В Костроме запустили линию по производству модулей системы динамической стабилизации (ESC). Завод, принадлежащий компании «Итэлма», будет поставлять свои изделия на конвейеры АВТОВАЗ и ГАЗ. Ранее системы ABS и ESC в России выпускало предприятие «Роберт Бош Самара».
Андрей Карасев
2023 год оказался насыщенным событиями в жизни завода «Пегас» — площадки НПП «Итэлма» в Костроме. Предприятие весь минувший год расширяло номенклатуру выпускаемых изделий и запускало новые производственные мощности. В конце марта был организован выпуск комбинаций приборов, модулей дверных карт, интерфейсов пользователя, блоков переключателей и других технологичных автокомпонентов. Для производства нового ассортимента полностью отремонтированы цеха, установлено современное оборудование, соответствующее международным стандартам, созданы дополнительные рабочие места. А правительство Костромской области для импортозамещающих предприятий разработало дополнительные меры поддержки.
БЕЗ СУБСИДИЙ
Весной 2023 года было анонсировано, что в ближайшее время на предприятии будет построена новая автоматизированная линия, где начнется выпуск импортозамещенных антиблокировочных систем тормозов (ABS) для ведущих отечественных автопроизводителей. План воплотили в жизнь в июле 2023 года. Запустив производство гидравлических модулей ABS, «Итэлма» обещала наладить до конца года производство модулей ESC (Electronic Stability Control, система динамической стабилизации). Такое производство требовало существенно больших компетенций.
Тестовая сборка модулей ESC началась 19 декабря, а спустя несколько дней состоялась официальная церемония запуска участка. Кстати, с июля по декабрь 2023 года на этой же производственной линии было собрано более 200 тыс. блоков ABS, которые пошли на конвейер АВТОВАЗа. Теперь одновременно с ABS на этих же линиях начали выпускать и блоки систем динамической стабилизации. Ранее аналогичные компоненты для российских автосборочных предприятий выпускал завод Bosch в Самаре (ныне актив принадлежит ФГУП «НАМИ»).
Блок ESС отличается от ABS более сложной конструкцией. Он имеет дополнительно два питающих клапана, два ограничительных клапана, датчики давления и температуры, мотор-насос увеличенной производительности, блок управления с расширенными функциями — всего примерно на четверть больше компонентов по сравнению с ABS.
Общая стоимость инвестиционного проекта в Костроме не разглашается. Однако известно, что это полностью частная инициатива, реализованная НПП «Итэлма» без привлечения государственных субсидий и бюджетных средств. Проект реализуется на основании лицензионного соглашения с индустриальным партнером из КНР. Китайская сторона не только поставляет комплектующие для модулей, но и осуществила наладку автоматической производственной линии. Лицензия включает весь пакет конструкторской и технологической документации, а также программное обеспечение. В рамках лицензионного соглашения организовано повышение квалификации и обучение сотрудников производственных линий. Лицензия также позволяет проводить глубокую локализацию производства и ABS, и ESС, включая исходные комплектующие.
Генеральный директор НПП «Итэлма» Алексей Воробьев рассказал: «Производство системы электронной курсовой устойчивости требует применения гидроблока иной конструкции и более функционального электронного блока управления. После получения лицензии на выпуск и локализацию системы ABS/ESC нами был разработан план, в котором обозначены сроки начала серийного выпуска. И мы строго придерживаемся этого плана. Сегодня специалистами «Итэлма» полностью освоен технологический процесс, и мы постепенно увеличиваем степень локализации».
В планах «Итэлма» на 2024 год запустить механическую обработку деталей гидроблока и производство электронных модулей, а также начать применение российских крепежных и изоляционных материалов. Объем производства ABS/ESС в этом году будет 550 тысяч блоков, при этом доля ESC может составить до половины всех произведенных блоков. Ежегодный объем производства модулей ABS и ESP планируется довести до 750 тыс. единиц, а при увеличении спроса — до 1200 тыс. блоков. Системы стабилизации, произведенные в Костроме, уже поставляются для автомобилей Lada Vesta. Ведутся переговоры о поставке блоков ESC и другим автопроизводителям. Среди потенциальных заказчиков — Горьковский автозавод. Заявлено, что «Итэлма» готова обеспечивать блоками ABS и ESC все автосборочные предприятия страны.
Что касается перспектив программы локализации, то она расписана до 2026 года. Так, до декабря 2024 года должно быть освоено производство корпусов гидроблока и блока управления, до февраля 2025‑го — выпуск крепежных и уплотнительных элементов. Далее клеймо made in Russia получат мотор-насосы, гидроаккумуляторы, датчики давления, также должна быть освоена электронная компонентная база. После того, как будут пройдены упомянутые этапы, степень локализации ESP составит более 75 %. Полностью локализовать производство ESC планируется в 2026 году.
«Итэлма» также планирует запустить в России производство печатных плат, инвестировав в проект около 2 млрд рублей. Отмечается, что цена компонента, ожидаемого на рынке в 2025 году, может конкурировать даже с самыми доступными зарубежными аналогами.
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Предприятие «Пегас» организовано в 1992 году путем выделения из состава имущественного комплекса Костромского электромеханического завода (КЭМЗ). Специализация КЭМЗ — производство накопителей на жестких магнитных дисках к ПЭВМ, выпуск которых в 1993 году полностью прекращен из-за морально устаревших технологий.
С 1993 по 1995 гг. предприятие занималось производством товаров народного потребления и выполнением работ по отдельным договорам. В 1995 году «Пегас» начинает сотрудничество с Заволжским моторным заводом, предлагая механическую обработку деталей для малых серий двигателя 3МЗ-406. Не забыв свое происхождение, завод приступил к освоению электронных компонентов, став поставщиком элементов микропроцессорной системы управления ДВС. В 1996 году предприятие начало поставки на Заволжский моторный завод комплектующих к двигателям: регулятора холостого хода, датчика синхронизации, датчика фазы.
В 1997 году началось сотрудничество с АВТОВАЗом — «Пегас» приступил к разработке и поставке датчиков, предохранителей, системы вентиляции и отопления. В 2000 году список заказчиков пополнили ульяновское предприятие «Волжские моторы» и уфимское УМПО. В 2004 году «Пегас» запустил в производство автомобильные комплектующие для нового семейства Lada Kalina, а в ноябре этого же года ЗАО «Пегас» стало одним из первых предприятий в России, прошедших сертификацию соответствия международному стандарту ISO/TS 16949.
В 2012 году руководство ЗАО «Пегас» предприняло меры по диверсификации бизнеса. Результатом этих мер стало создание дочернего предприятия «Пегас — авиационные компоненты и системы», начавшего работу с заказчиками из авиакосмической отрасли. Уже в 2013 году 20 % продукции отгружалось ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева. А вот основным заказчиком автокомпонентов стало НПП «Итэлма», которое создает и производит электронные системы для пассажирского и коммерческого транспорта. Предприятие является лидером отечественной автоэлектроники и поставляет продукцию всем основным российским автопроизводителям.