Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать

фото: фото автора / 06.08.2021
Конструкторы Объединённого инженерного центра «Группы ГАЗ» разработали шестиступенчатую механическую коробку передач. Новинка рассчитана на увеличенный входной момент и предназначена для перспективного семейства легких коммерческих автомобилей «Газель NN», а также городских среднетоннажных грузовиков «Валдай Next».

Михаил Ожерельев

Горьковский автозавод комплектует семейство автомобилей «Газель NN» 6-ступенчатой коробкой передач собственной разработки. Новая «шестиступка» пришла на замену классической 5-ступенчатой механическая КП. Примечательно, что перспективная разработка впервые вышла в свет в составе модификации «Газель Next» с двухлитровым турбодизелем Volkswagen (136 л.с., 340 Нм). Считалось, что у такой агрегатной базы лучший экспортный потенциал.

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать

Алюминиевый корпус коробки состоит из двух частей и не включает картер сцепления.

Первые товарные образцы легкого грузовика с немецким мотором и шестиступенчататой коробкой появились у дилеров осенью минувшего года, а в начале нынешнего ярким инфоповодом для упоминания разработки Объединённого инженерного центра «Группы ГАЗ» стала презентация городского среднетоннажника «Валдай Next» – еще одного потенциального потребителя шестиступенчатой КП. Расширенный спектр применения «шестиступки» вполне оправдан – новая трансмиссия рассчитана на максимальный входной момент момента в 450 Нм. Для сравнения – упомянутый параметр в газовском 5-ступенчатом агрегате составляет 330 Нм.

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать
Схема и характеристики 6-ступенчатой КП

Между тем, основным носителем новой трансмиссии станет перспективное семейство легких коммерческих автомобилей «Газель NN», продажи которого стартовали в августе.

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать
Особенность новинки – фланцевое крепление карданного вала

Производством нового агрегата занимается компания «Нижегородские моторы» (входит в «Группу ГАЗ»). По сообщению издания «Автозаводец», сборка 6-ступенчатой КП малыми сериями началась в прошлом году стапельным способом – на рабочих станциях. Увеличение производственной программы Горьковского автозавода потребовало перехода к конвейерному производству. Чтобы обеспечить бесперебойную поставку новых изделий в производство грузовых автомобилей «Группы ГАЗ» было принято решение построить новый сборочный конвейер в дополнение к уже действующему, где собираются 5-ступенчатые КП для легких коммерческих автомобилей. Под новый проект «Нижегородские моторы» закупили новое, современнейшее оборудование: станки с программным управлением для высокоточной обработки деталей, испытательный стенд для обкатки КП под нагрузкой. «Такое оборудование применяют все ведущие мировые производители коробок скоростей, а токарно-шлифовальный станок Emag - первый такого класса, поставленный в Россию», - отметил главный технолог ООО «Нижегородские моторы» Марат Усманов. В общем, сомневаться в качестве изготовления нового агрегата не приходиться.

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать
«Валдай Next» – еще один потребитель перспективной КП с входным моментом 450 Нм.

«Ключевая особенностью новой шестиступенчатой коробки в том, что это собственная разработка наших инженеров, – комментирует управляющий директор Горьковского автозавода Алексей Софонов. И это не модернизация 5-ступенчатой КП. Достоинство модели – более широкий диапазон передаточных чисел, а это одна из важнейших качественных характеристик».

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать
На «Газели NN» новая коробка сочетается с усиленным ведущим мостом типа «Спайсер».

Наличие шестой передачи дает экономию топлива 1,8% в сравнении с классической механической трансмиссией, устанавливаемой на серийные «Газели». Цифра неплохая, тем более, если у перевозчика не один автомобиль, а целый парк. А пониженное передаточное число первой передачи (5,1 против 3,8 в «пятиступке»), облегчает нагрузку на узел сцепления при трогании в гору полностью груженым. Вторая передача, кстати, тоже более силовая, чем в 5-ступенчатой коробке.

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать
Фланец на левой стороне картера используется для сопряжения с коробкой обора мощности, это актуально для спецтехники.

Конструктивно шестиступенчатая КП выполнена по классической трехвальной схеме с постоянным зацеплением шестерен. Передачи переднего и заднего хода снабжены конусными синхронизаторами – их поставляет известная немецкая фирма Hoerbirger. Среди прочих особенностей строения новинки отметим увеличенное межосевое расстояние ( 90 мм) и применение фланцевого крепления карданной передачи. Алюминиевый корпус коробки состоит из двух частей и не включает картер сцепления. Такое решение упрощает адаптацию трансмиссии к разным силовым агрегатам. Привод управления КП – тросовый, поставщиком является компания «Атсумитек Тойота Цусе Рус» из Тоьятти. Датчики скорости, положения нейтрали и заднего хода – бесконтактные. Их для «Группы ГАЗ» производит калужское АО «Автоэлектроника».

Как устроена 6-ступенчатая коробка «Газели NN», что она дает и когда ее обслуживать
С 6-ступенчатой коробкой «Газель» стала чуть удобнее и экономичнее. 

Для новой трансмиссии применяются те же трансмиссионные масла, что и для классической 5-ступенчатой коробки. Завод-производитель рекомендует лить в КП масло GL4 с вязкостью 75W-90. Периодичность замены – 50 000 км. Что качается ресурса 6-ступенчатой КП, по расчетам производителя он составляет 300 тыс. км.

Редакция рекомендует:




(4 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме