Top.Mail.Ru

«Кайман». Апельсины для тундры

«Кайман». Апельсины для тундры

28.02.2001
Внедорожник «Тарантул», наделавший много шума в прошлом году, — последнее на сегодня колесное транспортное средство, выпущенное петербургским СКБ «Кайман». Сейчас конструкторы трудятся над гусеничными вездеходами, и два из них уже отправлены заказчику.

Игорь Владимиров

«Кайман». Апельсины для тундры

Всегда что-то приходится делать впервые. Многие из нас по собственному опыту знают, как это порой сложно. Вот и конструкторы СКБ «Кайман» в очередной раз начали дело с самого начала — прежде они не занимались гусеничной техникой. Трудность заключалась и в том, что заказ имел очень жесткие рамки: машина должна быть не шире, не выше, не ниже… и так далее.
Работа началась прошлым летом, а через полгода была собрана первая машина. В самом начале 21 века два ярко-оранжевых вездехода отправились к месту службы, в организацию с романтическим названием «Хантымансийскгеофизика». На снимках — опытный образец. На его базе проходила доводка конструкции. Проблем хватало. Многие отечественные комплектующие оказались некондиционными, хотя были приобретены в магазинах, располагающих всевозможными сертификатами. Некоторые собственные разработки проявили себя недостаточно жизнеспособными, и от них пришлось отказаться. Так или иначе, машины созданы, СКБ приобрело бесценный опыт, а заказчик получил, что хотел.Кое-кто из апологетов современного дизайна при взгляде на «Кайман» начинал «выступать» по поводу простоты форм, непропорциональности обводов и т.п. Однако здравомыслящие ценители внедорожной техники отдали должное конструкторским находкам петербуржцев. Даже специалисты из НАМИ заинтересовались новинкой и были удивлены тем, что небольшое конструкторское бюро в столь сжатые сроки разработало проект и выпустило опытный образец высокого качества.

«Кайман». Апельсины для тундры

Гусеничный вездеход «Кайман», движущийся со скоростью 30 км/ч (на испытаниях машину разгоняли до 55 км/ч) и имеющий дорожный просвет 300 мм, может перевозить четырех человек (или двух с грузом до 500 кг), а также преодолевать водные преграды без ограничения глубины. (Другие характеристики станут известны после проведения официальных испытаний.)
Управлять вездеходом несложно. На водительском месте есть педаль газа и педаль сцепления. Рулевое колесо заменяют рычаги тормозов (почти как в танке или на гусеничном тракторе). Хочешь повернуть направо — «придержи» правую гусеницу, налево — левую.

«Кайман». Апельсины для тундры

 

Справа от водителя, на привычном месте, — рычаг переключения передач, рядом — кнопка управления подсосом великолепно знакомого отечественному автолюбителю мотора ВАЗ-2103. Двигатель расположен в задней части машины. Он оборудован серьезной системой принудительного охлаждения: помимо штатного вентилятора есть еще два «карлсона», которые, в случае достижения охлаждающей жидкостью критической температуры, за считанные секунды «прокачают» через моторный отсек несколько кубометров воздуха.
Вездеход будет использоваться вдали от цивилизации, поэтому в качестве топлива выбран 76-й бензин, что позволит легче запускать двигатель в условиях морозной зимы. В связи с тем, что заказ предусматривал высокий клиренс и очень небольшую для гусеничного транспортного средства ширину, конструкторы применили следующую схему расположения агрегатов: двигатель в задней части, трансмиссия «в базе», ведущий мост впереди. Вес «Каймана» сбалансирован таким образом, что во время плавания вездеход не имеет дифферентов ни на нос, ни на корму.

«Кайман». Апельсины для тундры

Для плавания предусмотрен гребной винт с приводом от двигателя через коробку отбора мощности. Повороты на плаву осуществляются за счет работы гусениц. На случай экстремальной ситуации вездеход оборудован помпой, способной пропускать через себя 55 л воды в минуту. Так что, даже получив небольшие повреждения кузова, вездеход останется на плаву и своим ходом доберется до берега.
Гусеницы для машины произведены курским заводом «Композит». Они имеют резинотканевую основу и вставки из металла, поэтому практически не оказывают пагубного воздействия на верхний слой почвы, в отличие от гусениц, целиком изготовленных из металла.Передний мост также любопытен. Его основой послужил аналогичный механизм УАЗа (с «армейским» дифференциалом 2,77:1).
Ведущие звездочки, передающие усилие на гусеницы, сделаны из пластмассы (разновидность фторопласта) с очень малым коэффициентом трения. Первоначальная форма звездочек, разработанная на компьютере, оказалась ошибочной, пришлось ее изменить. Дело в том, что зубцы имели небольшую (предназначенную для металлов) площадь зацепления с гусеничными траками, а так как фторопласты значительно более скользкий материал, во время движения зубцы проскакивали.
Еще одной проблемой для разработчиков стали колеса. В мировой практике на подобных машинах принято использовать пневматические катки. Поначалу предполагалось взять подходящие по размеру слики от картов, но резина надувных сликов оказалась слишком мягкой и рыхлой, чтобы работать в условиях постоянного соприкосновения с гусеницей, так что были разработаны новые колеса с диском из алюминия и бандажом из специальной резины.
Внутрь вездехода попадаешь после нескольких акробатических движений. Первое, что удивляет, — здесь не тесно. Не лимузин, конечно, однако, чтобы выдержать длительную поездку по бездорожью, пространства вполне достаточно.

«Кайман». Апельсины для тундры

По относительно ровной местности машина идет уверенно, хорошо управляется. Нет ожидаемой болтанки. При преодолении больших препятствий задним пассажирам приходится крепко держаться за раму, к которой крепится тент, а переднему — за поручень. Резких ударов экипаж не испытывает. Подвеска, созданная на базе мотоциклетных амортизаторов (Ирбитского завода) и «газелевских» сайлентблоков, успешно справляется с ямками, бугорками и камнями, которые встречаются на пути. Несмотря на высоко расположенный центр тяжести, гусеничный внедорожник хорошо чувствует себя на уклонах и не выражает явного желания опрокинуться даже при резких манипуляциях с тормозными рычагами и педалью газа.
Говорят, первый блин комом. В случае с «Кайманом» это утверждение явно не годится. Пусть основные ходовые испытания еще впереди, и тогда, вероятно, обнаружатся какие-нибудь огрехи, однако уже сейчас можно предположить, что больших проблем не возникнет — все узлы неоднократно просчитаны и протестированы, все детали проверены, кузов сварен по самой современной технологии на Адмиралтейских верфях (это предприятие — постоянный партнер СКБ «Кайман»). Да и предварительные испытания дают разработчикам право говорить о том, что проект удался им вполне.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное