Top.Mail.Ru
Чем опасна езда на низких оборотах и почему двигатель периодически нужно «крутить»

Чем опасна езда на низких оборотах и почему двигатель периодически нужно «крутить»

05.05.2021
Какие обороты мотора считать оптимальными? Вредна ли езда «в натяг»? Для чего советуют периодически «прожаривать» мотор? Подробно отвечаем на все эти вопросы

Редакция

Желание экономить топливо понятно. Но паспортный расход топлива – это одно, а вот реальные показатели прожорливости машины могут серьезно отличаться от него. Причем как в минус, так и в плюс. Не секрет, что «рваная» езда с постоянными ускорениями и торможениями, а также движение на скоростях выше разрешенных ПДД, тут же повышают расход топлива на десятки, а порой и на сотни процентов. На известной трассе М-11, где пока что за превышение скорости не наказывают, очень многие машины мчатся со скоростями 170 – 180, а то и под 200 км/ч. Кончается такая езда предсказуемо: преждевременным заездом на АЗС. 

Впрочем, есть и обратные примеры. В нашумевшей лет 15 назад  истории о поездке из Москвы в Санкт-Петербург и обратно без дозаправки московский журналист на бензиновом Volvo S60 мощностью 170 л.с. с АКП добился среднего расхода топлива в пять с небольшим литров на сотню. При этом никаких чудес, в общем-то, не было: автомобиль плавно разгонялся примерно до 80 – 90 км/ч, а затем двигался как бы в натяг, оставаясь на высшей передаче при невысокой частоте вращения коленвала. Позже подобные пробеги совершали и другие энтузиасты. 

В том, что подобный режим движения экономичен, сомнений нет. Обеспечить его несложно: современные коробки передач, как механические, так и автоматы, легко способствуют работе двигателя с большой нагрузкой и малыми оборотами. К тому же водители, как правило, не любят раскручивать мотор до больших оборотов, поскольку считают, что мотор при этом изнашивается быстрее. Поэтому при езде на «механике» они переключаются на повышенную как можно раньше, а при наличии АКП стараются не слишком интенсивно давить на газ. Гидромеханические коробки, как и вариаторы, при этом стремятся обеспечить передаточное отношение, соответствующее примерно 2000 об/мин. Но не вреден ли такой режим для автомобиля?

Чем опасна езда на низких оборотах и почему двигатель периодически нужно «крутить»

Увы – вреден! Больше всего мотору не нравится, когда при малых частотах вращения ему дают высокую нагрузку, а температура масла при этом приличная. В таком режиме скорость износа поршневых колец и цилиндров, а также подшипников коленвала максимальна. Детали кривошипно-шатунного механизма сильно нагружены, давление поршня на стенку цилиндра велико, а вот масляный насос при этом работает как бы в полсилы. Именно это и может привести к быстрому истиранию антифрикционного слоя на вкладышах коленчатого вала и на поршнях. Итог предсказуем: поршни фактически начнут болтаться в цилиндрах. А потому капитальный ремонт будет не за горами. 

Паниковать, конечно же, не следует, но мотору нужно и помогать. Экономия экономией, однако все-таки желательно время от времени гонять двигатель на высоких оборотах для очистки камер сгорания и свечей зажигания от скопившегося нагара. Это будет полезно и для очистки элементов турбокомпрессора. Известно, что при описанной выше «пенсионерской» езде перепускной клапан или управляемый сопловой аппарат турбины (в зависимости от ее конструкции) начинают терять подвижность, не работая во всем диапазоне. А у вазовских моторов вращение клапанов ГРМ вокруг своей оси начинается примерно с 4000 об/мин. Понятно, что при более низких частотах никакого вращения не будет, а частицы нагара помешают им нормально закрываться. Возникнет местный перегрев, а затем и прогар. В холодное время года эффект усиливается за счет того, что мотор часто остается непрогретым, в картере конденсируется влага, которая в итоге ухудшает смазывающие свойства моторного масла. Рецепт – все тот же: время от времени мотор надо «погонять» на приличных оборотах и высокой скорости. 

Выводы простые: во всем нужна умеренность. А потому экономичный режим езды время от времени нужно менять на более интенсивный, приводя мотор в чувство. Он будет только благодарен за это.

Редакция рекомендует:






(7 оценок, среднее: 3,29 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 комментариев

  1. Александр:

    Езда внатяг — это когда в горку на 4й/5й и мотор на полном газу.
    Какие могут быть нагрузки на малых оборотах? На ХХ тоже малые обороты.
    Можно ехать 60км/ч еле давя на газ и всё.

  2. Worker:

    Это коммент от аффтора «Редакции»- не заслуживает внимания! (я без мата набираю!)
    На автомобиле ездить можно ВСЯКО!
    А Я за рулём — столько люди не живут:- с 1976г! Я ровесник ROCK&ROLL!
    Тем — кто хочет знать(?)- я рекомендую ездить на нейтралке! ПО ГОРОДУ с прямыми улицами!
    У меня такой город! Питер для РФ подходит! Там улицы прямые! Лучевые проспекты Москвы! Тоже подходят!
    Я спокойно и кратко разгоняюсь до 50-60 км и затем на нейтралке еду до следующего светофора,на котором горит КРАСНЫЙ свет! (мудаки гонят — а потом тормозят!) А Я тихо подъезжаю! Расход топлива на холостом ходу показывает экономайзер: 0.8 л в ЧАС!
    У меня расход топлива на ФВ пассат= 6-6,5 л по ГОРОДУ!
    А на автостраде — 110 км\час 4,5л!
    ЕЗДИТЬ УМЕТЬ НАДО! А Пассат универсал В5 — достаточно большая машина!
    2 л турбодизель! 130 л.с. неплохая машина. Мне нравится!
    PS: для ТЕХ — кто сами меняют масло в двигателе и фильтры -масляный и воздушный.
    Я меняю масло Раз в год — каждый год! НЕ зависимо от пробега — 5 — 10 тыс км! Я много не езжу! Не «таксист»! Фильтр меняю раз в два года — у меня в городе воздух чистый! морской.
    А масло для дизеля 10-40 полусинтетические — и с обязательной предварительной промывкой — промывочным маслом! Дешёво и сердито! А 160-200 км\час — я не езжу!
    (хотя вполне могу! Техническая скорость моего «Пассата» =205 км час) и Синтетика дорогая МНЕ не к чему! (там обещают пробег 25000?) а я меняю после 5000= 10000! км. Вобщем граждане — каждому своё!

  3. Worker:

    На низких оборотах (1100 — 2500) — Ездить можно и нужно! Я ГОДАМИ езжу на нейтральной передаче(по городу от светофора — до светофора-по 500 — 1000м! ) — расход топлива : большая машина ФВ пассат. Расход по городу 6 — 6,5 литров! на сотню! Пока ещё ездить можно!
    Я километр качусь до красного светофора на нейтралке! А на 6 передаче — Я езжу (экономайзер показывает — 3 л на 100 км!) — при скоросте 90 км час!
    У кого в жьёпе ЖМЁТ и кто хочет ВЫСТУПИТЬ 160 км =час — Флаг в руки! Жгите себе!
    Я за рулём: — столько люди не живут; — с 1976г! Я ПРОФФИ! а ЧМО и есть ЧМО!
    Я ровесник ROCK &ROLL — High way to hell!

Статьи по теме
Популярное