Top.Mail.Ru
«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице

фото: фото автора / 26.09.2023
Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ) за первую половину текущего года собрал 123 электробуса. Это машины из нового контракта КАМАЗа с ГУП «Мосгортранс», который рассчитан на производство 1000 электробусов до 2024 года. «Автопарк» побывал на предприятии, где собирают не только колесную технику, но и современные остановочные павильоны.

Максим Приходько

СВАРЗу в этом году «стукнет» 118 лет. Завод-долгожитель ведет свое начало с 1905 года, когда в Москве были образованы Сокольнические трамвайно-ремонтные мастерские. За прошедшее время предприятие лишь дважды, на время мировых войн, отвлекалось от выпуска мирной продукции, производя снаряды. Вся остальная история завода неразрывно связана с производством и ремонтом столичного общественного транспорта: трамваев, троллейбусов и автобусов. Одну модель троллейбуса СВАРЗ хорошо знает почти каждый россиянин благодаря фильму Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Невеста главного героя Деточкина, Люба, лихо водит троллейбус СВАРЗ-МТБЭС. Согласитесь, что абы какой троллейбус в кино бы не сняли. А еще предприятие известно тем, что выпускало единственные в СССР ярко-красные сочлененные четырехосные троллейбусы СВАРЗ ТС и грузовые троллейбусы СВАРЗ ТГ-3, а также модификации пассажирских машин на электротяге с использованием автобусных кузовов производства Венгрии и Белоруссии. Когда в 2021 году столичные власти взяли курс на замещение троллейбусного парка электробусами, именно на СВАРЗе было принято решение организовать производство электробусов модели КАМАЗ-6282. 

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице

ЭЛЕКТРОБУС «МОСКВА»

Цех, в котором занимаются сборкой электробусов КАМАЗ-6282 (на его задней стенке красуется шильдик «Электробус Москва»), вошел в строй весной 2021 года. В нем размещены две сборочные линии, в каждой – четыре поста. Две бригады по 15 человек выпускают четыре электробуса в день.

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице

В Москву из Нефтекамска доставляют пустые окрашенные кузова, на внутризаводском сленге их называют «планеры». Сборка инновационной пассажирской машины начинается с крыши. После технической мойки планера рабочие устанавливают на крыше батарейные модули, специальный токоприемник, а также прокладывают силовые провода. Все «высотные» работы монтажники выполняют с применением страховочных тросов. Постепенно рабочие перемещаются вниз, в салон. Производится монтаж пассажирских сидений, стеклянных ограждений в районе дверей, систем видеонаблюдения, поручней, а также внешних и внутренних приборов освещения. Процесс превращения электробуса из почти «голого» кузова в современную машину на первый взгляд неспешен: сборщики установили один узел, посмотрели на него со всех сторон, приступили к монтажу другого. Это больше похоже на то, как собирают престижные легковые автомобили люксовых марок: конвейерной спешки нет, есть четко выверенные движения, все плавно и аккуратно. 

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
На СВАРЗ из Нефтекамска доставляют пустые окрашенные кузова, на внутризаводском сленге их называют «планеры».

Затем наступает черед монтажа системы контроля оплаты проезда – тех самых валидаторов, блока wi-fi, вентиляционных и отопительных систем. Начальник участка сборки электротранспорта СВАРЗ Максим Ивашкин рассказал, что отопитель салона в КАМАЗ-6282 работает на электричестве, а не на солярке. Такой шаг позволил сделать электробус полностью экологически безопасным видом транспорта не только при производстве, но и при эксплуатации. К другим новшествам можно отнести более износостойкое напольное покрытие, маршрутоуказатели большей площади, а также возможность регулирования климата в салоне электробуса и кабине водителя независимо друг от друга.

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
Все «высотные» работы монтажники выполняют с применением  страховочных тросов.

Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул отметил, что поколение электробуса, выпускаемого сегодня на СВАРЗе, удалось полностью импортозаместить по самым основным параметрам – тяговым электромоторам ведущего портального моста. Ранее эти узлы поставляла компания из ныне недружественной нам страны. Вообще, на СВАРЗе осуществляется около 40% от всех операций, рассчитанных при производстве электробуса, а на монтаж всей силовой электрической начинки пассажирской машины приходится почти 60% от всей стоимости электробуса. 

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
В ходе экскурсии по СВАРЗу Николай Асаул отметил, что Москва сегодня является самым «электробусным» городом Европы.

Предпоследняя стадия сборки – регулировка фар и сход-развала. Затем на специальных барабанах у электробуса проверяют исправность работы тормозной системы. Окончательным рождением новой пассажирской машины «как электромобиль, только автобус» (так написано на ее бортах) является отправка электробуса на 20 минут в специальную дождевальную камеру. Искусственный дождь энергично проливает электробус, проверяя машину на герметичность салона. По отзывам заводских специалистов, это упражнение пользуется наибольшей популярностью у всех делегаций, посещающих цех СВАРЗа по производству электробусов. Наша не стала исключением.

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
На роликовом стенде у электробуса проверяют исправность работы тормозной системы.

В ходе экскурсии по СВАРЗу Николай Асаул отметил, что Москва сегодня является самым «электробусным» городом Европы. Он подчеркнул, что в ближайшее время количество электробусов в столице достигнет порядка двух третей от общей численности всего автопарка, занятого на городских маршрутах. В связи с этим он также уточнил, что мало заместить традиционные автобусы электробусами – внедрение нового вида общественного транспорта тянет за собой большие энергетические инфраструктурные изменения. «Нужна большая мощность электричества, нужно развивать энергохозяйство, кабельные сети, строить новые мощные станции. Это требует ресурсов, системного комплексного подхода при разработке маршрутной сети», – подытожил Асаул. 

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
Процесс превращения электробуса из почти «голого» кузова в современную машину на первый взгляд неспешен.

Всего с 2021 года силами нового сборочного цеха СВАРЗа выпущено 530 электробусов, которые работают на маршрутах столицы. Однако не забывает «Мосгортранс» и о традиционном подвижном составе – автобусах. За первую половину 2023 года главный перевозчик столицы 1500 раз провел своими силам техобслуживание автобусов, а в 3200 случаях произвел сложный ремонт их узлов и агрегатов. Кроме того, СВАРЗ за прошедшие полгода собрал 800 остановочных павильонов нового типа.  

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
Искусственный дождь энергично проливает электробус, проверяя машину на герметичность салона.

ОСТАНОВКА РАЗРЕШЕНА

Современные московские остановки уже давно не напоминают хрестоматийный навес от дождя и снега. Только в прошлом году завод произвел 900 продвинутых павильонов новой конструкции, а уже в текущем к концу июля выпустил 800 штук. К концу года СВАРЗ планирует выпустить 1200 остановок. Все они снабжены удобной навигацией, есть USB-разъемы для зарядки современных гаджетов. Часть из них подключена к городским системам видеонаблюдения. Конструкция полностью отечественная и выполнена с упором на антивандальность исполнения. Боковые и задние стенки сделаны из закаленного стекла с армирующим слоем. В отделке есть детали из алюминия.

«Москва» на СВАРЗе: как собирают электробусы КАМАЗ в российской столице
Только в прошлом году завод произвел 900 продвинутых павильонов новой конструкции, а уже в текущем к концу июля выпустил 800 штук.

Цех выпускает восемь остановок в день. Так как часть столичных маршрутов выходит за черту города, СВАРЗ поставляет инновационные остановки и в Московскую область. На одной из них заметил бумажную бирку «Подольск». О том, с какой педантичностью подходит завод к выпуску современных остановочных павильонов, говорит факт снабжения каждого фирменной металлической табличкой, на которой выбит заводской номер павильона, тип и даже дата изготовления.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное