Top.Mail.Ru
Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России

фото: автора и фирм-производителей / 23.05.2023
Уход зарубежных поставщиков низкорамных тралов из России кардинально изменил рынок, но перевозки не остановил. Заводы РФ и раньше не сидели без дела, а теперь тем более.

Александр Трохачев

Низкорамный трал только на первый взгляд кажется специфической вещью с узким спектром использования. На самом деле его применение выходит за рамки обывательских представлений. Их используют на лесозаготовке, в нефтегазовой промышленности, дорожном строительстве, на перевозке стальных труб.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России

НЕЗАМЕНИМЫЕ

Тралы незаменимы на транспортировке тяжелых крупногабаритных контейнеров, неделимых конструкций для объектов промышленности, для переброски сельскохозяйственной техники и в бизнесе по аренде гусеничной и колесной спецтехники.

По данным маркетингового агентства НАПИ, суммарный парк прицепной техники в России составляет 553,2 тыс. ед. Из них на тяжеловозы приходится 5,8 %, или 32,3 тыс. ед. — пятая строчка в рейтинге востребованности у перевозчиков после бортовых, самосвальных, тентованных моделей и цистерн. При этом обновление парка тралов происходит небыстро: за последний год продано менее 1,5 тыс. ед. новых полуприцепов данного типа.

Между тем рынок прицепной техники специального назначения переживает далеко не лучшие времена. По итогам 12 месяцев 2022 года продано чуть больше 27 тыс. ед. прицепного состава всех типов против 33,7 тыс. ед. годом ранее. Производство прицепной техники в стране, по сведениям Минпромторга РФ, снизилось на 3 %, а объем рынка в целом уменьшился на 5,7 %. Правда, есть хорошие новости. Согласно данным «Росспецмаша», спрос российских транспортников на тралы за минувший год вырос на 11 % и достиг отметки в 1459 ед.

По оценкам экспертов ассоциации «Спецавтопром», рынок новой прицепной техники в РФ по итогам 2023 года останется на прежнем уровне, а доля импорта сократится до 10 %. В текущем сезоне реальностью станет повышение розничных цен на готовые изделия. Особенно это коснется моделей зарубежного производства: с января 2023 года утилизационный сбор вырос более чем в шесть раз: с 96 тыс. до 600 тыс. рублей. Сделано это в соответствии с постановлением правительства РФ № 2132 в отношении прицепов и полуприцепов категории О4 (полной массой свыше 10 т). В таких условиях на повестку дня встает импортозамещение.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Шестиосный ТP-697 с задним заездом подходит для перевозки особо тяжелых грузов.

СДЕЛАНО В РОССИИ

В настоящее время в России насчитывается примерно 50 заводов, занятых выпуском тралов, причем специалистов по низкорамным моделям в два раза меньше. Остальные — это высокорамные, многоосные, телескопические, модульные, раздвижные, балластные.

В числе тех, кто относится к теме обзора, «Брянский Арсенал», «ПромАгроПрицеп» из Чебоксар, «СТ-Инжиниринг» («Сибирь Трейлер») из Тюмени, «АвтоСпецТехника-Канаш» («АСТ-Канаш»), «Росспецприцеп» («Рустрейлер») из Колпино, «Атлант Трейлерс» из Владивостока. Перевозчикам хорошо знакомы тралы Manak Auto из Старого Оскола, московский «Спецприцеп», тверские «Строймаш-Сервис» и «Тверьстроймаш».

Низкорамные тралы новгородского предприятия «Meusburger Новтрак» становятся все популярнее, завоевывают новые рынки сбыта. И последние годы предприятие занимает первые строчки в списке отечественных производителей прицепной техники.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Последнее время такие модификации, как ТР-345 от «Meusburger Новтрак», пользуются особым спросом.

В Ленинградской области под торговой маркой «Невские машины» низкорамные прицепы и полуприцепы изготавливает ООО «Севзапспецмаш-Прицепы». Присутствуют на рынке полуприцепы Maral Trailer московской компании «Марал Санат Джавид». В столице России базируется и НПО «Нефтегазовое машиностроение и специальное автомобилестроение», выпускающее тралы под маркой GT7.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Каждый низкорамный полуприцеп «Meusburger Новтрак» — это индивидуальная разработка под заказчика.

Часть продукции поступает из ближнего зарубежья. Например, с 1994 года свои модели прицепной техники поставляет унитарное частное производственное предприятие «Стройремавто» из г. Могилева Республики Беларусь. Правда, погоды на рынке один производитель не делает.

ПОГОНЯ ОТМЕНЯЕТСЯ

Справедливости ради нужно сказать, что за новинками сейчас никто не гонится: дорого и неэффективно. У некоторых компаний сайт не обновлялся еще с начала пандемии или вообще не работает, а у кого-то последние новости относятся к доковидной эре. Так что, как ни крути, рынок низкорамных тралов за последние два-три года сильно съежился.

Некоторые компании не вкладываются в разработку универсальных моделей, а предлагают изготовление низкорамных тралов под требования конкретного перевозчика. Например, ООО «Новус Трейлер» из Челябинской области предлагает составить заявку по исходным данным. Среди них — число осей (от двух до пяти, размером 4–20), длина 14–30 м, ширина 2500–3200 мм без уширителей или 3000–3700 мм с уширителями, высотой 2000–4000 мм и грузоподъемностью от 43 до 69 тонн.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Новые модели с маркировкой «Сделано в России» в подавляющем большинстве не стали полноценной заменой продукции Faymonville, Kassbohrer, Nooteboom и других брендов.

В 2023 году 65‑летие со дня основания отмечает завод «Тверьстроймаш». Свой первый полуприцеп-тяжеловоз предприятие выпустило в 1985 году и последние два десятилетия создает только прицепную технику. В канун 2023 года в серии Original PRO здесь дебютировал обновленный полуприцеп модели AL48. Его грузоподъемность осталась прежней (48 тонн), при этом конструкцию изменили с целью оптимизации нагрузки на оси. Появилась возможность увеличить полезную нагрузку на первую ось и аварийно отключать пневморессоры четвертой оси. Грузовая платформа тоже в прежней длине (11 000 мм) с увеличением при необходимости до 19 000 мм. Этим модернизация не закончилась.

Для удобства проезда препятствий с приподнятой первой осью до 880/920 мм была увеличена высота погрузки. Жестче и прочнее стали стойки для фиксации груза 120х80 мм. Конструкторы улучшили механизм фиксации сдвижения и раздвижения платформы. Для компенсации даже небольших зазоров допускается использование ручной стяжки. Запасное колесо разместили на кронштейне под платформой, высвободив на гусаке место под запаску тягача. В помощь оператору предусмотрели и механическую лебедку. В холодное время стало удобнее работать с настилом: защитный кожух препятствует попаданию в отверстия для уширителей снега, льда, грязи и исключает их примерзание.

В марте 2023 года «Тверьстроймаш» заявил о создании нового трала с отстегивающимся гуськом грузоподъемностью 35 тонн. Его особенности: малая высота погрузки (345 и 415 мм), три варианта длины платформы (7000, 7500, 8000 мм), безопасный и удобный заезд с земли. Новинкой можно считать и созданный весной прошлого года полуприцеп, сменивший классическую модель 993931‑L40. Его грузоподъемность увеличена с 40 до 48 тонн, а собственный вес снижен до 9,5 тонны. Колесную базу инженеры сместили к центру, что улучшило распределение нагрузки на оси и повысило маневренность. Владелец трала получил возможность менять торцевой лист. Вместительнее стал гусак. Дополнительное оборудование переместили так, чтобы по максимуму добавить полезной площади на погрузочной площадке.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
В канун 2023 года в серии Original PRO завода «Тверьстроймаш» дебютировал обновленный полуприцеп модели AL48.

Есть менее именитые игроки, тем не менее вносящие свою лепту в развитие рынка. Примером может служить НПФ «Спецмаш» из Цивильска. Более 15 лет компания выпускает тралы грузоподъемностью 13–60 тонн с погрузочной высотой 650–1250 мм, с загрузкой спереди, сзади и сбоку.

Полтора десятка низкорамных полуприцепов производит тверская компания «Строймаш-Сервис», а всего в их продуктовой линейке 36 моделей тралов. В большинстве случаев выбор товарных низкорамных тралов невелик, и все чаще производители предлагают изготовить нужное изделие на заказ, с учетом специфики предстоящих транспортных задач.

ОБЕЩАНИЯ ЗАВОДОВ

На рынке, как известно, два умника: один старается подороже продать, второй — подешевле купить. Это нормальная практика, и сфера низкорамных тралов здесь не исключение. Помимо рекламных заверений типа «наш трал самый лучший», есть вполне конкретные параметры, смысл которых никаким словоблудием не затмишь.

Например, не все поставщики имеют готовую продукцию в наличии. В зависимости от сложности выбранной модели и степени загруженности производства срок изготовления может занимать от пяти рабочих дней до трех-четырех календарных недель или 25–30 дней с момента заключения контракта. Само подписание договора еще ничего не гарантирует. Нужно внести предоплату в размере от 10 % до 50 %, и только после этого будет дана отмашка производству. По готовности транспортного средства клиент производит доплату оставшейся суммы. Далее следует доставка трала заказчику, прием изделия, передача документации транспортного средства. Полуприцеп можно забрать самовывозом с предприятия или дилерского склада автомобильным или железнодорожным транспортом. Все как обычно.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Низкорамный полуприцеп-тяжеловоз HефАЗ-93344‑0779110 предназначен для перевозки негабаритных грузов.

Гарантийные сроки у моделей одной и той же категории, как правило, сопоставимые. На основную конструкцию изделия это стандартные 12 месяцев или 20 тыс. км пробега. Встречаются обязательства сроком полтора-два года на грузовую платформу и на определенные узлы до 10 лет. Естественно, обязательным условием является соблюдение правил эксплуатации, предписанных производителем.

Как много в России реальных платежеспособных заказчиков новых низкорамных тралов? До пандемии COVID-19 насчитывалось чуть более 400 клиентов, использующих в своем бизнесе низкорамные тралы зарубежного производства. Потребителей отечественной продукции было несоизмеримо больше, даже если не брать в расчет потребности Сухопутных войск Вооруженных Сил. Сегодня их, увы, намного меньше. Конечно, новые модели с маркировкой «Сделано в России» в подавляющем большинстве не стали полноценной заменой продукции Faymonville, Kassbohrer, Nooteboom и других брендов. Но, как известно, за неимением гербовой пишем на простой!

УРАЛЬСКИЙ КЛАСТЕР

Ветераном движения в области постройки автомобильных тралов считается Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов (ЧМЗАП), или ПАО «Уралавтоприцеп». Родоначальник российского прицепостроения ведет свою деятельность с августа 1943 года. Производство прицепной техники под маркой ЧМЗАП предприятие начало 29 марта 1956 года.

Еще в 1964‑м здесь был разработан 300‑тонный прицеп. Сегодня в рейтинге производителей по количеству выпущенной и находящейся в эксплуатации прицепной техники всех типов ЧМЗАП занимает девятое место (17,2 тыс. ед., 3,1 % от всего парка РФ). По итогам 12 месяцев 2022 года завод занял пятое место, реализовав 1,2 тыс. новых транспортных средств, что составило 3,4 % от всего рынка России.

В марте 2023 года завод предложил потребителям новую модель низкорамного четырехосного полуприцепа-тяжеловоза ЧМЗАП-99903 по спецификации 070‑В и 070‑В2. При снаряженной массе 24 тонны новинка обладает грузоподъемностью 95 тонн. Погрузочная высота модели — 1,3 м, число колес — 16+2, дорожный просвет — 455 мм. Новая модель ЧМЗАП-99903‑0000070‑В2 укомплектована шинами из особо прочной резины, что наряду с другими конструктивными особенностями и обеспечивает высокую грузоподъемность.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Четырехосный полуприцеп-тяжеловоз ЧМЗАП-99903 при снаряженной массе 24 тонны обладает грузоподъемностью 95 тонн.

Наряду с ЧМЗАП в 74‑м регионе России, на Урале, базируется несколько производителей низкорамных тралов. Один из них — «ЧелябДорМаш», работающий на рынке 15 лет. Он производит модели грузоподъемностью от 25 до 110 тонн с рабочей площадкой длиной 4–12 м, высотой от 480 мм, с раздвижными и уширяемыми до 3200 мм платформами.

Машиностроительный завод «Роксон» из Челябинска заявляет о запатентованной технологии производства и применении рам с запасом прочности более 40 %. По сути, это низкорамные тралы грузоподъемностью до 100 тонн, созданные немецкими конструкторами для российских условий эксплуатации. Кроме моделей в наличии, предусмотрено изготовление под цели заказчика, с погрузочной высотой 900 мм. В рамках индивидуального производства гарантируется трехслойная окраска рамы, применение проверенных импортных комплектующих, рабочая площадка длиной 8–12 м, ширина платформы 2550–3500 мм. Трал снаряженной массой от 7 до 26 тонн может иметь от одной до восьми осей, допускать нагрузку на ССУ от 10 до 32 тонн, нагрузку на дорожное полотно через шины от 12 до 90 тонн.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Машиностроительный завод «Роксон» из Челябинска заявляет о запатентованной технологии производства и применении рам с запасом прочности более 40 %.

Под брендом Hartung тралы производит ЧКПЗ — Челябинский кузнечно-прессовый завод. Низкорамники есть в ассортименте Novus Trailer из поселка Есаульский Челябинской области. Правда, не у каждого из них в наличии новинки сезона 2022–2023.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Под брендом Hartung тралы производит ЧКПЗ — Челябинский кузнечно-прессовый завод.

Наряду с известными предприятиями бизнес по производству низкорамных тралов осваивают новые игроки. С 2020 года на рынке РФ работает ООО ПКФ «Ютерборг» из Копейска Челябинской области. За это время машиностроительный завод произвел более 300 единиц полуприцепов-тяжеловозов нескольких видов. В числе новинок — JTB-40 и JTB-50 с гидравлическими и приставными алюминиевыми тралами.

На уральском производстве используется новое, не изношенное, современное оборудование. Это обеспечивает точность размеров и высокое качество механической обработки деталей для сборки по чертежам. Все модели проходят расчеты прочности еще на стадии проектирования. При этом специалисты добиваются снижения собственной массы изделий и вносят улучшения. Например, разработали собственную электрическую схему без применения скруток и спаек, сделав все комплектным. Улучшена подготовка и нанесение лакокрасочного покрытия при покраске рамы полуприцепа. Трущиеся элементы теперь не металлизируют, а оцинковывают. Упрощена работа с тралами, и в результате улучшены характеристики новых моделей.

В линейке производителя восемь низкорамных тралов. Наибольшая высота грузовой площадки 950 мм, но есть модели с пониженной платформой, чей «рост» не превышает 400–700 мм. Самые свежие из них — трехосный JTB-40 New грузоподъемностью 40 тонн и четырехосный облегченный JTB-50 New с полезной нагрузкой 50 т. «Сороковой» обладает собственным весом 10 тонн, нагрузкой на седельно-сцепное устройство 17 тонн, допускает нагрузку на оси в 33 тонны и перевозит груз массой 40 тонн. Заказчик может выбрать оси Alion, BPW, Gigant, Granning, PLT, ROR, SAF. В конструкции применяется высоколегированная импортная сталь, которая в процессе создания трала подвергается дробеструйной обработке. Нанесение ЛКП в современной покрасочной камере обеспечивает стойкость покрытия на долгое время.

Новый низкорамный трал JTB-50 New изготовлен из высокопрочной стали S700MC. Это дало возможность снизить собственный вес и позволить заезжать на гусачную часть техники массой до 8 тонн. Новинка двойного сложения стала легче, ниже, прочнее и проще в эксплуатации. В числе отличительных особенностей — комбинированный настил и оцинкованные уширители. В его конструкции применяется электрика SIM, тормозные системы Haldex, WABCO, осевые агрегаты как и для JTB-40 New и другие импортные компоненты. Стоимость низкорамных тралов вполне адекватная. Например, обычный JTB-40 стоит 5,8 млн руб., JTB-50L — 8,7 млн руб. И выбрать партнера по лизингу можно из 12 компаний.

Прощай, заграница: низкорамные тралы, которые делают в России
Новый низкорамный трал JTB-50 New изготовлен из высокопрочной стали S700MC.

С учетом сложившихся реалий многим производителям и перевозчикам сегодня не до жиру — быть бы живу. Во многом именно этой логикой продиктованы действия сторон. Главное — никто не сдается и на импортные поставки уже не рассчитывает. Впереди рост капитального строительства, развитие промышленного производства в разных регионах РФ, а значит, спрос на низкорамные тралы не сойдет на нет. И не так уж важно, на новейших или ранее освоенных моделях прицепного состава повезут грузы. Главное, чтобы и то, и другое было в наличии!

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное