В былые времена мы с уважением смотрели на Волги из таксопарков. Все знали, что такие машины то и дело обнуляют свои одометры, наматывая сотни тысяч километров снова и снова. А уж про Мерседесы возле иностранных представительств знали точно: такие машины – это неубиваемые «миллионники». В то же время все багажники частных легковушек были набиты самыми разными расходниками и запчастями – лампочки, камеры, свечи, тормозуха, масло, ремни и т.п. Зато теперь из всего этого списка в наших багажниках уцелели разве что потомки шинных насосов – компрессоры. При этом слово «миллионник» стыдливо исчезло из лексикона. Так повысилась ли надежность моторов или, напротив, понизилась?
Редакция
Ответ на вопрос не такой-то и простой. К примеру, упомянутые выше Волги из такси хоть и наматывали солидные пробеги, но беспрестанно чинились и латались. Гарантия на ту же Волгу составляла 40 000 км или год эксплуатации. А современная гарантия обычно составляет три года и 100 000 км. Однако цифры обманчивы: Волги по итогу проходили вдесятеро больше, а вот современные машинки примерно после 150 000 км фактически вырабатывают свой ресурс.
Главное, что отличает большинство современных движков от их предков – это даунсайзинг и турбонаддув. Конструктор, уменьшающий в угоду экологии и экономии рабочий объем поршневой части ДВС, повышает нагрузку на все его элементы – откуда тут взяться надежности? И ладно бы, появись в его распоряжении какие-то марсианские материалы, – ничего этого нет. Повсеместно применяют элементы от безнаддувных моторов ушедшей эпохи – миллионник при этом не получится.
Идем дальше – куда делся неубиваемый чугун? Ушел в отставку, уступив место новомодному алюминию. Он легкий, да и производство не такое вредное, однако геометрия алюминиевых блоков начинает «плыть» как раз к упомянутой выше цифре в полторы сотни тысяч пробега. Привет ресурсу и миллионникам.
Да, а как же впрыск? Прямой впрыск, конечно же, имеет преимущества перед распределенным – так можно оптимизировать смесеобразование и заставить двигатель работать на обедненных смесях, тратя меньше топлива. Но и это – бесплатный сыр в мышеловке. Такие моторы не терпят дрянного топлива, они нуждаются в чистеньких топливных фильтрах и специально подобранном моторном масле, больше заточенном на снижение нагара, чем на защиту от износа. Впускные клапаны таких моторов надо периодически чистить: струя топлива из форсунок по ним уже не лупит. Не почистите – доиграетесь до капремонта, если открытый клапан все-таки заклинит.
Еще одна забавная игрушка современных моторов – двухмассовые маховики. Трогаться с места с ними приятнее, чем с обычными, однако капризная игрушка на практике служит примерно столько же, сколько ведомый диск сцепления, а то и меньше. Привет ресурсу и прочей долговечности.
Есть игрушка, ненавидимая почти всеми – старт-стоп. Эта система при возникновении пауз в езде машины глушит мотор, а затем вовремя пускает его. Отдуваются за это, главным образом, стартер и батарея. Но и двигателю тоже достается большинство его валов в установившемся режиме работает благодаря масляному клину. А когда мотор то и дело останавливает, никакого клина уже нет. Появляется трение, уносящее частицы металла – привет надежности и долговечности.
В угоду все той же экологии каталитические нейтрализаторы современных машин (впрочем, раньше их вообще не было) стали размещать ближе к выпускным отверстиям головки блока цилиндров. Поначалу нейтрализатор стоял под днищем автомобиля, а сегодня его придвинули вплотную к двигателю с помощью так называемых катколлекторов. Недостаток решения хорошо известен: если керамической «начинка» нейтрализатора рушится, то твердые частицы попадают через приоткрытые выпускные клапаны в цилиндры, вызывая задиры. А это – капремонт: привет долговечности.
Похожих примеров можно набрать довольно много. Однако все они говорят о том, что сама постановка вопроса не вполне корректна. Современные автомобили по своей сути в чем-то аналогичный одноразовым шприцам по сравнению с их дедушками. Первые безотказны, но живут совсем недолго, вторые же используются подолгу, но требуют постоянного ухода типа предварительного кипячения и т.п. Сегодня – эпоха одноразовых изделий, и автомобиль, в общем-то, – не исключение.
Скажите, а никто не пробовал относиться к своей машине немножко бережнее? Попробуйте, результат вас удивит.
В благостное описываемое время человек знал, что машина у него, скорее всего, одна на всю жизнь. И относился к ней соответственно. А если относиться к машине как к презервативу (особенно если хозяин тоже он), то и получите одноразовое изделие. Не машины стали хуже, а хозяева. Так что нехрен на зеркало пенять
Чем быстрее сломается, тем быстрее производитель начнёт зарабатывать на запчастях. Бизнес.
Да, все маркетинговые изыски хозяев автопроизводств сводятся к оптимизации прибыли. Тренд задали упыри-банкиры, им очень нужен потребитель, который каждые 2-3 года покупает новый автомобиль стоимостью, сопоставимой с прежними машинами ресурсом в 3-5 раз выше современных конструкций. Конечно для этого нужно морочить голову экологией, комфортом, электроникой, всем, что прилипили к убогой констукции для успешной продажи на радость безграмотному и туповатому водиле, его грабят, а он радуемтся, понты дороже денег!
Да потому, что это было в СССР и был ОТК , а теперь что, только количество .
Ответ не в том, что делали качественнее, а в том, что в СССР личный автомобиль был роскошью, на него молились, обслуживали, точнее облизывали с утра до вечера, мазали всяким антикором. Правда в 70 годы особых составов не было, антикорили гудроном…
Помню, сосед по дому имел ЗАЗ ушастый. Целую неделю машина стояла во дворе под тентом. В воскресенье с утра он начинал его обслуживать… Помню, целый день машина стояла с расрахнутыми дверями, открытыми капотом и багажником. Он деловито что-то с ней делал. Под вечер заводил, делал круг вокруг дома и… на неделю под тент до следующего выходного. И так много лет.
Это тогда называлось: «У них есть Машина!!!» :))
«Ты чем сегодня занимался? А я карбюратор промывал!» Видели ролик? Это философия.
Лет 10 назад читал интервью с представителем какой-то немецкой компании, там он сказал фразу, которая запомнилась навсегда : «Раньше мы работали по принципу ‘максимальное качество за соответствующую стоимость’, а теперь работаем по принципу ‘приемлемое качество за минимальную стоимость’ «….
Только стоимость далеко не минимальная.
Минимальная стоимость для производителя, а для покупателя — максимально возможная..