Top.Mail.Ru
Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России

фото: автора / 30.12.2023
Отечественный рынок смазочных материалов продолжает свою трансформацию, связанную с уходом ведущих иностранных производителей, появлением значительного числа подделок и ростом спроса на локальную продукцию. Прошедшая в Москве конференция «Производство и рынок смазочных материалов — 2023», организованная компанией RPI, подтвердила, что активность на рынке смазок достигла внушительных результатов — происходит рост числа производителей, брендов и ассортимента.

Валерий Васильев

Изменения коснулись всех участников, от производителей до конечных потребителей. С рынка ушли ведущие иностранные бренды, исчезли лидеры выпуска присадок, вынудив российских производителей масел и смазок оперативно искать выходы из сложившейся ситуации и корректировать формуляции готовой продукции. К чести российских предприятий в условиях внешних ограничений они довольно быстро подняли уровень технологических компетенций и сумели закрыть все недостающие продуктовые позиции.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Место известных брендов смазочных материалов заняли новые марки.

ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СДВИГИ

Отечественная экономика переживает не просто период трансформации, но в ряде отраслей происходят поистине тектонические сдвиги. Многие крупные бренды и товары исчезли с рынка, а их место заняли новые пока малоизвестные марки. Потребители оказались в ситуации сложного выбора, когда привычные продукты стали слишком дорогими, а риски, связанные с неверным выбором смазочных материалов, возросли. Меняется автопарк, резко упали продажи новых машин, по итогам прошлого года общая реализация всех типов транспортных средств значительно сократилась. При этом на нашем рынке появилось много новых китайских автомобилей и брендов.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Российские предприятия в условиях санкций сумели закрыть все недостающие продуктовые позиции по смазочным материалам.

Несмотря на кризис авторынка, спрос на ключевые категории моторных масел снизился пока несущественно. По мнению заместителя генерального директора «ЛЛК-Интернешнл» (100 % дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ») Расима Амиралиева, в текущем году предложение по маслам восстановилось практически полностью. В 2024 году ожидается небольшой рост за счет моторных масел сегментов PVL (для легковых автомобилей) и CVL (для коммерческого транспорта). Меняется рынок, меняются условия работы, но вместе с тем появляются новые решения и возможности.

В 2022 году реализовано 1730 тыс. тонн смазочных материалов (в 2021 г. — 1718 тыс. тонн), из которых на долю индустриального сектора приходилось 42 %, коммерческого транспорта — 37 %, легкового — 21 %. Из-за прекращения поставок ряда международных компаний в 2022 году, импорт снизился на 11 %, а объем производства на внутренний рынок, благодаря усилиям российских предприятий, вырос на 3 % до 1,4 млн тонн с учетом закрытия производств Shell и Total. Также увеличилась доля корейских и турецких производителей.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Доли сегментов брендов в рознице.

Говоря о розничном рынке смазочных материалов, здесь надо отметить следующее: если в 2021 и 2022 годах импорт в сегменте PVL превышал объемы отечественного производства, то в 2023 году ожидается, что наши предприятия превзойдут показатели зарубежных поставщиков в соотношении 53 % к 47 % соответственно. Это существенный тренд, считает управляющий партнер компании B2X Игорь Филаткин. По его словам, важно знать факторы, влияющие на розницу в свете ключевых изменений, произошедших в 2023 году. Это, прежде всего, рост потребительских расходов населения в текущем году. «Клиенты нуждаются в простых, но надежных решениях вопроса замены масла, уровень лояльности к продуктам отечественного производства растет, но остается ниже чем в 2021 году», — рассказал эксперт.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Структура активного парка легких коммерческих автомобилей по категориям требований к моторному маслу.

Возросла конкуренция в розничном сегменте рынка смазочных материалов, которая обусловлена развитием ассортимента российских компаний новыми и «перезагрузившимися» брендами (восстановление производства на площадках зарубежных производителей под брендами Teboil и Lemarc), а также объемом параллельного импорта.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Структура активного парка грузовиков по категориям требований к моторному маслу.

Тренды в рознице задают маркетплейсы, постепенно восстанавливается сегмент дилерских СТО (прежде всего китайских), при одновременном снижении канала гипермаркетов.

Описывая положение на отечественном рынке базовых масел, нельзя рассматривать его в отрыве от ситуации на мировом рынке. А здесь спрос достаточно слабый. Это вызвано повсеместным снижением деловой активности. В нынешнем году наблюдается меньший объем сезонных ремонтов, снижающиеся, но по-прежнему высокие цены на дизельное топливо и сырье (нефть и газойль).Повышается привлекательность производства масел очень многих марок, потому что это прямые конкуренты за сырье в рамках технологических процессов нефтеперегонных заводов. Данный фактор добавляет потенциальные предложения, что еще больше оказывает влияние на цены.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Рынок готовых смазочных материалов России 2021–2022 гг., тыс. тонн.

СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ

Вполне важным представляется анализ динамики российского автопарка на основе требований к моторным маслам. На начало 2023 года только 28 % парка легковых автомобилей соответствовали экологическим нормам Евро-5 и Евро-6. Парк коммерческих автомобилей отличается еще более низким уровнем экологичности: нормам Eвро-5 и выше соответствуют лишь 15 % легких, средних и тяжелых грузовиков. Парк автобусов на 51 % оснащен дизельными двигателями, из которых только 38 % соответствуют нормам Eвро-5 и выше.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
ЛУКОЙЛ принял участие в выставочной экспозиции, организованной в рамках конференции.

При этом стоит остановиться на анализе динамики структуры парка, отражающей стандарты API (Американский институт нефти), АСЕА (Европейской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей) и допуски автопроизводителей, за последние три года. Например, численность активного легкового парка, требующего самых современных спе-цификаций и допусков масел, увеличилась на 4–5 %. В парке LCV этот показатель вырос на 8 %.

Заметные сдвиги произошли и в парке грузовиков. Изменения структуры спроса моторных масел хорошо демонстрируются на результатах, полученных из рекомендаций автопроизводителей для новых моделей автомобилей.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Экспорт масел из России в 2023 году по отношению к 2021 году снизился вдвое.

Исходя из этого, представитель аналитического агентства «Автостат» Виктор Пушкарев сделал следующие выводы. Во-первых, наблюдается тенденция снижения численности активного парка за счет выбытия автомобилей с большим возрастом. При этом в парке происходит активное замещение автомобилей европейского, японского и американского происхождения китайскими марками, причем эта тенденция наиболее выражена в грузовом сегменте.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Структура экспорта из России заметно изменилась.

Во-вторых, динамика активного парка по категориям требований к моторным маслам имеет различный характер в зависимости от типажа автомобилей, наиболее заметен рост доли категории стандартов API.

В-третьих, поступление в парк современных автомобилей китайских марок не только поддерживает уже сложившийся уровень требований к моторным маслам, но и является фактором развития смазочных материалов.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Химический холдинг КССС Group запустил контрактное производство смазочных материалов.

Далеко не праздным является вопрос импортозамещения в сегменте пластичных смазок. Их мировое производство составляет около 1,2 млн тонн в год, то есть 3,5 % от выпуска всех смазочных материалов. В России вырабатывается около 150 наименований пластичных смазок в количестве 30–40 тыс. тонн в год (около 3 % от общемирового производства).

Решение проблемы импортозамещения пластичных смазок выражается в восстановлении (создании) новой отечественной сырьевой и производственной базы. Стимулами развития локального производства являются недоступность отечественного сырья ввиду закрытия химических производств и демонтажа технологического оборудования, отсутствие заинтересованности со стороны производителей нефтепродуктов, демпинговая политика мировых производителей.

В качестве подспорья служит импорт сырья и компонентов пластичных смазок из дружественных стран (Китай, Индия и др.). Однако ситуацию осложняет логистика (вследствие чего увеличиваются затраты и стоимость продукции), несоответствие сырья и компонентов для обеспечения производства продукции требуемого качества, потребности внутренних рынков стран-импортеров.

В России разработаны предложения по импортозамещению наиболее критичных позиций сырьевой и компонентной базы для пластичных смазок.

Вместе с тем, по утверждению представителя ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны Рос-сии» Бориса Реморова, необходимо консолидировать сов-местные усилия государства и всех заинтересованных организаций: предприятий нефтехимической промышленности, производителей пластичных смазок, научно-исследовательских и инновационных центров в комплексном решении задач в области обеспечения импортонезависимости производства смазочных материалов, включая пластичные смазки.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
Российская GNV Oil Group занимается разработкой рецептур и производством смазочных материалов для легковых, грузовых автомобилей, а также промышленного оборудования.

В ходе конференции подчеркивалось, что российские нефтяные компании успешно осуществили импортозамещение в производстве базовых нефтяных масел, полностью обеспечив отечественные предприятия высококачественными основами. Для изготовления гидрокрекинговых масел требуются катализаторы, производства синтетических масел и присадок недостаточно. Отечественный научный, технологический и ресурсный потенциал способен создать необходимые мощности и в основном ликвидировать зависимость от импорта в смазочных материалах.

ЧТО ПОКАЗАЛИ На ВЫСТАВКЕ

ЛУКОЙЛ принял участие в выставочной экспозиции, организованной в рамках конференции. На стенде компании представлены линейки моторных масел Lukoil Genesis, трансмиссионных масел Lukoil Gear и жидкостей для автоматических трансмиссий Lukoil ATF. Новейший научно-исследовательский центр по присадкам в Волгограде предлагает современные сервисные решения для клиентов и имеет возможность разработки продукции под требования заказчика.

Санкции — не помеха? Что происходи с рынком смазочных материалов в России
КIREI Chemical предлагает разработку оригинальных рецептур и изготовление пакетов присадок под техническое задание.

Химический холдинг КССС Group (Кирово-Чепецкая химическая компания), работающий на российском рынке средств защиты растений уже более 20 лет и имеющий торговую сеть более чем в 50 регионах, запустил контрактное производство смазочных материалов. Широкие возможности в производстве моторных, трансмиссионных, турбинных масел и гидравлических жидкостей были представлены на стенде компании.

Группа компаний «Квалитет» представила новую линейку моторных масел Qualitet Premium SN. Важно, что эти масла прошли лабораторные и стендовые Ассоциации автомобильных инженеров.

Российская компания GNV Oil Group представила свои компетенции в разработке рецептур и производстве смазочных материалов для легковых автомобилей, коммерческого транспорта, а также для широкого спектра промышленного оборудования. Представитель компании рассказал, что ими используются высококачественные российские и импортные базовые масла, а также присадки от ведущих мировых производителей — концернов Infineum, Afton и Lubrizol.

КIREI Chemical представила премиальную линейку моторных масел Katana, специально адаптированную под сложные условия эксплуатации в России и странах СНГ. Также компания предлагает разработку оригинальных рецептур и изготовление пакетов присадок под техническое задание.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное