Ступичные подшипники работают в жестких условиях — принимают на себя динамические нагрузки от дороги и в буквальном смысле слова несут вес автомобиля. Следовательно, к обслуживанию этих компонентов ходовой части нужно подходить особенно тщательно.
Михаил Невзгодин
Смазывать ступицы автомобиля жидким маслом трудно — для этого приходится создавать сложные и дорогие конструкции (хотя такие решения, конечно, существуют, их основное применение — тяжелая грузовая техника). Гораздо удобнее применять здесь пластичные смазки. Одновременно они могут выполнять защитные функции или играть роль уплотнительных материалов. Широкая сфера применения смазочных материалов, проявляющих в зависимости от нагрузки свойства твердого или жидкого тела, обуславливает постоянное обновление их ассортимента. Неудивительно, что пластичные смазки до сих пор вызывают много вопросов, в том числе технических специалистов, инженеров по обслуживанию и простых потребителей.
Какая смазка является для ступиц оптимальной, каждый автопроизводитель определяет из условий работы оборудования. Следовательно, лучший вариант — применение пластичной смазки, реализуемой под брендом производителя автомобильной или прицепной техники. Например, известные европейские производители осей (SAF, BPW, Gigant) активно включают в свой фирменный розничный ассортимент брендированные тубы со смазкой. К слову, аналогичную картину сегодня можно наблюдать и на рынке моторных масел. Разумеется, в обоих случаях такой товар для автопроизводителей изготавливают партнеры — ведущие поставщики специализированных решений в сфере смазочных материалов.
При этом никто не запрещает автомеханикам применять смазки с логотипом масляной компании. Главное, чтобы используемые для техобслуживания материалы соответствовали требованиям автопроизводителя. Принято руководствоваться международной классификацией NLGI (National Lubricating Grease Institute), разработанной Национальным институтом пластичных смазок в США.
Например, хорошие отзывы от механиков звучат в адрес продукции компании ExxonMobil, и, в частности, материала Mobilith SHC 220 — многофункциональной смазки с противозадирными свойствами класса NLGI 2, рекомендуемой для применения в тяжелонагруженном промышленном оборудовании и автомобилях.
Характерной особенностью упомянутого продукта является красный цвет. Хотя на самом деле нет никакой связи между цветом смазки и ее потребительскими характеристиками — определенный колер нужен, чтобы установить, правильно ли применяется продукт, и облегчить складскую логистику. Основой Mobilith SHC 220 выступает синтетическое базовое масло вязкостью ISO VG 220 с добавлением загустителя — литиевого комплекса — подобный состав обычно применяется для смазок, работающих в специфических и экстремальных условиях. Пакет специальных присадок не только препятствует износу, но и повышает адгезионные показатели. В результате смазка надежно прилегает к поверхностям деталей, что понижает коэффициент трения. Дополнительно средство обладает высокой устойчивостью к механическому сдвигу, поэтому компания-производитель рекомендует использовать препарат для обработки узлов, испытывающих высокие механические нагрузки. Meжду прочим, Mobilith SHC 220 защищает подшипники ступиц некоторых болидов «Формулы-1».
В то время как, например, широко известная и применяемая смазка Mobilgrease XHP 222 с минеральным базовым маслом загустевает при температурах ниже –20 °C, Mobilith SHC 220 прекрасно себя чувствует вплоть до –40°, что, несомненно, положительно сказывается на защите узлов в наших климатических условиях. Универсальный состав пригоден для использования, как в подшипниках качения, так и в трущихся парах. Кроме этого Mobilith SHC 220 отличается инертностью к уплотнителям, а также структурной стабильностью в присутствии воды, последнее актуально с учетом российских условий эксплуатации.
Эксперты ExxonMobil напоминают о важности правильного определения интервала между смазываниями и объема смазки. Недостаток или избыток материала в агрегате может привести к проблемам с оборудованием. Например, избыток смазки при высоких рабочих скоростях способствует перегреву подшипников, а ее недостаток — к снижению интенсивности смазывания и ускоренному износу оборудования.
Что касается интервалов между смазываниями, всегда нужно следовать рекомендациям производителя оборудования, изложенным в руководстве по эксплуатации. Если нет возможности получить эти сведения, эффективные сервисные интервалы можно определить с поставщиком смазочных материалов. При этом нужно учитывать ряд факторов: тип оборудования, разновидность пластичной смазки, внешние загрязняющие вещества, рабочую температуру и температуру окружающей среды. Когда все эти факторы известны, разработать и внедрить надлежащий план повторных смазываний не составит труда. Далее дело за малым — четко следовать составленному плану и не экономить на качественных смазочных материалах.
Петр Куцин,
генеральный директор ООО «Карпатлайн»
Поломка пассажирского автобуса — это всегда убытки для перевозчика. Добавьте сюда недовольство пассажиров, штрафы автостанций за задержку или отмену рейсов — финансовые потери могут быть огромными. Причиной всего этого могут стать выход из строя одной-единственной детали.
За 10 лет работы наша компания не раз сталкивалась с подобными проблемами. К примеру, не так давно в Подмосковье сломался линейный автобус — заклинило ступичный подшипник. Эвакуация, ремонт, простой — перевозчик, который должен был заработать около 100 тыс. рублей, в итоге потерял 500 тысяч.
Пару лет назад наше предприятие должно было удовлетворять судебные иски пассажиров, которые опоздали на самолет. А дело было так. В ходе рейса в Карпатах подклинило тормозной суппорт. Как следствие из строя вышел не только сам суппорт, но также тормозной диск и подшипники ступицы. В обоих случаях дело было не в подшипнике как таковом — детали были новыми. А вот смазка подобрана неправильно, она и привела к заклиниванию. При ремонте автобуса по совету мастеров техцентра мы впервые применили смазку Mobilith SHC 220, и до сих пор с осями и тормозами у нас никаких проблем нет.
Дмитрий Арович,
генеральный директор ООО «МаксиБус»
Одна из проблем, с которой к нам приезжают автобусы иностранных марок — разрушение подшипников ступицы. В большинстве случаев причиной является выгорание смазки. О том, что смазочный материал неправильно подобран, можно судить по нетипичному серо-коричневому цвету подшипников. Для сравнения можно взглянуть на аналог, который работал со смазкой Mobilith SHC 220, и сразу станет все ясно. Особенностью препарата красного цвета является то, что он работает в более широком диапазоне температур — от –40 до +150 °C, имея при этом хорошие противоизносные свойства. Смазка Mobilith SHC 220 универсальна, подходит для разных узлов грузовиков и автобусов, таких как тормозные механизмы, шарниры рулевого управления и карданных валов.
Все, кому это действительно необходимо, знают уже об этом. А упоминание о «каждом автовладельце» просто вызывает смех.
фигня