Каждый год весной, летом и осенью в разных уголках Англии и Шотландии проводятся фестивали старинных автомобилей. Эти праздники ретро-техники именуются Steam Rally — паровые ралли. Но участвуют в них не только паровые автомобили и тракторы, но и техника с двигателями внутреннего сгорания — лишь бы экспонаты были интересными и необычными.
Юрий Буцкий
Уже много лет я занимаюсь историей паровых автомобилей. Летом прошлого года мне удалось побывать в Англии на двух праздниках старинной техники. Первый — фестиваль Elvaston Steam Rally, проходивший 1–2 июля 2023 года в парке «Элвастон» неподалеку от города Дерби. Второй — фестиваль в парке Lambton Estate, город Честер-ле-Стрит. Проводился он 8–9 июля.
Как организуются такие ралли? В национальном или частном парке выделяется огромная поляна. Возводятся легкие павильоны для продажи еды, напитков и сувениров, монтируется карусель, а нередко и небольшое колесо обозрения.
Огораживается площадка — автодром для показательных заездов. А по периметру паркуется техника, участвующая в фестивале. Неподалеку размещается автостоянка и кемпинг для гостей.
Все приготовления заканчиваются в пятницу вечером. А в субботу начинается сам фестиваль — демонстрация экспонатов, общение и заезды на автодроме.
На обоих ралли царила праздничная и одновременно камерная семейная атмосфера. Не обошлось без кратковременных дождей, но настроения они не испортили. Еще бы! Заезды бензиновых ретро-автомобилей, армейской техники, старинных гоночных болидов и, конечно же, паровых тракторов, дорожных катков и паровых автомобилей — тут не до погоды.
ЛИШЬ УГОЛЬ И ВОДА
Собственно паровых автомобилей на фестивалях было несколько: во-первых, грузовики Foden и Mann компоновки Overtype, когда паровой двигатель расположен на котле (отсюда и приставка Over). Эта техника имеет характерный «паровозный» экстерьер с высокой трубой.
Во-вторых, грузовик Super Sentinel и два его собрата Sentinel S4. Эти имеют компоновку Undertype с расположением парового двигателя внизу на раме. Внешне они выглядят как современные автомобили. А издали модели S4 вообще не отличишь от грузовых «бескапотников».
К этим S4 у меня был особый интерес. Еще бы, самые совершенные паровые автомобили, работающие на угле! Я заприметил их еще в пятницу вечером, когда экспонаты завозили на площадку. Тракторы и катки привезли на трейлерах, а Sentinel S4 прибыли на фестиваль своим ходом — сначала по шоссе, потом по внутренним дорогам парка. Такова Англия... Где еще увидишь «паровозы на резиновом ходу», гоняющие по дорогам общего пользования. И даже сейчас, в ХХI веке, эти паровики смотрятся на дороге органично.
Я с нетерпением ждал субботы, чтобы познакомиться с ними поближе. Познакомился. Осмотрел парогенераторы, двигатели, паропроводы, трансмиссию, подвеску. Посидел в кабине. А потом полюбовался этими автомобилями на раллийной площадке. Лихо берущие с места, стремительные, бесшумные, потребляющие только уголь и воду, они в свое время успешно конкурировали с бензиновыми и дизельными грузовиками. Дыма из трубы практически нет, убедился лично. Вот что значит качественный уголь и эффективный бойлер.
Удалось подробно рассмотреть и грузовик Foden. Владелец любезно пригласил на водительское место, рассказал о назначении рычагов, педалей и приборов. Подумалось: хорошо, что эту технику водили вдвоем! Ведь тут надо не только управлять, но и подбрасывать уголь, следить за подачей воды, контролировать давление и температуру.
Среди безрельсовых паровиков есть особые экземпляры. Формально это тракторы: котел локомобильного типа, компоновка Overtype с паровым двигателем на котле, короткая база, огромные задние колеса. Но они не пашут и не сеют, у них другие задачи: обеспечивать проведение праздников, ярмарок и всевозможных шоу. В зарубежной литературе их называют «локомотивы шоуменов».
Они привезут к месту массовых гуляний разобранные карусели, павильоны и многое другое. А главное — обеспечат праздник электроэнергией. На борту у них — мощные генераторы с ременными приводами от маховика парового двигателя.
Они имеют крышу, защищающую электрическое хозяйство от непогоды и декоративную ярмарочную отделку. А под крышей — множество разноцветных лампочек. В сумерках этот тягач-генератор сияет как новогодняя елка — веселись, народ.
Сегодня локомотивы шоуменов — полноправные участники паровых фестивалей. А выпускали их практически все производители классических паровых тракторов.
А еще на обоих фестивалях были заезды паровых моделей, уменьшенных копий настоящих паровиков. Модели уверенно везут не только себя, но и хозяев, пыхтят и свистят.
ДЛИННЫЙ ЦЕХ
До отъезда у меня оставалось несколько свободных дней. И я решил посетить музей Long Shop Museum в городке Лейстон, что в английском графстве Саффолк.
Музей расположен на площадке бывших заводов «Ричард Гаррет и сыновья» (Richard Garrett & Sons), всемирно известного производителя паровых машин и сельскохозяйственной техники.
Long Shop переводится как «Длинный цех». Кстати, фрагмент Длинного цеха сохранился и сегодня. В музее вам все расскажут: вот ворота, а вот, собственно, сборочная линия. Сюда подавался тяжелый паровой котел. Более легкие узлы и агрегаты поступали не только с боковых слесарных участков, но и с балконов. А вот здесь готовая машина — стационарный двигатель или паровой самоход — покидала цех.
Фактически, это был первый в мире производственный конвейер. Вы спросите, а как же Генри Форд? Ведь считается, что конвейер изобрел именно он! В музее вам ответят, что Ричард Гаррет опередил Генри Форда на 50 лет. Ведь Длинный цех запустили в позапрошлом веке, в далеком 1853 году!
В музее Long Shop содержатся уникальные образцы паровой техники. Знакомство с экспозицией начнем с трактора «Джокер» (Joker).
«Джокер» действительно необычная машина. Заявлен как трактор, а котел не горизонтальный локомобильный, а вертикальный водотрубный — как у парового грузовика.
Паровой двигатель не на котле, как у классических паровых тракторов Overtype, но и не на раме, как у грузовиков Undertype. А где же он? На специальном каркасе-постаменте, поэтому маховик находится привычно высоко, с него удобно снимать мощность с помощью ременной передачи.
Трактор, а трансмиссия для тракторов нетипичная — цепная. В то время как у большинства тракторов — зубчатая передача. И рулевое управление современное, автомобильное.
А главное — обзор! Тракторист сидит высоко, котел ничего не загораживает, он ведь сзади, за спиной. Рули — не хочу, тем более, что слева помощник, он следит за паросиловой установкой, которая тут же рядом.
Мне разрешили забраться на водительское место, поэтому подтверждаю: удобно, эргономично, вполне современно. И сельскохозяйственные угодья для обработки как на ладони.
Модель «Джокер» выпустили в количестве восьми экземпляров в 1917–1919 годах. Цель — конкуренция с бензиновыми и дизельными тракторами, больно уж много их развелось. Проект так и назвали — Suffolk Punch, «Суффолкский удар». Вполне естественно, ведь бокс — национальный английский вид спорта.
«Джокер», хранящийся в Long Shop Museum, на ходу. Он периодически выезжает на разнообразные шоу, но мне повезло застать его по месту прописки.
В музее есть еще один трактор, но уже классической компоновки — «Принцесса Марина» (Princess Marina). Эта красавица была построена в 1916 году. И передана фермерам для перевозки и обмолота зерна. Весит «Марина» немало — 5,5 тонн, и развивает максимальную скорость 5 миль в час (8,1 км/ч).
Еще мы увидим в музее стационарный паровой двигатель, передвижной локомобиль «Гаррет», паровые пожарные насосы, познакомимся с историей семьи Гаррет и узнаем многое другое, сделавшее промышленную революцию столь успешной.
А общее резюме по поездке таково: британские паровые фестивали и музеи дают наглядное представление об эпохе парового безрельсового транспорта, сыгравшего огромную роль в истории техники.
Подписка на рассылку материалов Автопарка