Top.Mail.Ru
Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел

Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел

фото: автора / 15.02.2024
В Костроме запустили линию по производству модулей системы динамической стабилизации (ESC). Завод, принадлежащий компании «Итэлма», будет поставлять свои изделия на конвейеры АВТОВАЗ и ГАЗ. Ранее системы ABS и ESC в России выпускало предприятие «Роберт Бош Самара».

Андрей Карасев

2023 год оказался насыщенным событиями в жизни завода «Пегас» — площадки НПП «Итэлма» в Костроме. Предприятие весь минувший год расширяло номенклатуру выпускаемых изделий и запускало новые производственные мощности. В конце марта был организован выпуск комбинаций приборов, модулей дверных карт, интерфейсов пользователя, блоков переключателей и других технологичных автокомпонентов. Для производства нового ассортимента полностью отремонтированы цеха, установлено современное оборудование, соответствующее международным стандартам, созданы дополнительные рабочие места. А правительство Костромской области для импортозамещающих предприятий разработало дополнительные меры поддержки.

БЕЗ СУБСИДИЙ

Весной 2023 года было анонсировано, что в ближайшее время на предприятии будет построена новая автоматизированная линия, где начнется выпуск импортозамещенных антиблокировочных систем тормозов (ABS) для ведущих отечественных автопроизводителей. План воплотили в жизнь в июле 2023 года. Запустив производство гидравлических модулей ABS, «Итэлма» обещала наладить до конца года производство модулей ESC (Electronic Stability Control, система динамической стабилизации). Такое производство требовало существенно больших компетенций.

Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел
Проект реализуется на основании лицензионного соглашения с индустриальным партнером из КНР.

Тестовая сборка модулей ESC началась 19 декабря, а спустя несколько дней состоялась официальная церемония запуска участка. Кстати, с июля по декабрь 2023 года на этой же производственной линии было собрано более 200 тыс. блоков ABS, которые пошли на конвейер АВТОВАЗа. Теперь одновременно с ABS на этих же линиях начали выпускать и блоки систем динамической стабилизации. Ранее аналогичные компоненты для российских автосборочных предприятий выпускал завод Bosch в Самаре (ныне актив принадлежит ФГУП «НАМИ»).

Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел
Выпуск импортозамещенных систем ABS для ведущих отечественных автопроизводителей стартовал на предприятии «Пегас» в июле 2023 года.
Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел
Блок ESС отличается от ABS более сложной конструкцией.

Блок ESС отличается от ABS более сложной конструкцией. Он имеет дополнительно два питающих клапана, два ограничительных клапана, датчики давления и температуры, мотор-насос увеличенной производительности, блок управления с расширенными функциями — всего примерно на четверть больше компонентов по сравнению с ABS.

Общая стоимость инвестиционного проекта в Костроме не разглашается. Однако известно, что это полностью частная инициатива, реализованная НПП «Итэлма» без привлечения государственных субсидий и бюджетных средств. Проект реализуется на основании лицензионного соглашения с индустриальным партнером из КНР. Китайская сторона не только поставляет комплектующие для модулей, но и осуществила наладку автоматической производственной линии. Лицензия включает весь пакет конструкторской и технологической документации, а также программное обеспечение. В рамках лицензионного соглашения организовано повышение квалификации и обучение сотрудников производственных линий. Лицензия также позволяет проводить глубокую локализацию производства и ABS, и ESС, включая исходные комплектующие.

Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел
Участок сборки гидроблоков ABS.

Генеральный директор НПП «Итэлма» Алексей Воробьев рассказал: «Производство системы электронной курсовой устойчивости требует применения гидроблока иной конструкции и более функционального электронного блока управления. После получения лицензии на выпуск и локализацию системы ABS/ESC нами был разработан план, в котором обозначены сроки начала серийного выпуска. И мы строго придерживаемся этого плана. Сегодня специалистами «Итэлма» полностью освоен технологический процесс, и мы постепенно увеличиваем степень локализации».

В планах «Итэлма» на 2024 год запустить механическую обработку деталей гидроблока и производство электронных модулей, а также начать применение российских крепежных и изоляционных материалов. Объем производства ABS/ESС в этом году будет 550 тысяч блоков, при этом доля ESC может составить до половины всех произведенных блоков. Ежегодный объем производства модулей ABS и ESP планируется довести до 750 тыс. единиц, а при увеличении спроса — до 1200 тыс. блоков. Системы стабилизации, произведенные в Костроме, уже поставляются для автомобилей Lada Vesta. Ведутся переговоры о поставке блоков ESC и другим автопроизводителям. Среди потенциальных заказчиков — Горьковский автозавод. Заявлено, что «Итэлма» готова обеспечивать блоками ABS и ESC все автосборочные предприятия страны.

Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел
Сборка модулей ABS/ESC осуществляется на автоматической линии роботами-манипуляторами.

Что касается перспектив программы локализации, то она расписана до 2026 года. Так, до декабря 2024 года должно быть освоено производство корпусов гидроблока и блока управления, до февраля 2025‑го — выпуск крепежных и уплотнительных элементов. Далее клеймо made in Russia получат мотор-насосы, гидроаккумуляторы, датчики давления, также должна быть освоена электронная компонентная база. После того, как будут пройдены упомянутые этапы, степень локализации ESP составит более 75 %. Полностью локализовать производство ESC планируется в 2026 году.

«Итэлма» также планирует запустить в России производство печатных плат, инвестировав в проект около 2 млрд рублей. Отмечается, что цена компонента, ожидаемого на рынке в 2025 году, может конкурировать даже с самыми доступными зарубежными аналогами.

ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Предприятие «Пегас» организовано в 1992 году путем выделения из состава имущественного комплекса Костромского электромеханического завода (КЭМЗ). Специализация КЭМЗ — производство накопителей на жестких магнитных дисках к ПЭВМ, выпуск которых в 1993 году полностью прекращен из-за морально устаревших технологий.

С 1993 по 1995 гг. предприятие занималось производством товаров народного потребления и выполнением работ по отдельным договорам. В 1995 году «Пегас» начинает сотрудничество с Заволжским моторным заводом, предлагая механическую обработку деталей для малых серий двигателя 3МЗ-406. Не забыв свое происхождение, завод приступил к освоению электронных компонентов, став поставщиком элементов микропроцессорной системы управления ДВС. В 1996 году предприятие начало поставки на Заволжский моторный завод комплектующих к двигателям: регулятора холостого хода, датчика синхронизации, датчика фазы.

Как в России делают системы ESC: сходил на завод «Итэлма» в Костроме и все увидел
На церемонии открытия производства (слева направо): губернатор Костромской области Сергей Ситников, генеральный директор НПП «Итэлма» Алексей Воробьев, замглавы Минпромторга РФ Василий Шпак.

В 1997 году началось сотрудничество с АВТОВАЗом — «Пегас» приступил к разработке и поставке датчиков, предохранителей, системы вентиляции и отопления. В 2000 году список заказчиков пополнили ульяновское предприятие «Волжские моторы» и уфимское УМПО. В 2004 году «Пегас» запустил в производство автомобильные комплектующие для нового семейства Lada Kalina, а в ноябре этого же года ЗАО «Пегас» стало одним из первых предприятий в России, прошедших сертификацию соответствия международному стандарту ISO/TS 16949.

В 2012 году руководство ЗАО «Пегас» предприняло меры по диверсификации бизнеса. Результатом этих мер стало создание дочернего предприятия «Пегас — авиационные компоненты и системы», начавшего работу с заказчиками из авиакосмической отрасли. Уже в 2013 году 20 % продукции отгружалось ФГУП ГКНПЦ им. Хруничева. А вот основным заказчиком автокомпонентов стало НПП «Итэлма», которое создает и производит электронные системы для пассажирского и коммерческого транспорта. Предприятие является лидером отечественной автоэлектроники и поставляет продукцию всем основным российским автопроизводителям.

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное