Top.Mail.Ru
Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами

фото: фото автора / 24.09.2023
Входящий в финансово-промышленную группу «Карьерные машины», Красноярский машиностроительный завод «Борус» запустил цех по производству фронтальных погрузчиков под собственным брендом. Предприятие будет выпускать технику грузоподъемностью от трех до восьми тонн. Новое производство должно снизить долю импортных машин в этом сегменте спецтехники.

Максим Приходько

Что бы мы делали, если бы не Китай – эту мысль мне неоднократно приходилось слышать во время командировки. Увы, но по некоторым важным машиностроительным компетенциям наша страна утратила лидирующие позиции, если не потеряла вовсе. Это не означает, что светлые головы в у нас перевелись, просто к этому моменту закончилась отечественная компонентная база для производства той же спецтехники. Особенно остро это стало ясно после февраля 2022 года, когда продавать подобную западную технику нам никто желания не изъявил.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
Почти готовый Borus DS 30 DK. Осталось смонтировать кабину и управление ковшом, как и сам ковш.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи дорожно-строительной и спецтехники в России за первое полугодие текущего года сократились почти на 35 %. Между тем эти цифры показывают не общую ситуацию в отрасли, так как АЕБ учитывает лишь тех производителей, кто в нее входит. Компании из Китая, Белоруссии, России, а также некоторых других стран, пока остаются за скобками этого исследования. Если рынок дорожно-строительной техники сузить до сегмента колесных погрузчиков, здесь ситуация еще печальнее. Даже по самым осторожным прогнозам, до 90 % рынка таких машин сегодня принадлежит в России иностранным производителям. Естественно, китайским. Между тем, ситуация со специализированной техникой в России постепенно начинает выправляться. Примером тому может служить новое производство, которое начало свою работу в Красноярске.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
Старт нового производства при большом стечении гостей дал директор завода П. Пестриков (третий слева).

На сегодняшний день колесные погрузчики, помимо Китая, нам доступны от белорусского «Амкодора» и российской UMG, но отечественная модель, UMG WL50, по сути, является копией китайского погрузчика Shantui. Директор завода «Борус» Павел Пестриков в нынешней экономической ситуации рассудил просто: раз не можем разработать самостоятельно, пора пойти по пути тех же «китайцев». Бумага и порох – да, исконно китайские изобретения, но все остальное? Так родилась мысль не импортировать готовую технику из Китая, а начать ее производство в России самостоятельно. Сначала из импортных комплектующих, но с обязательной локализацией всего, что можно заместить на свое.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
 Павел Пестриков: «На новом производстве площадью 6 тыс. м2 занято всего 47 рабочих».

ЗАВОДО-УПРАВЛЕНИЕ

Производство на «Борусе» (завод назван в честь горного хребта на юге Красноярского края) начиналось с малого – выпуска металлоемких комплектующих для некоторых моделей спецтехники: ковшей для экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков, ножей для землеройной техники. Позднее освоили изготовление гидравлических и механических отвалов и лесозахватов, а также грейферных захватов для перегружателей. Параллельно развивали производство собственных надстроек на шасси отечественных полноприводных грузовиков – другие в этих краях зачастую проехать не могут. Поднаторев в этом вопросе, пришла мысль расширить производство. Выбор пал на выпуск колесных погрузчиков.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
Большинство станков российского производства, хотя есть корейское оборудование, а также станки из Тайваня.

За основу взяли китайский Jingong JGM 737K грузоподъемностью 3 тонны. Вместимость ковша – 1,7 м3, высота разгрузки – 280 мм. Универсальная машина относится к среднему классу погрузчиков и может оснащаться сменными рабочими механизмами для работы в любое время года. Исполнительный директор предприятия Виктор Иванов отметил, что модель выбрали исходя из характеристик машины, а также отзывов о работе. Копировали не в лоб – при производстве погрузчика учли отзывы по нареканиям в узле сочленения рамы, для надежности в нем увеличили количество подшипников.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
 При производстве погрузчика учли отзывы по нареканиям в узле сочленения рамы, его усилили.

Часть узлов и агрегатов сразу заместили отечественными, но только теми, которые имеют российские сертификаты соответствия: гидравлику для погрузчика взяли от производителей из Новосибирска и Калуги, двигатель – ярославский ЯМЗ-530. Рама, кабина, ковш – все это разработано и сделано самостоятельно силами заводского конструкторского бюро.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами

Самым проблемным местом остаются мосты, они на отечественной версии погрузчика – китайские. Замены им пока нет, зато уже сейчас (по данным «Боруса») уровень локализации при производстве трехтонного погрузчика составляет 64 %, а к 2025 году предприятие планирует довести его до 80 %.

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ

Строительство завода по выпуску фронтальных погрузчиков без должной финансовой составляющей могло остаться заурядной прожектерской идеей. В нынешней экономической ситуации найти большие деньги под крупный проект можно только при участии государства. Так совпало, что в день открытия нового производства, вопросы льготного финансирования стратегических направлений, необходимых для достижения технологического и промышленного суверенитета страны, глава правительства РФ обсудил в Москве с директором ФРП (Фонд развития промышленности) Романом Петруцей. Зримую работу фонда увидел в Сибири. Общие инвестиции в создание нового цеха по выпуску колесных погрузчиков в Красноярске составили 500 млн рублей, из них 200 млн пришлись на льготный заем, который потратили на покупку высокотехнологичного оборудования.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
Льготный заем на покупку высокотехнологичного оборудования предоставил федеральный Фонд развития промышленности.

На эти деньги завод смог оснастить новый производственный цех современным отечественным оборудованием. Дробеструйная установка производства Челябинска. Комплекс, отвечающий за обработку металла – лазерная резка и листогибочное оборудование – от российской компании Unimach. Станок плазменной резки металла родом из Сибири, от тюменской компании Cybercut, а окрасочное оборудование от Expaint. Пусть вас не смущают «иностранные» названия российских станков, прессов и окрасочных камер, они действительно все отечественного производства. На заводе есть и корейское оборудование, а также станки из Тайваня, но основной производственный костяк остался за Россией.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами

СДЕЛАНО У НАС

Традиционно, работа строится с цеха подготовки и раскроя металла. Каждая стальная деталь проходит после обработки обязательную приемку сотрудника заводского ОТК. Рядом с роботом, который способен «варить» четыре полурамы за одну рабочую смену, еще достаточно места: в скором времени здесь появится аналогичное оборудование для автоматизированной сварки кабины погрузчика и других кузовных элементов. Пока их выпускают с применением ручного труда. К слову, найти сегодня квалифицированных специалистов в этой области не так просто, а один роботизированный комплекс способен заменить пятерых сварщиков.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
Пока некоторые сварочные работы на заводе выполняют с применением ручного труда.

Вот, кстати, и ответ на вопрос – почему на новом производстве площадью 6 тыс. м2 занято всего 47 рабочих. Пока на заводе можно производить два погрузчика в день. Павел Пестриков сообщил, что уже сформирован и утвержден заказ для красноярского завода на 100 колесных погрузчиков модели Borus DS 30 DK.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
Гидравлику для погрузчика взяли от производителей из Новосибирска и Калуги, двигатель – ярославский ЯМЗ-530.

По оценке директора, в текущем году предприятие должно выпустить 30-35 колесных погрузчиков с навесным оборудованием собственного производства, что заметно снизит цену на сибирскую спецтехнику.

Как в Красноярске делают погрузчики «Борус»: сходил на завод и увидел все своими глазами
Вакуумная машина на базе грузовика «Урал». Только насос в нем производится не в Красноярске, все остальное – свое.

Но не только выпуском погрузчиков заняты на заводе. В этом же цехе я увидел, как доделывали вакуумную машину на базе грузовика «Урал». Только насос в нем производится не в Красноярске, все остальное – свое, заводское. Географическое расположение предприятия таково, что его продукция одинаково равноудалена как от Дальнего Востока, так и от центральных европейских регионов страны, значит, заказчиками фронтальных погрузчиков из Сибири станет вся Россия.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное