Varta «старт-стоп». Держать марку

Varta «старт-стоп». Держать марку

текст: Михаил Ожерельев / 19.04.2013
Компания Johnson Controls, специалист в области аккумуляторных батарей, обновляет свой бренд-флагман Varta

Компания Johnson Controls, специалист в области аккумуляторных батарей, обновляет свой бренд-флагман Varta. Чтобы получить информацию из первых уст, а заодно узнать все подробности о том, что кроется за новым логотипом, мы отправились в город Цвиккау (Германия), туда, где расположена самая крупная производственная площадка по выпуску перспективных аккумуляторов для систем «старт-стоп».

История бренда Varta насчитывает более 125 лет. Являясь, по сути, родоначальником производства аккумуляторов на территории Центральной и Восточной Европы, торговая марка Varta стала синонимом качества в отрасли автомобильных источников тока. В активе марки такие знаменательные вехи, как запуск первой в истории линии сборки батарей (1950 г.), выпуск первой батареи, устойчивой к вытеканию электролита, Varta Super Dry (1970 г.), первых стартерных батарей с кальциевой технологией, не требующих долива воды (1978 г.).

Varta «старт-стоп». Держать марку

Завод в Цвиккау является самой крупной площадкой по производству AGM-батарей, его проектная мощность составляет 6,6 млн штук в год. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Войдя в состав компании Johnson Controls, Varta получила мощный фундамент для будущего роста. А расти есть куда: современные требования к аккумуляторам со стороны производителей автомобилей буквально заставляют внедрять инновационные решения в процесс изготовления источников тока. Но, с другой стороны, уже недостаточно предложить рынку просто продукт, надо позаботиться о его сервисном сопровождении на протяжении жизненного цикла. «Пришло время с помощью обновления заявить о нашем технологическом превосходстве и о значительном расширенном ассортименте услуг», — пояснил причины нового позиционирования марки Varta Йозеф Хуфманн, региональный директор Jonson Controls Power Solutions по Восточной Европе и СНГ. И если раньше Varta предлагала только продукцию, то теперь ассортимент услуг от лидера рынка значительно расширился. Программа Varta Start-Stop-Service-Programm (VSSP), адресованная независимым автосервисам, инициатива по утилизации батарей ecosteps (вторичное использование свинца) и специальное предложение HCV Fleet Service, предусматривающее сервисную поддержку парков коммерческого транспорта, — это новые направления Johnson Controls, являющиеся ответом на актуальные потребности рынка.

Varta «старт-стоп». Держать марку

На одном и том же оборудовании выпускаются батареи для оригинальной комплектации и для запасных частей, отличие лишь в цветах корпусов. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Но профильным направлением бизнеса Varta по-прежнему остаются аккумуляторы. В нынешнем портфолио компании батареи для легковых автомобилей (Dynamic Trio), коммерческого транспорта (Promotive Trio), сельскохозяйственной техники и автодомов (ассортимент Professional), мотоциклов и гидроциклов (ассортимент Powersports). Клиенты компании — это крупнейшие автопроизводители, поставщики запасных частей, технологий и услуг для автомобильной отрасли.

Varta не только стремится соответствовать всем требованиям рынка, но и идет на шаг впереди. При этом следует заметить, что принцип действия современных аккумуляторных батарей у всех производителей в целом одинаков. Он остается неизменным с тех пор как в середине XIX века Гастон Планте представил миру первый источник тока, основанный на химической реакции свинца и диоксида свинца в серной кислоте. Чем же Varta отличается от остальных батарей? Вот в этом мы и попробуем разобраться.

Varta «старт-стоп». Держать марку

Благодаря программе ecostep в этих отливках присутствует значительная доля вторично переработанного свинца. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Сегодня все предлагаемые на рынке автомобильные аккумуляторные батареи можно разделить на две группы — малообслуживаемые и необслуживаемые. Малообслуживаемые батареи требуют периодического контроля уровня электролита и его плотности. Причина особого внимания к содержимому банок связана с технологией изготовления решеток: для повышения прочности и улучшения литейных свойств в свинец добавляется сурьма. Свойства сплава таковы, что разложение электролита с потерей воды происходят при сравнительно невысоком зарядном напряжении. Со временем конструкторам удалось решить проблему испарения жидкости. Если сурьму заменить кальцием, то аккумулятор можно сделать практически необслуживаемым. Но при стандартных способах литья решетки кальций добавлять не получается — он выгорает. Поэтому в отрасли было принято глобальное решение — сделать так называемую просечную решетку. Метод просечки с последующей растяжкой (технология Expanded Metal или ExMet) позволил изготавливать решетку с минимальным содержанием кальция. Батареи, изготовленные с применением технологии ExMet, не требуют долива воды в течение 5‑летнего периода эксплуатации. Но и эта технология оказалась не лишенной недостатков, в частности, решетка ЕxМет имеет острые края по бокам, в процессе эксплуатации это может привести к прорыву сепаратора и замыканию с пластиной противоположной полярности. Поэтому на смену ExMet сегодня приходят новые способы штамповки, позволяющие оптимизировать решетку каждой пластины с точки зрения параметров токоотдачи. Речь, прежде всего, идет о технологии PowerFrame, которая уже получила общемировое признание и считается самой современной.

Varta «старт-стоп». Держать марку

Так выглядят положительные пластины AGM-батареи, именно на них приходится основная нагрузка при разряде. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Особенность технологии PowerFrame заключается в точном прокате и штамповке цельного свинцового листа. Процесс штамповки обеспечивает оптимальную электропроводность, которую невозможно добиться при использовании традиционных технологий производства решеток. Помимо прочего штамповка не приводит к ослаблению кристаллической структуры, а значит, решетка Power Frame более устойчива к коррозии.

Изначально технология производства решетки PowerFrame была внедрена в США, в Европу она пришла в 2008 году именно с батареями Varta. Но не исключено что аналоги этой технологии могут появиться и в продукции других аккумуляторных компаний (если конкуренты решат приобрести соответствующее оборудование). Самой же «Варте» принадлежит как минимум два патента, связанных с технологией PowerFrame. Первый касается дизайна решеток, который рассчитывается с помощью компьютерной программы. Идея заключается в том, чтобы придать жилкам оптимальное для каждой части решетки сечение и направление (от краев к центру). Разная по всей площади решеток геометрия жилок позволяет уменьшить внутреннее сопротивление, что снижает нагрузку на положительные пластины при стартерных разрядах. Авторство в методике расчета геометрии этой решетки также принадлежит Varta — это второй патент. Кстати, именно с Varta началась эпоха компьютерного дизайна автомобильных аккумуляторов и их начинки.

Varta «старт-стоп». Держать марку

Изменение марки Varta отражается в обновлении внешнего вида, включающего в себя обновление логотипа. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Естественно, что новации Varta не ограничиваются особой геометрией пластин. Другими прогрессивными решениями являются конструкция крышки с лабиринтной системой, обеспечивающей надежную защиту от вытекания электролита (для батарей Promotive Silver и Promotive Blue), а также технология AGM (Absorbent Glass Mat — электролит абсорбирован в стекловолокне), используемая в перспективных аккумуляторах для систем «старт-стоп». В батареи AGM вместо привычных сепараторов-конвертов между пластинами вложены листы стекловолокна, впитывающие электролит подобно губке. Газы, выделяющиеся при заряде, задерживаются в таком сепараторе и возвращаются в электролит. Кроме того, сильное сжатие пластин не позволяет осыпаться активной массе при глубоких разрядах.

Varta «старт-стоп». Держать марку

Тотальный аудит качества снижает вероятность брака практически до нуля. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Неудивительно, что AGM-батареи приходят на смену обычным аккумуляторам, ведь по прогнозам экспертов к 2015 году в Европе доля новых автомобилей, оснащенных системами «старт-стоп» (где имеется повышенное потребление электроэнергии), достигнет 70 %. Следуя велениям времени и стараясь быть всегда на шаг впереди, Varta имеет многообещающие планы на будущее. Подтверждением этого является увеличение мощностей завода в Цвиккау, который является самой крупной производственной площадкой по выпуску AGM-батарей.

Varta «старт-стоп». Держать марку

Дмитрий Тищенко, проект-менеджер Johnson Controls, считает, что характеристики современного аккумулятора определяет положительная решетка. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Предприятие, ранее принадлежавшее компании Hoppecke Battery, вошло в состав Johnson Controls в 2001 году. В рамках создания самого мощного производства батарей «старт-стоп» в завод в Цвиккау было инвестировано около 75 млн евро. В настоящее время предприятие выпускает 4,2 млн батарей в год, а проектная мощность, на которую планируется выйти к 2015 году, составляет 6,6 млн батарей.

Современный облик завода Johnson Controls в Цвиккау, инновационную продукцию и перспективные проекты в настоящее время создают 400 сотрудников. Сегодня продукцию завода используют такие известные марки, как Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen Group, Ford, Volvo, Renault. В тонкости производства и системы управления качеством нас посвятили в главном производственном цеху. Все начинается с решеток. Участок их изготовления — типичное немецкое производство: точное, технологичное и, что непривычно для такого рода производства, в меру тихое. Положительные решетки для AGM-батарей изготавливаются прецизионной штамповкой (технология PowerFrame) или методом литья (Continious Casting). Для изготовления отрицательных решеток используется технология ExMet. Производительность одной машины достигает 300 штук в минуту. На соседнем участке автомат заполняет решетку активной массой, а затем пластины отправляются в термокамеру для выдержки и сушки.

Varta «старт-стоп». Держать марку

Первая AGM-батарея, выпущенная на заводе в Цвиккау в 2002 году. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Сборка аккумуляторов включает несколько этапов. Вначале пластины объединяют с сепараторами и комплектуют в пакеты в соответствии с параметрами каждой банки (пара из положительной и отрицательной пластин соответствует емкости 10 Ач). Далее выполняется наплавка перемычек, монтаж предварительно сжатых пакетов в корпус, установка крышки, контроль геометрии полюсных клемм и герметичности. Следующий этап — заправка электролитом. Данная ответственная операция выполняется в две стадии (сначала 60 %, а потом еще 40 % по объему), при этом полнота заправки определяется взвешиванием. Затем батареи подключаются к стационарному источнику тока для формирования заряда. На финишной линии осуществляется 100 %‑ный автоматический контроль качества аккумуляторов, с измерением основных электрических параметров под нагрузкой. Оценивается и внешний вид готовой продукции, производится маркировка и отгрузка заказчику. Касательно сроков хранения свинцово-кальциевых батарей Varta, специалисты Johnson Controls заявляют, что такие батареи выдерживают как минимум 12 месяцев без подзарядки. Продукт перестал быть скоропортящимся.

Varta «старт-стоп». Держать марку

В AGM-батареи между пластинами вместо привычных сепараторов-конвертов вложены листы из стекловолокна. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Историческая справка
Компания Johnson Controls Inc. (JCI) претерпела значительные изменения с тех пор как профессор Уоррен Джонсон основал ее для производства своего изобретения — электрического комнатного термостата. Со дня основания в 1885 году компания Johnson Controls выросла в глобального разработчика и поставщика автокомпонентов для автомобилей, систем повышения энергетической эффективности зданий и разработчика энергетических решений. Сегодня JCI поставляет свои услуги клиентам в более чем 150 странах мира, 170 тыс. специалистов компании разрабатывают продукты, услуги и решения, позволяющие повысить эффективность использования энергии и уменьшить эксплуатационные расходы по содержанию зданий.

Varta «старт-стоп». Держать марку

Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Подразделение Power Solutions — самое молодое в Johnson Contrils. Компания вошла в аккумуляторный бизнес в 1978 году, когда приобрела американскую фирму Globe-Union. В 2001 году Johnson Controls стала владельцем немецкой компании Hoppecke, основанной в 1927 году. Другим важным стратегическим решением Johnson Controls стало приобретение в 2002 году аккумуляторного подразделения компании Varta AG (Германия). На сегодняшний день активы Jonson Controls Power Solutions включают в себя более 50 производственных, перерабатывающих и дистрибьюционных предприятий, которые поставляют больше трети свинцово-кислотных аккумуляторов в мире. В прошлом году было продано более 130 млн аккумуляторов, из них 4,3 млн — это батареи для систем «старт-стоп».

Varta «старт-стоп». Держать марку

Особая геометрия жилок решетки Power Frame, рассчитанная на компьютере, позволяет повысить отдачу батареи. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Varta «старт-стоп». Держать марку

Аккумуляторы с технологией EFB (Enhanced Flooded Battery), в которых электролит находится в жидком состоянии, подходят для установки на автомобили, оснащенные системой «старт-стоп», и являются более дешевыми по сравнению с AGM-батареями. Фото: Михаил Ожерельев, Jonson Controls

Varta «старт-стоп». Держать маркуVarta «старт-стоп». Держать маркуVarta «старт-стоп». Держать маркуVarta «старт-стоп». Держать маркуVarta «старт-стоп». Держать марку (3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное