Гараж

Главная  /  Гараж  /  Рейтинг токсичности автомобильных интерьеров

Рейтинг токсичности
автомобильных интерьеров

Американские экологи проверили салоны популярных машин и пришли к шокирующему выводу: многие из них выделяют вредные вещества представляющие серьезную опасность для здоровья пассажиров

Замеры проводились с помощью портативного рентгеновского спектрометра

Забеспокоились и те, кто пользуется автомобилем ежедневно — считай вся Америка. Оказывается, детали автомобильного салона, такие как, скажем, рулевые колеса, обивки сидений и дверей, ковры и панели приборов, могут выделять токсичные вещества. ≪Запах нового автомобиля≫ должен не радовать, а пугать: испускаемые обивкой ароматы при их вдыхании могут вызвать врожденные дефекты у будущих детей, слабоумие и даже рак. Поскольку средний американец проводит в машине не менее полутора часов в день, токсичность салона становится для него главной ≪дыхательной проблемой≫. Если переместиться на нашу грешную территорию, к запахам обивок добавляются не очень-то нейтрализованные выхлопные газы. Особенно в многочасовых пробках. Очень по-русски: дышать — так полной грудью.

Размещающийся в штате Мичиган независимый экологический центр на протяжении нескольких лет проводит инструментальную оценку токсичности автомобильных салонов, ежегодно публикуя результаты и составляя рейтинги как самых опасных, так и наиболее ≪здоровых≫ машин, продающихся и эксплуатируемых в США. Последнее уточнение не следует забывать тем, кто захочет прочитать более подробную информацию на сайте центра: ≪американское≫ исполнение одной и той же модели может отличаться от ≪европейского≫ и ≪азиатского≫.

На сайте можно ознакомиться и с методикой проведения замеров. Мы, забегая вперед, отметим лишь, что итоговая оценка ≪5≫ в рейтинге означает ≪очень опасно≫, а ≪0≫ — ≪почти безопасно≫. А идеала не бывает.

ВСЯ ТАБЛИЦА

Хотел всуе помянуть Дмитрия Ивановича, но наш великий химик, возможно, и не догадывался, какой гадостью будут в наше время потчевать сидящих в автомобиле автопроизводители: к неорганическим ядам добавились новые органические. Огласим весь список. Заранее прошу прощения у профессиональных химиков за возможные неточности перевода: названий отдельных органических ядов не удалось найти даже в специальных словарях.

Элементы внутренней отделки автомобиля содержат химикаты, которые добавляются в процессе производства для придания материалам специфических свойств, таких как жесткость, износостойкостьи стойкость к возгоранию. Многие из этих веществ с материалом химически не связаны, в результате чего постепенно выделяются в окружающую среду. Тепло ускоряет этот процесс, а ультрафиолетовое излучение способно видоизменить выделения, сделав их более токсичными. Эти химикаты вдыхаются и заглатываются вместе с пылью водителем и пассажирами, вызывая аллергию и другие острые реакции, а при длительном воздействии, помимо уже названных болезней, еще и интоксикацию печени.

Эти же вещества могут продолжать отравлять окружающую среду и после того, как выработавший свое автомобиль отправится на свалку. В процессе утилизации многие пластики и другие неметаллические материалы перемалываются в крошку и либо зарываются в землю, либо сжигаются. В первом случае страдает почва, во втором — воздух.

В автомобилях используется длинный список соединений, оказывающих негативное воздействие на человека и живую природу. Экологический центр сделал предметом своих исследований химикаты, содержащие бром, хлор, свинец и другие тяжелые металлы, аллергены и канцерогены. Все эти химические элементы и их соединения подрывают здоровье человека и могут накапливаться в организмах и окружающей среде. На этот выбор повлияло и то обстоятельство, что все эти вещества легко обнаружить неразрушающими способами анализа, что позволило центру не приобретать новые автомобили в качестве образцов, а пользоваться ≪заемными≫. Кроме того, применение этих веществ ограничивается многочисленными стандартами, нормами и соглашениями. Как национальными, так и международными.

Итак, помимо прочих отравляющих веществ, присутствующих в воздухе над дорогами с автомобильным движением, в салонах автомобилей могут присутствовать и специфические ≪внутренние≫ токсины.

Обнаружение брома скорее всего свидетельствует об использовании автопроизводителем бромистых замедлителей горения (brominated flame retardants — BFR). Их применяют несколько.

Один из наиболее распространенных в США замедлителей горения — декабромдифенил-эфир (decabrominated diphenyl ether — decaBDE, или deca). Его используют не только в автомобилях, но и во многих других изделиях, включая мебель, матрасы, телевизоры и компьютеры. В полимеры его добавляют до 10–15 % по весу. ≪Дека≫ всегда используется вместе с трехокисью сурьмы (сурьмянистым ангидридом). Ее механически примешивают к пластику, из которого она высвобождается в течение всего срока службы изделия. Сегодня она присутствует повсеместно — в домах, офисах и даже на улицах. Под воздействием ультрафиолетовых лучей ≪дека≫ может разлагаться на еще более токсичные пента- и октабромдифенил-эфиры, выведенные из оборота государственными организациями здравоохранения и мировым автопромом. Но и она сама, накапливаясь в живых организмах, предположительно вызывает разрушение гормонов щитовидной железы, снижение способности к обучению и ухудшение памяти, изменения поведения, ухудшение слуха, сокращение выработки спермы, непоправимые пороки развития и рак. Угрожает ≪дека≫ даже еще не родившимся детям: проникая сквозь плаценту, она нарушает развитие нервной системы плода.

Тетрабромбисхенол А (tetrabromobishenol A — TBBPA) также используется в больших масштабах. В основном в платах электронных устройств и в акрилонитрил-бутадиен-стироле, более известном как АБС-пластик (acrylonitrile butadiene styrene — ABS). Из пластика он выделяется в окружающую среду с интенсивностью, зависящей от способа производства. TBBPA может нарушать работу щитовидной железы и иммунной системы, влиять на гормональный уровень. Примечательно, что электронные компании за последние годы отказались от использования этого замедлителя горения практически полностью.

Гексабромциклододекан (hexabromocyclo dodecane — HBCD) применяется в экструдированном пенополистироле и в мебельном обивочном текстиле. Его производство стало расти после запрета пента- и октабром-дифенил-эфиров, введенного Европейским Союзом. HBCD очень интенсивно накапливается в организме, он обнаруживается даже в грудном молоке, растет его концентрация и в природной среде. Ряд лабораторных исследований обвиняют вещество в патологическом воздействии на щитовидную железу и умственные способности.

Но запрета на его использование пока нет. Хлор в салон чаще всего выделяет поливинилхлорид, или ПВХ (PVC) — очень распространенный пластик, требующий осторожности на всех этапах своего жизненного цикла. Мономер и диоксин винилхлорида, используемые в качестве исходного сырья, вызывали рак не только у занятых на производстве рабочих, но и у людей, живущих по соседству с химическим заводом, и даже у дикой и домашней живности, обитающей рядом.

Изготовленные из ПВХ детали отслуживших свой срок машин с трудом поддаются переработке, а потому зачастую дробятся и зарываются либо сжигаются. Выделяющиеся и образующиеся при этом вещества отравляют всю округу.

Гибкие ПВХ часто содержат пластификаторы или мягчители, именуемые фталатами (phthalates), которыепостоянно ≪газят≫ и накапливаются на частицах пыли и на стеклах, вызывая ≪запотевание≫ последних. Один из самых распространенных фталатов — диэтилгексил-фталат (di-ethylhexyl phthalate — DEHP) — связывают с несколькими серьезными проблемами со здоровьем. Среди них — онкология, пороки развития органов мочеполовой системы, как у мужчин, так и у женщин, преждевременные роды и атрофия яичек. Есть свидетельства поражения половых органов, в т. ч. яичника, щитовидной железы, почек, крови. Опыты на животных показали, что, проникая через плаценту, DEHP или продукты его разложения достигают плода, вызывая врожденные дефекты и структурные изменения в костях, мозге, печени и почках молодых особей, а иногда и смерть плода.

Другой частый пример использования хлора в пластиках — хлорпарафины, наиболее распространенные алифатические хлорсодержащие замедлители горения. Их добавляют в пластики, включая ПВХ, ткани, краски и покрытия.

Свинец иногда используют в качестве добавки к пластикам, грузиков для балансировки колес и припоя. После введения ограничений Евросоюза, его использование существенно сократилось.

Его длительное воздействие замедляет рост детей, разрушает их почки и мозг, вызывает проблемы с учебой и поведением. У взрослых свинец повышает кровяное давление, приводит к проблемам с почками и репродуктивными органами, нервным расстройствам и другим болезням. Считается, что свинец — опасный канцероген. При ненадлежащей утилизации он отравляет воду, почву, воздух и все живое.

В DecaBDE и другие замедлители горения для повышения огнестойкости часто добавляют сурьмянистый ангидрид. Сурьма также используется в качестве катализатора при производстве полиэфиров.

В штате Калифорния, славящемся строгостью экологических норм, сурьмянистый ангидрид относится к канцерогенам. Агентство по изучению рака и Евросоюз более осторожно называют его ≪вероятным канцерогеном≫. В длительных опытах у животных, вдыхавших очень слабые концентрации сурьмы, возникало раздражение глаз, выпадение шерсти, разрушение легких и проблемы с сердцем. Более высокие концентрации вызывали у животных проблемы с оплодотворением и рак легких.

Мышьяк в автомобильной промышленности используется в обивочных тканях в качестве биоцида, т.е. вещества, убивающего скапливающиеся в обивке бактерии и микроорганизмы. Мышьяк известен как канцероген. Доказано, что с ним связано возникновение рака легких, кожи и мочевого пузыря. Также он может вызывать раздражение кожи, изменения состава крови, болезни сердечнососудистой системы и разрушение гормонов.

Соединения хрома используются для дубления обивочных кож. Как правило, это менее токсичный трехвалентный хром. Им обрабатывается 90 % кожи для сидений. В оставшихся 10 % может оказаться его крайне вредный четырехвалентный собрат. Соединения хрома могут выделяться из ткани в течение всего срока службы автомобиля, становясь причиной приступов астмы и других аллергических реакций, раздражений кожи и нарушений работы почек. Есть свидетельства, что хром может вызвать рак мозга, крови, желудка и других органов, нарушить деятельность иммунной и мочеполовой систем.

Кобальт служит катализатором при производстве полиэтилена и других пластиков. Используется он и как пигмент для краски. В микроконцентрациях он даже нужен человеческому организму. Токсичность у кобальта ниже, чем у многих других металлов, но в больших дозах и он может вызвать расстройства здоровья. Как аллерген он провоцирует приступы астмы и кожные высыпания. Некоторые его соединения Международное агентство по изучению рака считает ≪вероятным канцерогеном≫. Длительное воздействие малыми дозами приводит к повреждению сердца, печени, почек, крови и панциря подопытных животных. С кобальтом может быть связано ухудшение слуха, нарушения функций легких и щитовидной железы. Есть свидетельства, что он вызывает рак легких и кожи, разрушает желчный пузырь.

Медь в тканях и пластиках находит себе несколько применений. Ее ионы часто добавляют в полиэфирные и другие натуральные и искусственные ткани (от хлопка до капрона, полипропилена и нейлона), чтобы защитить их от бактерий, грибков и запахов. В этой роли медь можно найти в обивках и ковриках. Она может применяться в комбинации с замедлителями горения для снижения токсичности выделяющихся при горении газов.

Медь как микроэлемент требуется всему живому, но ее избыток бывает вреден. Длительное воздействие медной пыли ведет к раздражению слизистых носа, рта и глаз и вызывает головные боли, головокружение, рвоту и диарею. Избыток меди может вызвать повреждения печени и почек и анемию. Дети более чувствительны к меди, нежели взрослые.

Никель находит широкое применение в автомобиле, в т. ч. в электронных платах и компонентах, батареях, клапанах и т. п. Все больше добавляют его и в пластики. Опасен он прежде всего аллергическими реакциями. 10–15 % населения чувствительны к никелю. Реакцией могут стать астма и раздражения кожи. Некоторые соединения никеля признаны канцерогенами, под подозрением и чистый металл.

Ртуть является катализатором реакций получения полимеров, ее низкие концентрации обнаруживаются во множестве разнообразных деталей салона автомобиля. Ртуть способна накапливаться в организме. Длительное воздействие больших доз метил- и фенил-ртути вызывает изменения поведения и повреждает почки, желудок, толстую кишку, систему кровообращения и репродуктивные органы у животных. Но больше всего страдает нервная система. Даже от меньших концентраций. Возрастает риск выкидышей и мертворождений. Провоцирует ли ртуть рак, неизвестно.

Органические соединения олова используются как катализаторы при производстве вспененного полиуретана, как термостабилизаторы ПВХ при производстве пластика и как фунгицидные и бактерицидные добавки в ткани и пластики.

Попасть под их воздействие можно при прямом контакте с изделиями из ПВХ, полиуретана и прочих пластиков, а также при вдыхании пыли этих материалов.

Вдыхание, проглатывание или кожный контакт с некоторыми органическими соединениями олова могут нарушить функции мозга и нервной системы, воздействовать на иммунитет и репродукцию. Некоторые соединения при прямом контакте вызывают раздражение кожи и глаз.

Присутствуют в салонах и другие загрязнители. Если с летучими углеводородами-растворителями вроде бензола, этилбензола, толуола, ксилола и стирола все ясно — они вызывают рак, то с прочими летучими органическими соединениями и пылью дело обстоитсложней: это может быть что угодно. Особенно если автомобиль уже эксплуатировался. Отметим лишь результаты двух исследований, косвенно связанных с нашей сегодняшней темой.

Экологи выяснили, что концентрация летучих органических соединений в салоне автомобиля значительно выше, чем в жилищах, и в 2–3 раза превышает показатели других видов транспорта. Зато их концентрация в шоу-румах автодилеров иногда бывает до 12 раз выше, чем на улице перед ними.

Для полноты картины стоило бы добавить всю ту гадость, что туманом висит над дорогой, но американские экологи для точности результатов работали только с девственно ≪чистыми≫ новыми автомобилями.

ТЕСТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Методика и оборудование тестов, как уже было сказано, очень подробно описаны на сайте. Там же приведены результаты поэлементной спектрометрии и сводные сравнительные таблицы для более 900 моделей автомобилей последних лет выпуска. Мы же ограничимся ≪особо отличившимися≫, занимающими самые верхние и самые нижние строки рейтинга.

По результатам минувшего года лучший экологический рейтинг у Honda Civic 2012 модельного года (результат — 0,46), худший — у Mitsubishi Outlander Sport 2011 модельного года (3,17). В салоне Civic не использованы бромистые замедлители горения и ПВХ, низок уровень тяжелых металлов и металлических аллергенов. Зато в Mitsubishi Outlander бромистые и сурьмяные замедлители горения найдены и в сиденьях, и в центральной консоли, кожа на нескольких компонентах обработана хромом, а в материалах сидений свинца обнаружено более 400 промилле, притом что стандарт Oeko-Tex 100 для тканей и кожи допускает лишь 1 ппм. Компания Honda в рейтинге HealthyStuff.org лидирует с 2007 года, в 2011–2012 годах в аутсайдерах ходила Hyundai-KIA.

Краткие результаты исследований представлены в таблицах и графиках. Позволим себе несколько маленьких дополнений.

≪Атмосфера≫ салона зависит от происхождения машины. В автомобилях, собранных в Азии, используется меньше ПВХ (в Японии и Корее — на 50 %).

В европейских машинах ПВХ вдвое больше, чем в сработанных в других частях света. Зато в Старом Свете в пластики добавляют наименьшее количество бромистых замедлителей горения. Северная Америка по сокращению использования хлора и брома отстает и от Европы, и от Азии. США имеют самую слабую систему регулирования содержания химикатов в потребительских товарах.

В то же время наметилась мировая тенденция снижения использования ПВХ: в исследовании 2011–2012 годов 17 % автомобилей (34 модели) не имели этого пластика в салонах. Показатель компании Honda — 83 % без ПВХ. Меньше всего поливинилхлорид использовали Honda, Suzuki и Mazda, больше всех — Daimler AG, Saab и Volvo.

Улучшили свои показатели VW (+42 %), Mitsubishi (+38 %) и Ford (+30 %), ухудшили — Daimler AG (-29 %) и Volvo (-13 %).

В банке данных HealthyStuff.org числится более 100 автомобилей 2006–2012 модельных годов, не имеющих деталей из ПВХ в салоне.

Мы не ставили целью указать на ≪экологические изъяны≫ конкретных моделей, а просто затронули и проиллюстрировали проблему, над которой едва ли задумываются многие. Ответы на свои практические вопросы ищите на сайте.