Top.Mail.Ru
Шипы против «липучки»: какие зимние шины лучше и почему

Шипы против «липучки»: какие зимние шины лучше и почему

фото: Bridgestone / 13.11.2015
Каждую осень перед миллионами российских автовладельцев встает один и тот же вопрос: какие зимние шины выбрать – с шипами или без. Чтобы найти на него ответ, мы сравнили фрикционные и шипованные шины одного производителя в условиях бездорожья

Иван Соколов

Пока глобальное потепление не разыгралось в полную силу, каждый год мы вынуждены снова и снова сталкиваться с неожиданно пришедшей зимой. А это значит, что каждый год перед множеством российских автомобилистов встает один и тот же вопрос, который по своему масштабу сопоставим с такими вечными дилеммами, как «блондинки или брюнетки», «Андроид или iOS» и «водка или пиво». И сколько бы мы ни мусолили эту тему, возвращаться к ней так или иначе приходится. С одной стороны, каждый раз убеждаемся, что до сих пор не все понимают разницу между разными типами зимних шин, а с другой — прогресс не стоит на месте. А вдруг за год что-то поменялось? Чтобы разрушить или опровергнуть очередные мифы, мы отправились на полигон Land Rover Experience в подмосковное Ильинское, куда нас пригласила компания Bridgestone.

Шипы против «липучки»: какие зимние шины лучше и почему

В 2013 и 2014 годах мы уже тестировали зимние шины Bridgestone — шипованные Blizzak Spike-01 и фрикционные DM-V2. Теперь же представилась отличная возможность сравнить эти модели между собой. Нам предстояло узнать, как ведут себя обутые в разные шины «Ленд Роверы» на внедорожном полигоне с тарированными участками, в глубокой лесной колее с естественными препятствиями, а также на более скоростном кольцевом треке со смешанным снежно-ледяным покрытием. Технические особенности каждой из шин мы уже подробно разбирали, поэтому в этот раз постараемся углубиться в отличия между ними. Начнем, пожалуй, с самого серьезного — лесной тропы. Увидев довольно серьезную колею, вспомнили бородатый джиперский диалог:

— Поехали в лес?

— А если застрянем?

— Что значит если?!

Но этот случай не про нас — бояться было абсолютно нечего. Нет-нет, мы не будем утверждать, что шины Bridgestone повышают проходимость любого автомобиля до заоблачных высот. Во-первых, агрегатоносителем в нашем случае выступил великий и могучий «Дефендер»: чтобы засадить этот полуавтомобиль-полутрактор, нужно действительно приложить смекалку и толику творчества. Во-вторых, колея, по которой предстояло пробираться, была неплохо укатана, отчего ее преодоление не составило бы труда и на менее приспособленных к снежному оффроуду колесах. Тем не менее, могу смело утверждать, что по части проходимости в глубоком снегу японские «Спайки» действительно хороши, в чем я убедился еще в прошлом году во время тестирования этих шин на Дмитровском автополигоне. На том же тесте стало понятно, что более мягкие и, казалось бы, более «гражданские» DM-V2 не сильно уступают шипованным коллегам в глубоком снегу, и даже в чем-то превосходят: на них чуть сложнее «закопаться». Это же утверждают и инструкторы международной школы внедорожного обучения Land Rover Experience, которые уже второй год катают под Яхромой зимние и летние Bridgestone. Конечно, параметр снежной проходимости зависит от самой снежной субстанции — снег может иметь самые разные  свойства. Мне же понятно было одно: в тех условиях, в которых проходили тесты, оба «Бриджстоуна» «гребут» как надо.

Шипы против «липучки»: какие зимние шины лучше и почему

Чего не скажешь про смешанные скоростные участки, проходить которые предстояло уже на куда более комфортных «Рендж Роверах». После утилитарнейшего «дефа» к поистине гуманной эргономике и вальяжно-утонченной манере движения премиального Range Rover пришлось действительно привыкать! Вообще, управлять старшим «Ренджем» на почти что раллийном треке крайне забавно: подвеска ловко переваривает легкие прыжки и ухабы, изредка постукивая на отбое; 340-сильного мотора, понятное дело, хватает за глаза, а малые свесы и высокий клиренс позволяют не церемониться со снежными брустверами по бокам трассы.

Зимний трек представлял собой рельефную кольцевую трассу с крайне неоднородным покрытием: участки укатанного снега тут и там сменялись образовавшимися после оттепели участками со льдом. И вот здесь разница в поведении нелегких «Ренджев», обутых в разную резину, была куда более ощутима. Произвольно образовавшиеся боковые снежные отбойники играли на руку, не позволяя внедорожнику улететь с трассы: чуть переборщил со скоростью при входе в поворот, и «Рендж Ровер» тут же соскакивает с траектории и, выплывая мордой наружу, упирается в бруствер. Инструкторы сразу оговорили, что систему стабилизации отключать категорически запрещено — эффективно и даже эффектно мчать по треку можно и в гармонии с системой безопасности. Именно поэтому готовиться к соскальзыванию лучше заранее: сбрасываешь газ до входа, при необходимости подтормаживаешь, позволяя внедорожнику чуть заскользить кормой, и на прямых колесах снова добавляешь газ. И если на укатанном и глубоком снегу разница между «бриджами» была едва уловима, то здесь — безоговорочная победа шиповок: на ледовых участках на большой скорости машину куда легче было ловить и осаживать именно на Spike-01, в то время как на DM-V2 приходилось активно искать островки снега для лучшего зацепа. Впрочем, будь на улице более низкая температура, разница в поведении шин сократилась бы: чем ниже температура, тем лучше себя проявляют фрикционные шины.

Шипы против «липучки»: какие зимние шины лучше и почему

Дело в том, что при околонулевой температуре сцепление со льдом осложняется образующейся водяной пленкой, и если для шипов это не проблема, то даже продвинутый пористый резиновый состав Multi-Сell Compound на DM-V2 не всегда в силах «откачать» всю влагу из пятна контакта.

На фрикционных шинах также проводилось фигурное вождение: на «Эвоках» здесь нужно было справиться со «змейкой» и «переставкой». Впечатления от шин примерно те же, что и в случае с «Ренджами», разве что «Эвок» легче и проворнее, а трасса — ровнее и предсказуемее. Поэтому и нащупывать грань сцепления колес со снежно-ледяным покрытием оказалось проще: срываешь кроссовер в скольжение и короткими движениями руля в околонулевой зоне ловишь зацеп, плавно прописывая дугу поворота. Особенно запомнился маневр «полицейский разворот»: не ожидал, что «Ленд Ровер» с автоматической коробкой передач столь играючи справится с этой задачей. Научиться этому может, в принципе, каждый: разгоняемся задним ходом где-то до 40 км/ч, поворачиваем шайбу АКП в нейтраль, резко выворачиваем на 360° руль, и когда автомобиль уже выбросил по инерции тяжелый передок, включаем «драйв», продолжая движение. Затрудняет такой маневр разве что неважная обзорность назад у Evoque, но в остальном упражнение выполняется легко.

Шипы против «липучки»: какие зимние шины лучше и почему

В снегу разница между DM-V2 и Spike-01 не столь критична, но на льду, особенно «теплом» — безоговорочная победа шиповок

Другие дисциплины были не столь показательными: преодоление крутых фронтальных и боковых бетонных склонов мало отличалось от такой же процедуры, проводимой, скажем, при дождливой летней погоде: знай себе регулируй плавно скорость движения, а остальное Discovery 4 сделает за тебя. Кажется, вот-вот «диско» заскользит на 45-градусном подъеме и скатится, а он, чертяка, продолжает ползти. Та же ситуация и с боковыми 35-градусными уклонами, и с крутыми спусками, на которых активно помогает система спуска с горы, — везде «Ленд Ровер» чувствует себя как рыба в воде, за что отдельное спасибо продвинутой внедорожной системе Terrain Response. Что ж, похоже Land Rover и Bridgestone отлично друг друга дополняют — сотрудничество вышло явно плодотворным. А что до выбора между «липучкой» и шипами, то я лишний раз убедился в давно сложившемся у меня убеждении.

Шипы против «липучки»: какие зимние шины лучше и почему

На бетонных косогорах обе модели шин обеспечивают одинаково хороший «держак»

Фрикционные «бриджи» сильно прогрессировали в последние годы, как, впрочем, и шиповки. Применительно к внедорожникам обе модели обеспечивают отличную снежную проходимость. Особенно радует выдающаяся прочность боковины: «Бриджстоун» — один из немногих производителей, кто уделяет такое внимание тестам на ударопрочность, что подтверждается многочисленными реальными отзывами. Однако разница между шипованными и фрикционами  шинами все еще существует: «шиповки» ведут себя надежнее на ледовых покрытиях, особенно на «теплом» льду, когда велика вероятность образования водяной пленки. Основной недостаток, на мой взгляд, — худший акустический комфорт и зависимость состояния шипов от условий эксплуатации. Фрикционные шины на порядок комфортнее в эксплуатации, но предъявляют большие требования к профессионализму водителя на скользких покрытиях. Что до езды по асфальту, миф о «скользкости» шипованных покрышек давно  разрушен профессиональными тестами. В любом случае, залог безопасности в большей степени зависит не от типа шин, а от уравновешенного и безопасного вождения.

Читать по теме: что означает маркировка шин >>>

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное