Туристические автобусы перевозят не только туристов. В Ростове-на-Дону MAN Lion’s Coach закреплен за артистами областного Дома народного творчества. Для них комфортабельный лайнер, помимо своей транспортной миссии, является мобильным репетиционным залом, костюмерной, гримерной и просто родным домом.
Максим Приходько
Двенадцать метров комфорта цвета черно-графитового перламутра. Такой двухосный автобус скорее увидишь в парке крупного пассажирского автопредприятия, чем на балансе учреждения культуры, но факт остается фактом: модель MAN Lion’s Coach, победитель в номинации «Туристический/международный автобус года» конкурса «Лучший коммерческий автомобиль года в России», верой и правдой служит хоровым и музыкальным коллективам Ростовского областного дома народного творчества (РОДНТ). Сказать, что артисты обожают свой автобус — все равно что ничего не сказать. До его появления труппа ездила на гастроли либо на небольшом микроавтобусе, либо… впрочем, об этом вспоминать не хочется. А еще надо как-то доставлять к месту выступления музыкальные инструменты, костюмы, видео- и звуковоспроизводящую аппаратуру.
Теперь все эти вопросы решаются одним транспортным средством. Когда артистов РОДНТ спрашивают, на чем они приедут, те гордо отвечают: «На Мане». Артисты ансамбля песни и пляски «Легенда» даже «русифицировали» немецкий автобус, дав ему свое собственное имя — Маня.
До того, как у нашего Дома творчества появился этот автобус, я выпросил у дилера руководство об эксплуатации. Читал вечерами и ночами, благодаря чему машину знаю как свои пять пальцев. Из плюсов отмечу светодиодные фары, обогреваемое ветровое стекло и просто роскошную пневматическую подвеску. Не едем, а плывем над дорогой, как НЛО. Нам повезло, что машина досталась не в традиционном белом окрасе, а таком модном черно-графитовом. Сочетание цвета металлик с алюминиевыми колесными дисками и вовсе у народа вызывает восторг. Похвалю большие зеркала, хотя и камерой заднего вида при таких габаритах тоже пользуюсь. Естественно, что за прошедшие 15 тыс. км пробега к машине нет никаких вопросов: и мне, как водителю, и нашим артистам все в машине нравится.
Между прочим, это первый обновленный MAN Lion’s Coach, поставленный в Россию. И факт, что именно он отправился на юг страны, как говорили раньше, нести культуру в массы, является гордостью компании-импортера и регионального дилера «Нейс-Юг». С начала эксплуатации машина прошла 15 040 км, артисты побывали с гастрольными турами во многих станицах и поселках Ростовской области и соседнего Краснодарского края. Причем уже по нескольку раз. Наездили бы больше, но концертную программу существенно сократила пандемия.
Водитель автобуса Александр Боровик с упоением рассказывал мне о машине. Прежде он управлял грузовиками, параллельно выступая в одном из хоровых коллективов Дома творчества. Когда стало ясно, что администрация области приобретет для нужд РОДНТ новый автобус, Александра, как человека творческого и одновременно автомобильного, отправили учиться, чтобы открыть соответствующую категорию в водительском удостоверении. Так он фактически поменял профессию, за рулем MANа теперь пилот-артист.
Автобус рассчитан на перевозку 49 артистических пассажиров. В салоне мягкие и комфортные кресла с двухцветной обивкой, откидными подлокотниками, регулируемыми спинками и подставками для ног. В индивидуальных сервисных блоках предусмотрена настройка мощности и направления воздушного потока, а включение/выключение светодиодной лампы и настройка динамика выполняются бесступенчато. Артисты в разговоре со мной отметили единственный минус: USB-разъемы прикреплены ниже подушки сиденья, это неудобно. Зато всем нравится система кондиционирования, встроенные холодильник, кофеварка и туалет, а также просто царские «закрома» для багажа и сценического реквизита: объемом пространства под полом — 9,7 м3.
Флагман автобусной линейки MAN оснащен 6‑цилиндровым дизелем D 2676 мощностью 440 л. с. Силовой агрегат работает в паре с автоматизированной КП Tip-Matic. В магистральном режиме машина расходует в среднем 30 л/100 км. По отзывам Александра, первое время на областных фестивалях народного творчества коллеги приходили к его автобусу как на экскурсию. По его словам, многих водителей поразила электронная тормозная система MAN BrakeMatic, которая работает вместе с моторным тормозом EVBec. А еще всех удивляет тот факт, что у автобуса нет бака с раствором AdBlue, соответствие нормам EEV (Евро 5+) достигается за счет рециркуляции отработавших газов. Это обстоятельство на юге страны водителями сильно ценится.
Район Ростова-на-Дону, где расположен Дом народного творчества, примыкает к старому патриархальному центру города, где полным-полно узких улиц. Несмотря на внушительные габариты, MAN Lion’s Coach отлично в них вписывается. Хотя есть один минус: высота машины — 3845 мм, плюс антенна радиоприемника. Она-то и принимает на себя «удары» от веток старых деревьев. Штатную видеосистему автобуса, в которую входит проигрывающее устройство и два ЖК-монитора (в головной части салона и у второй двери), артисты часто используют для разучивания новых песен либо просмотра собственных выступлений с одновременным разбором слабых мест, если таковые случаются. Так как я слушал коллектив «Легенда» вживую, думаю, что недоработок у них просто нет. Артисты коллектива выступают не только для местных слушателей, их творчество знают в Италии, Польше, Франции, Швейцарии и Эстонии. Возможно, что на следующие масштабные гастроли коллектив поедет на Мане.
Вообще, артисты относятся к машине как к полноправному члену коллектива, Lion’s Coach окружен такой заботой и вниманием, которых хватило бы на 10 таких автобусов. Если ситуация с пандемией уляжется, к нынешним показаниям одометра до конца года прибавятся новые тысячи песенных километров.
Технические характеристики MAN Lion’s Coach R07
Габариты | 2101х2550х3845 мм |
Колесная база | 6060 мм |
Объем багажного отсека | 9,7 м3 |
Количество дверей | 2 |
Полная масса | 19 700 кг |
Максимальная скорость | 110 км |
Подписка на рассылку материалов Автопарка