Top.Mail.Ru
Мопеды. Без прав и обязанностей

Мопеды. Без прав и обязанностей

26.04.2002
Многие с пренебрежением относятся к двухколесным машинам — маленьким и не очень

Игорь Владимиров

 

Многие с пренебрежением относятся к двухколесным машинам — маленьким и не очень. А зря.

Мопеды. Без прав и обязанностей

Мопед

© Фото:

Те, кто застал настоящий мопедный бум 70-80-х годов, прекрасно помнят, что это транспортное средство, несмотря на многие «но», весьма удобно и практично. Тогда даже «Мишка» (детский велосипед на «дутиках» с дополнительными боковыми колесиками) подвергался капитальной переделке и превращался в чадящего и грохочущего монстра, который наводил ужас на бабулек, располагавшихся на скамейках у подъездов многоэтажек. Об «Орлятах» с внедренным в раму мотором и напоминать неловко — слишком их было много.

А теперь уже новое поколение людей осваивает новое поколение небольших двухколесных транспортных средств, которые изготавливаются на базе современных технологий.

Чем привлекательны «полтинники» (рабочий объем мотора до 50 см3), кроме того, что позволяют владельцу обходиться без формальностей типа «постановка на учет», «сдача экзаменов на права» и «езда в шлеме»?

Во-первых, они имеют массу разновидностей — любой желающий получить свободу в движении может подобрать то, что ближе его сердцу и кошельку. Во-вторых, требуют минимум места для хранения (хоть под лестницей, хоть на балконе). Наконец, будучи жителем крупного города, где транспортные пробки не редкость, на «ролике» или скутере можно быстро и без проблем, проскочив через дворы или переулки (по вкусу), оказаться в нужном месте в нужное время или даже раньше.

Какие виды «полтинников» существуют сегодня? Начнем с велосипеда, оснащенного мотором. На вид — простой велик на больших колесах с классической (правда, не всегда) рамой, однако имеет не только педальный привод, но и движок, расположенный обычно «в раме». Его рабочий объем 25 — 50 см3, мощность — от 0,8 до 4 л.с. Коробка передач на такой технике встречается крайне редко.

Некоторые мотовелосипеды до сих пор оснащаются мотором, закрепленным на передней вилке, и имеют привод на переднее колесо или цепью на звездочку, или специальным колесом непосредственно на переднее колесо за счет прижима.

Скорость «бензиновых велосипедов», как правило, не превышает 30 км/ч. Используются они в основном домохозяйками для поездок за провизией, почтальонами и вообще теми, для кого главное — доехать до цели с наименьшей потерей сил.

Второй хорошо всем известный класс — мопеды. Эта техника посложнее, больше напоминающая мотоцикл. Основное отличие мопеда — педали, с помощью которых можно какое-то время ехать как на велосипеде (хотя это несколько затруднительно), и завести двигатель. Правда, уже несколько лет мопеды нередко оснащаются электрическим или механическим стартером.

Конструктивно мопеды могут быть разными. Одни имеют топливный бак, расположенный почти горизонтально, другие — большое пространство между баком и сиденьем, но при этом хребтовая рама обязательна. Мотор в любом случае находится внизу, и привод на заднее колесо осуществляется цепью. Коробка передач, как правило, механическая, с переключателем на руле. Мопеды широко распространены в Юго-Восточной Азии (КНР, КНДР, Вьетнам и т.д.) и на юге Европы.

Так называемые Step throw («скутеретты») можно считать промежуточным звеном между мопедами и скутерами. С мопедами Step throw роднит общая компоновка и большие колеса, со скутерами — передняя облицовка и отсутствие педалей. Рабочий объем двигателя обычно 40 — 50 см3. Step throw пользуются популярностью в тех же странах, где мопеды, но умудрились «захватить» еще и Францию, Испанию, Португалию и Италию. Дело в том, что «скутеретты» несколько дороже простых мопедов, а в Азии, как известно, доходы населения не особенно высоки.

Следующий класс — минибайки. Они выпускаются многими именитыми фирмами, не гнушающимися устанавливать на свою продукцию 50-кубовые моторчики.

Один из самых известных минибайков — Honda Z50J Monkey, выпуск которого, к великому сожалению фанатов, пока прекращен (производство перенесено в Китай). Monkey представляет собой уменьшенную копию настоящего мотоцикла. У модели есть все, включая многоступенчатую КП, реальную оптику, спидометр и так далее, только очень маленькое. При этом конструкторы добились того, что нормальный взрослый человек вполне комфортно чувствует себя за рулем такого малыша и едет на настоящем мотоцикле.

И наконец, скутеры, или «роллеры» (сокращение от «мотороллер»). Появились лет двадцать назад. К основным отличительным признакам можно отнести двигатель и вариаторную КП, объединенные в блок, который находится непосредственно у заднего колеса на маятниковом рычаге, и общий мотороллерный облик. Между рулевой колонкой и сиденьем достаточно места, чтобы поставить ноги, а то и примостить какой-нибудь груз.

В отличие от минибайков, скутеры очень удобны при эксплуатации в городе, так как защищают водителя от грязи и воды, которые, вылетев из-под переднего колеса, могут основательно попортить костюм. Современные скутеры надежны, имеют большой ресурс агрегатов и весьма многообразны. Обычно на них устанавливают двигатели рабочим объемом до 50 см3 мощностью до 8 л.с. (возможна установка более «объемистых» моторов, но сейчас речь не о них).

Продвинутые владельцы оснащают своих скакунов тюнинговыми «китами», которые позволяют поднять мощность до 10-12 л.с., но это не всегда оправдано, поскольку многие скутеры не приспособлены для движения на больших скоростях. Впрочем, есть целый клан моделей, которые даже при скромных возможностях 50-кубового мотора неплохо разбегаются до 70 км/ч и при этом уверенно держат дорогу.

Большинству городских жителей больше подойдут скутеры, вес которых 65-75 кг, что при определенной сноровке позволяет затащить их домой, используя лифт. Небольшие габариты, умеренный аппетит и всепролазность скутеров нередко привлекают внимание солидных граждан, которые используют двухколесные машинки не только для доставки своего туловища в гараж и обратно, но и для кратковременных поездок по городу.

К сожалению, сегодня в России не самая благоприятная ситуация для купли-продажи новых скутеров. Цены достойных экземпляров из Японии и Кореи составляют 1900-2900 долларов, что примерно соответствует стоимости не самого плохого автомобиля. Положение спасает вторичный рынок, на котором можно купить скутер в хорошем состоянии за 350-1000 долларов. Как правило, в эту категорию попадают «ролики», произведенные после 1993 года, — по национальности японцы, по призванию трудяги. Дешевле $1000 можно приобрести и новый скутер китайского производства; это будет перепечатка какой-нибудь японской модели начала 90-х с устаревшими агрегатами, правда, неплохого качества. Спортивные скутеры и скутеры в стиле ретро стоят несколько дороже утилитарных.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное