количества аккумуляторов и типа зарядного устройства на полное восстановление заряда может уходить от 1,5 до 12 часов.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Электрический грузовой фургон «ЭкоАвтоПроф» от компании «СпецАвтоИнжиниринг».

В разработке новинки также приняли участие компании «СТ Нижегородец» и «Соллерс Инжиниринг». Автомобиль впервые был показан широкой публике, и ему еще только предстоит пройти сертификационные испытания. Создатели электрического фургона настроены серьезно: на 2023 год намечено серийное производство модели. Естественно, при наличии соответствующего спроса. Подробнее о новинке читайте в разделе «Грузовики» этого номера.

Два грузовых электрошасси без надстроек были продемонстрированы на стенде компании «Драйв Электро». В качестве основы специалисты фирмы, ранее работавшие, к примеру, с КАМАЗом, на этот раз взяли продукцию известной японской марки Isuzu. Получившиеся в результате машины продвигаются в России под брендом DE-truck. Доступны к заказу две модификации — шасси полной массой 9,5 и 18 тонн грузоподъемностью 5,7 и 10,8 тонны соответственно, комплектующиеся тяговыми электродвигателями мощностью 222 и 250 кВт. Инженеры компании гарантируют запас хода в диапазоне 250–450 км (при полной загрузке и без нее) и разгон до 100 км/ч. Вместе с автомобилями могут быть предоставлены зарядные станции и полноценная техническая поддержка в течение всего срока эксплуатации.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Грузовые электрошасси DE-truck-18 (на переднем плане) и DE-truck-9,5 имеют японские «корни».

Кроме того, в выставке «ЭлектроТранс» участвовали малогабаритные транспортные средства на аккумуляторах — прогулочные и грузовые электрокары, коммунальная техника. Производственное объединение «Туламашзавод» выпускает все три вида электромобилей под маркой «Муравей». Разработана большая гамма модификаций, из них вживую можно было ознакомиться с прогулочным транспортным средством на 11 мест (включая сиденье водителя), грузовым «Муравьем», способным взять на борт до 1 т полезной нагрузки, и подметально-уборочным электрокаром-пылесосом с навесным щеточным оборудованием и кузовом фургонного типа. Тульские электрокары имеют в своей основе стальной каркас, кабины и некоторые кузовные элементы выполнены из стеклопластика. Штатный набор аккумуляторов позволяет проезжать на одном заряде до 200 км.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
«Муравьи» от «Туламашзавода» способны выполнять пассажирские, грузовые и коммунальные функции.

ЗАО «КОМЗ-Экспорт» из Каменска-Шахтинского (Ростовская обл.) производит широкий спектр транспортных средств особо малой вместимости под маркой Tigarbo. Для осмотра были доступны пассажирские электрокары Elecar 5E-Tigarbo 4+2 и Elecar 5E-Tigarbo 6+2. Цифры в конце модельного обозначения — количество мест, включая водительское и дополнительное двойное сиденье над задним мостом. Запас хода машин составляет 60 км, полный заряд аккумуляторов восстанавливается за 7 часов.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Прогулочные электрокары Tigarbo производятся в Ростовской области.

Компания «Конкордия электро» из подмосковного Дмитрова — еще один игрок на поле аккумуляторных мини-машин. В модельном ряду фирмы есть электрокары для экскурсий и трансферов, обеспечения хозяйственных нужд, коммунальных служб и даже эвакуации пострадавших. Новинки, показанные на сентябрьской выставке, — это электромобиль с открытой кабиной и грузовым кузовом-фургоном и коммунальный электрокар «Конкордия Апис», снабженный снегоотвалом, задним навесным оборудованием в виде щеток, а также автоматической системой полива улиц.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Малый коммунальный электромобиль «Конкордия Апис» имеет полный привод и способен проезжать до 60 км на одной зарядке.
От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Силовой агрегат для «Конкордии» поставляет компания «Приводная техника».

Электротехника также издавна применяется для промышленных нужд. Лидер этого узкого сектора (еще с советских времен), Сарапульский электрогенераторный завод, представил в Москве электротягач серии ЕТ с открытым кузовом и электротележку серии ЭК бескабинного типа. Полигон работы таких машин — заводские и складские площадки, аэропорты и другие крупные объекты, где технологически обосновано перемещение относительно легких грузов на большие расстояния.

От «Адмирала» до «Муравья»: новинки  электрического транспорта для России
Аккумуляторный блок AES-Sigma для электробусов производит в Санкт-Петербурге ООО «Системы автономной энергии».

ВСЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА

Существенную, если не сказать основную долю общей экспозиции заняли компании и фирмы, предлагающие детали, электронные компоненты, различные системы, инфраструктурные элементы и сервисные услуги для пассажирского и частного транспорта, преимущественно электрического.

Развитие экологически чистых коммерческих и легковых перевозок не в последнюю очередь пробуксовывает из-за недостаточно обширной сети электрозаправочных станций. Скоро эта проблема будет решена или как минимум перестанет быть острой. Судите сами: на сентябрьских выставках были представлены 7 производителей оборудования для ЭЗС, и это явно неполный срез рынка! Организации, задействованные в этой сфере, выпускают как стационарные, так и навесные электрозаправки разной мощности и функциональности, при необходимости — с подготовкой инфраструктуры и установкой оригинального ПО. Впрочем, разнообразие фирм имеет под собой и серьезный минус. Каждый бренд «тянет одеяло на себя», предлагая приложения и программы, адаптированные к работе исключительно со станциями собственной разработки. Вкупе с большим ассортиментом коннекторов-разъемов (фирмы-производители электромобилей тоже пока не могут договориться об унификации заправочного оборудования) и долгим временем зарядки (нужный коннектор может быть банально занят) поиск электрозаправки в незнакомой местности пока напоминает что-то вроде квеста или лотереи.

Пассажирский транспорт наполняется все новыми цифровыми системами. Никого уже не удивишь информационными комплексами с полноформатными цветными табло, системами оплаты проезда разной степени сложности — все это традиционно также было показано на выставке. Сразу несколько фирм продемонстрировали новые разработки, основанные на интеллектуальном распознавании лиц. Некоторые из программных новинок применяются для автоматического вычисления числа входящих и выходящих пассажиров (зная количество транзакций, можно подсчитать число «зайцев» на борту транспортного средства и при необходимости вызвать контролеров) и оплаты проезда (система FacePay и аналоги). Другие служат для маркетинговых нужд: определения основных параметров пассажиров (пол, возраст, пр.) и вывода на остановочные экраны рекламной информации, наиболее подходящей той или иной аудитории.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - img_1789a.jpg

Буквально на каждом стенде в той или иной форме затрагивалась тема импортозамещения — наверное, сейчас наиболее актуальная и болезненная для транспортной сферы. Производители комплектующих и систем работают над локализацией выпуска, фирмы-дилеры стараются наладить связь с отечественными компаниями взамен ушедших с рынка иностранных партнеров. Не во всех случаях это возможно и целесообразно, но, как говорится, процесс идет. В частности, все больше российских и белорусских фирм предлагают к реализации климатическое оборудование — кондиционеры для транспортных средств, блоки управления температурой салонов и кабин, отопители, вентиляторы, устройства для распределения воздушных масс. Совершенствуется светотехническая и кабельная продукция, появляются новые решения для автоматизированного и телемеханического управления дорожным движением и железнодорожной техникой.

Наиболее актуальные отраслевые проблемы освещались в дискуссионном блоке. Конференции, пленарные заседания и круглые столы проводились в течение всех трех дней работы выставок. Для специалистов были организованы технические визиты на заводы-изготовители техники и эксплуатационные предприятия столичного транспортного комплекса. Согласно официальному пост-релизу, мероприятия «Российской недели общественного транспорта» посетили более 3000 человек из более чем 60 городов Российской Федерации и стран СНГ, в экспозиции и деловой программе приняли участие 144 организации.

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное