«Трешка» с индексом BL лишилась былой славы своей предшественницы по многим причинам: облик утратил прежнюю гармонию, цена возросла, а выбор агрегатов остался столь же скромным. Может, на вторичном рынке эта модель обретет вторую жизнь? Ведь при выборе подержанного автомобиля дизайн уходит на второй план, уступая место надежности и неприхотливости
Иван Соколов
Конструкция второй «матрешки» очень близка первому поколению, которое в свою очередь почти полностью повторяет второй «Фокус». Первая Mazda 3 не зря снискала такой успех: относительно доступные хетчбэки и седаны отличались нестареющим дизайном и азартным шасси. Вторую генерацию «трешки», о которой сегодня пойдет речь, хоть и пытались сделать комфортнее, но прежних недостатков все же не избежали. Уже не столь собранная, но еще не комфортная Mazda сохранила тряскую на разбитых дорогах подвеску и скверную шумоизоляцию. Впрочем, что касается надежности, ситуация слегка улучшилась: на и так беспроблемном автомобиле были устранены многие «болячки», а местом производства осталась Япония, что не может не радовать поклонников марки.
Около 85 % «трешек» на вторичном рынке предлагаются с крайне выносливым, но довольно ленивым с 1,5-литровым мотором (105 л. с.). Мощных «турбовых» версий MPS — единицы. Качество покраски и оцинковки в целом улучшилось, но металл по-прежнему тонковат. Рестайлинг 2011 года затронул оптику, бамперы, колесные диски, а также цветовую гамму кузовов. Топливный фильтр здесь меняется в сборе с корпусом, топливным насосом и датчиком уровня топлива. При некачественном топливе такая процедура может влететь в копеечку
ДВИГАТЕЛИ
В отличие от соплатформенного «Фокуса», выбор силовых агрегатов здесь ограничивался только двумя моделями (не считая 260-сильного турбомотора на MPS) — это прежние «цепные» атмосферники (1,6 и 2,0 л), которые и на прошлом поколении не вызывали особых нареканий. Базовый двигатель 1,6 л (Z6) сохранил свою надежность и неприхотливость и требует минимум обслуживания: при нормальных условиях он способен прослужить до 300 тыс. км без капремонта. Но проблема в том, что потенциал 105-сильных моторов никак не соответствует спортивному имиджу «трешки». А ведь доля таких двигателей на вторичном рынке составляет почти 85 %! Двухлитровые версии (150 л. с.) куда больше подходят Mazda 3, но те продавались хуже, главным образом из-за завышенной цены. Да и по надежности такие агрегаты, оснащенные системой изменения фаз газораспределения, уступают младшим моторам. Так, например, они страдают повышенным расходом масла, за уровнем которого следят не все, а каждые 60–70 тыс. км требуется регулировка зазоров клапанов. Но в целом, если вовремя делать все регламентные работы и менять масло не реже, чем раз в 10 тыс. км, эти двигатели могут прослужить весьма долго.
Оснащенный системой изменения фаз ГРМ мотор 2.0 (150 л. с.) куда веселее 105-сильного собрата, но требовательнее к обслуживанию, а также отличается повышенным «масложором»
ТРАНСМИССИЯ
Механические коробки оказались довольно надежными, причем базовые механические пятиступки неприхотливее 6-ступенчатых КП. Первый визит в сервис может спровоцировать разве что износившееся к 100–120 тыс. км сцепление, а из-за грубой езды с резкими переключениями могут выйти из строя синхронизаторы. Четырехступенчатый автомат вполне может пережить «механику», но будьте готовы отказаться от быстрой езды: разгон с 1,6-литровым двигателем составляет ощутимые 13,1 с (против 12,1 у автомобиля с МКП). Пятиступенчатым автоматом, который был заимствован у Mazda 6, оснащалось большинство более мощных 2-литровых версий. Особых проблем с ним также не возникало.
От прошлого поколения ходовая мало чем отличается: и без того весьма беспроблемная полностью независимая подвеска стала еще чуть надежнее. Слабым звеном можно считать разве что стойки заднего стабилизатора
ПОДВЕСКА И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Шасси Mazda 3, хоть и подрастеряло былую остроту и живость, все же осталось более азартным и жестким, чем у второго «Фокуса». В целом подвеска «трешки» надежнее, чем у предшественницы: 80–100 тыс. км можно проехать без серьезного ремонта, не считая замен стоек стабилизаторов. К этому пробегу могут потребовать замены передние ступичные подшипники и задние амортизаторы. Передние ходят дольше, но их лучше менять вместе с опорными подшипниками, которые имеют тот же ресурс. Перешла с предшественницы и проблема с задними тормозами: на многих автомобилях при движении задним ходом и нажатой педали тормоза часто можно услышать неприятный гул от колодок.
Хетчбэков на вторичном рынке меньшинство (около 30%) — в России балом традиционно правят седаны
КУЗОВ И САЛОН
Лакокрасочное покрытие второй «матрешки» улучшилось и оказалось в целом качественнее, чем у «Фокуса». Хотя сами кузовные панели сделаны из более податливого металла и быстрее мнутся. Следы коррозии появляются, как правило, из-за некачественного ремонта или установки неоригинальных деталей. По качеству отделочных материалов Mazda 3 недалеко ушла от предшественницы: пластик довольно жесткий и со временем могут появляться «сверчки». Частично от этой проблемы владельцы избавлялись параллельно с прокладкой дополнительной шумоизоляции.
Интерьер поколения BL сохранил спортивные нотки, как, впрочем, и жесткий пластик панелей
Доставшаяся «трешке» от «Мазды-6» модернизированная пятиступенчатая АКП лишена серьезных недостатков
Обзор вторичного рынка автомобилей гольф-класса
Примерная стоимость техобслуживания в специализированных независимых СТО, р. | |||
ОРИГИНАЛЬНЫЕ З/Ч | НЕОРИГИНАЛЬНЫЕ З/Ч | РАБОТА | |
Амортизаторы передние | 20 000 | 6500 | 2400 |
Передние тормозные диски (2 шт.) | 6800 | 3600 | 1200 |
Передние колодки (комплект) | 4000 | 1700 | 720 |
Подшипник передней ступицы | 2900 | 1000 | 2000 |
Рычаг передний нижний | 7300 | 4000 | 1000 |
Стойки стабилизатора (2 шт.) | 2800 | 1200 | 600 |
Рулевая тяга | 2100 | 500 | 1000 |
Помпа | 3500 | 2900 | 1800 |
Генератор | 25 400 | 17 000 | 1400 |
Сцепление в сборе | 13 500 | 11 000 | 5500 |
Капот | 14 000 | 6800 | 1700 |
Бампер | 17 000 | 7200 | 1700 |
Крыло | 8000 | 2100 | 1500 |
Передняя фара | 57 000 | 8000 | 600 |
Лобовое стекло | 22 000 | 7200 | 1500 |
- Весьма надежные силовые агрегаты и ходовая часть, достойная управляемость, эргономичный салон
- Мало предложений с 2-литровыми моторами, тряская на плохих дорогах подвеска, плохая шумоизоляция, не лучшего качества детали интерьера
Кузов с успехом выдержал проведенный в 2009 году крэш-тест Euro NCAP, заработав 5 звезд.
Вердикт
Утратив былую популярность, маздовская «Трешка» все еще остается неплохим предложением на «вторичке»: техническая начинка осталась довольно простой и надежной, да и характер не сильно испортился. Но конкуренты доступнее: стоит ли переплачивать за японскую сборку и драйверский имидж — решать вам. Сложность при выборе также заключается в малой гамме силовых установок: 1,6-литровый мотор откровенно слаб, а 150-сильные версии немного хлопотнее в эксплуатации и встречаются значительно реже.