Top.Mail.Ru
История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы

фото: из архива Музея МАЗа, «Совтрансавто» и открытых источников / 04.05.2023
Форменная одежда водителей «Совтрансавто» в 70–80‑е годы прошлого века ассоциировалась с престижем не меньше, чем маршальские звезды на погонах военачальников или экипировка моряков дальнего плавания.

Александр Трохачев

Миллионы людей в СССР завидовали водителям «Совтрансавто»: их высоким зарплатам, возможности увидеть заграничный мир и просто романтике покорения больших расстояний. Между тем, такими счастливчиками становились немногие, и их жизнь не была выстлана сплошным ковром из советских рублей и купюр в иностранной валюте.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы

Однажды в 60‑е…

Созданию мощной транспортно-логистической компании «Совтрансавто», известной далеко за пределами Советского Союза, предшествовало важное событие. Было принято решение о выделении международных перевозок грузов автомобильным транспортном в отдельное направление. Почти 60 лет назад, в сентябре 1963 года, при Главмежавтотрансе Минавтошосдора РСФСР было зарегистрировано Кунцевское автохозяйство междугородних сообщений. Одновременно с Москвой аналогичное отделение зарегистрировали в Ленинграде.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
На десятилетия синий и белый цвета стали прочно ассоциироваться с крупнейшим автоперевозчиком Советского Союза, а потом и России.

Тем не менее, официальным днем рождения «Совтрансавто» принято считать 1 июля 1968 года. Именно тогда в бывшем доходном доме купца Хомякова по ул. Петровка в столице СССР было образовано Главное управление международных автомобильных сообщений «Совтрансавто». Слово состоит из 12 букв как на кириллице, так и на латинице и, подобно термину «Аэрофлот» в переводе и расшифровке не нуждается.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
На раннем этапе становления «Совтрансавто» фирменным считался и красный цвет.

В 1968‑м международные автоперевозки Советского Союза начинались с решения сформировать парк из 300 автопоездов. Прошло 12 лет, и в год Московской Олимпиады-80 флот седельных тягачей с полуприцепами увеличился до 2000 ед. И это были уже не только отечественные грузовики и прицепной состав, но и импортный подвижной состав как из соцстран, так и из государств с капиталистическим строем.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
Прежде, чем за рубеж стали ездить автопоезда, брендированные логотипом крупнейшей транспортной компании СССР, перевозки в соцстраны начали выполнять тягачи «Колхида».

В двух филиалах (Москва и Ленинград) разместить все поголовье для дальнего боя было немыслимо, и потому «Совтрансавто» прирастал региональными филиалами. Очень часто они были приближены к государственной границе и, естественно, базировались вблизи крупных транспортных артерий, Примерами могут служить структурные подразделения в Бийске, Бресте, Брянске, Ворошиловграде, Кишиневе, Минеральных Водах, Минске, Ростове-на-Дону, Таллине.

К моменту развала СССР в 1991 году «Совтрансавто» числилась в пуле крупнейших автоперевозчиков планеты. И, не прекрати существование Советский Союз, компания могла стать транспортным оператором № 1. В 1994 году по инициативе правительства РФ началась консолидация активов, после чего предприятие акционировали и приватизировали. Романтика дальнего боя никуда не ушла, но все уже было не так, как в Советском Союзе…

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
Незадолго до учреждения «Совтрансавто» в Кутаиси с января 1967 года стали выпускать тягач КАЗ-608, но своего слова в международных перевозках он не сказал.

Белый на синем, красный на белом

Хорошо узнаваемый шрифт написания транспортной компании на русском («Совтрансавто») и английском (Sovtransavto) языках всегда сопровождался логотипом в виде литеры S. Она была образована из двух стрелок, указывающих направление движения. Очень удачный логотип, с высокой узнаваемостью не только в Европе, но и далеко за ее пределами.

Чаще всего на стандартных фурах его наносили синей краской на серые брезентовые тенты, белой краской на синие «покрывала» из синтетической ткани. Красный и синий цвета применялись на белых бортах изотермических и рефрижераторных полуприцепов.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
Тягачи ЗИЛ-164Н (1957–1961 гг.), а затем и 109‑сильные ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961–1965 гг.) ездили за рубеж не дальше Польши.

Крупнейшая транспортная компания Советского Союза осуществляла грузовые и пассажирские перевозки как в страны Восточной, так и Северной, Центральной и Западной Европы. Автопоезда ходили и на Ближний Восток: в Ирак, Иран, Афганистан. По престижу эта работа могла сравниться с работой бортпроводников международных авиалиний на новейших лайнерах отечественного производства. Даже в среде дальнобойщиков было не принято трепаться об уровне зарплаты и командировочных, но все знали: суточные идут в валюте! Понятно, что Mercedes на эти деньги не купишь. Тем не менее, подавляющее большинство советских граждан и такого не видели!

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
Водители «Совтрансавто» представляли собой особое братство, всегда готовое придти на помощь и своим, и зарубежным коллегам.

География за рулем

Суждение о том, что советские дальнобойщики возили грузы только в страны Варшавского Договора, в корне неверное. Еще на заре развития международного автомобильного сообщения автопоезда «Совтрансавто» в сцепке с двухосными седельными тягачами МАЗ-504 и МАЗ-504В пересекали Европу вдоль и поперек.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
Автопоезда Sovtransavto перемещались по дорогам 25 стран мира, а начиналось все с доставки грузов в/из Финляндии.

Пунктами назначения значились Австрия, Бельгия, Голландия, Дания, Италия, Франция, ФРГ, Финляндия, Швейцария, Швеция. Позже добавились Испания, Португалия, Норвегия и другие страны Старого Света. Из одних капстран автопоезда «Совтрансавто» доставляли мебель, бытовую технику, станки, одежду, обувь, автомобильные запчасти. Из других вези живые цветы, свежие морепродукты, замороженное мясо и птицу. Грузооборот нарастал год от года.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
За рубежом советские перевозчики привычно кучковались на одних и тех же площадках: так экономнее, веселее, а главное — безопаснее!

Туда, как правило, наши сцепки шли пустыми под погрузку. В лучшем случае по пути в пункт назначения брали попутные грузы в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Румынию, Чехословакию, Югославию. Правда, акцент на этом никто не делал, а вот рекламу профессии создавали с размахом. Например, в 1979 году был создан 17‑минутный рекламный фильм «Совтрансавто» — ваш надежный партнер». Там советские фуры колесят по дорогам европейских столиц, включая Антверпен, Лондон, Париж, что на самом деле было огромной редкостью.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
Основу парка в начале 70‑х составляли МАЗ-504 с двухосными бортовыми полуприцепами, укрытыми влагонепроницаемым тентом.

Но, как говорится, не Европой единой. Кроме Белоруссии, Молдавии и РСФСР «Совтрансавто» открыло филиал в Узбекской ССР. Местом размещения был выбран город Термез на границе с Афганистаном. Отсюда автопоезда не гоняли в Европу, а направляли на юг, в Азию. Пунктами назначения стали Ирак, Иран, Сирия, Турция. И на этом география не ограничилась, хотя за показателями расширения экспортно-импортной переброски грузов ради статистики не гнались. На календаре был все тот же олимпийский 1980 год, когда география перевозок достигла списка в 25 стран.

История «Совтрансавто»: элита советского дальнобоя, которой завидовали миллионы
Тягачи c маркировкой «Сделано в СССР» эксплуатировали и с купленными в лизинг европейскими изотермическими и рефрижераторными полуприцепами.

Продолжение здесь:

От «Колхиды» до Volvo: на чем ездили дальнобойщики в СССР

Элита советского дальнобоя: как работали и сколько зарабатывали водители в «Совтрансавто»

Что еще почитать:

Грузовики СССР: уникальные модели, не вставшие на конвейер

«Газон», «шишига», «колун» и «головастик»: самые известные грузовики СССР

Секретные советские вездеходы, которые сохранились только на фото

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Олег Шидловский:

    Антверпен, столица какого государства?

Статьи по теме
Популярное