Top.Mail.Ru
Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

фото: фото автора / 05.12.2023
Недавно входящий в состав компании UMG завод «Тверской экскаватор» отметил 80-летие. За свою историю он изготовил более 130 000 единиц дорожно-строительных машин. Вспомним славные страницы истории этого предприятия.

Леонид Толмачёв

В начале 1943 года Красная Армия разгромила немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом, и перешла в контрнаступление, положившее начало коренному перелому в ходе военных действий. Началось массовое освобождение захваченных врагом территорий. Вместе с этим, началось восстановление разрушенного войной хозяйства. По приказу Наркомстроя СССР по всей стране началось строительство машиностроительных предприятий, в том числе и Калининского ремонтно-механического завода.

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

По нынешним меркам, экскаватор Э-255 обладал довольно скромными характеристиками: он оснащался ковшом объемом 0,25м3, с обратной лопатой копал на глубину 4,2 м, резал грунт на высоту 6,1 м прямой лопатой, приводился в движение 54-сильным дизельным двигателем Д-54 и передвигался со скоростью 14,1 км/ч.

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

И все же, экскаваторы Э-255 оказались востребованными: в последующие годы завод наращивал объемы их выпуска. В конце 1954 года был изготовлен 1000-й экскаватор Э-255. Одновременно с этим, завод вел разработку новых моделей, а в 1959 — 1960 годах завод приступил производству экскаваторов на автомобильном и гусеничном ходу.

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

Гигантский шаг вперед Калининский экскаваторный завод сделал в 1971 году наладив выпуск гидравлических экскаваторов с обратной лопатой ЭО-3322, впоследствии ставших визитной карточкой предприятия. Экскаваторы ЭО-3322 могли копать на глубину до 6 м, работать с ковшами объемом от 0,2 до 0,8 м3, а также с гидравлическим молотом, двухчелюстным грейферным ковшом объемом до 0,5 м3, пятичелюстным грейферным ковшом такого же объема, благодаря чему такие машины использовались не только в строительстве, но и дорожных, мелиоративных работах, коммунальном хозяйстве. И даже поставлялись на экспорт. Не случайно на Международной выставке «Сельхозтехника-72» экскаватор ЭО-3322 получил почетный диплом. А в 1974 году за создание и освоение серийного выпуска гидравлических экскаваторов Калининский экскаваторный завод награжден дипломом ВДНХ второй степени. Через 4 года экскаватор ЭО-3322 был удостоен Государственного Знака качества.

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

Следующей моделью гидравлического экскаватора стал ЭО-3323. Машина, производство которой стартовало в 1980 году, оказалась столь удачной, что выпускалась до 2001 года. Она экспонировалась на различных международных выставках, в 1981 году была награждена Почетным дипломом Торгово-промышленной палаты СССР, в 1982-м – дипломом первой степени ВДНХ, а в 1986-м ЭО-3323 присвоен Государственный Знак качества. ЭО-3323 работал с ковшом объемом 0,65 куба, его отличительными особенностями были планетарный механизм поворота и новые мосты собственного производства с планетарными редукторами.

В 1993 году предприятие было акционировано. Не смотря на сложную для тех времен ситуацию в стране, завод выпускал 4000 экскаваторов в год, и сумел наладить собственное производство мостов. Более того, когда качество поставляемых на завод гидроцилиндров упало, завод освоил собственное производство и этих компонентов.

Вместе с этим, развивался и сам завод: приобретались новые станки и оборудование. В 1995 году начался выпуск экскаваторов нового поколения – колесных ЕК и гусеничных ЕТ. Изначально в это семейство вошли модели ЕК-18 и ЕТ-20, позже к ним добавилась ЕК-14, шли работы над вилочным погрузчиком ВП-05 и гусеничным экскаватором ЕТ-25.

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

В 2000 году предприятие преобразовано в ОАО «Тверской экскаватор», в 2001-м оно вошло в состав холдинга «РусПромАвто». И в это же время «Тверской экскаватор» представил целый ряд новинок: колесные экскаваторы ЕК-8 и ЕК-12, вилочные погрузчики ВП-03 и ВП-1,6, коммунальную технику. С целью выхода на мировой уровень, экскаваторы стали оснащать двигателями Perkins, гидравликой Bosch-Rexroth, предпусковыми подогревателями Eberspaecher.

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

Важной вехой в истории завода стало создание в 2012 году совместного между российской корпорацией «Русские машины» и многоотраслевой компанией Terex Corporation предприятия «РМ-Терекс». В это СП вошло ОАО «Тверской экскаватор», на площадях которого начался выпуск экскаватор-погрузчиков TLB 815, а затем – модели более высокого класса TLB 825. В 2014 году был достигнут довольно высокий уровень локализации и налажен полный цикл сборки, а следующий год ознаменовался началом серийного производства колесных экскаваторов нового поколения WX200 и гусеничных экскаваторов TX210LC.

29 апреля 2020 года ОАО «Тверской экскаватор» вошло в Управляющую компанию «ОМГ Строительно-дорожные машины». В настоящее время Тверской экскаваторный завод — одно из ведущих в отрасли предприятие, предлагающее свыше 12 моделей техники специального назначения, используемой в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промышленности. Его продукция полностью отвечает международным стандартом качества.

Ударники советских строек: история тверских экскаваторов

В 2022 году «Тверской экскаватор» представил две компактные модели колесных экскаваторов: UMG E145W и UMG E185W, а также гусеничную модель UMG E225LC, в которых использованы отечественные комплектующие, узлы и агрегаты. Порадовал новинками «Тверской экскаватор» и в этом году, представив обновленную линейку гусеничных и колесных экскаваторов, в которых использованы двигатели ЯМЗ. Помимо этого, завод возобновил выпуск экскаваторов-погрузчиков с использованием российских комплектующих. Наряду с обновлением модельного ряда, развивается и сам завод: введен в эксплуатацию новый окрасочный комплекс, модернизировано сварочное производство, реорганизован складской комплекс. В 2024 году Тверской экскаваторный завод планирует увеличить объем выпуска дорожно-строительной техники в два раза.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,25 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Владимир:

    Отличный образец конструкторских ошибок, собрали все в одном изделие. Кабина неудобная, шумная (через полдня головы болеть начинает) огромное количество РВД которые периодически надо менять, колёсный может передвигаться только по твёрдым грунта, с колёс работать невозможно (нет стабилизаеоров)

Статьи по теме
Популярное