Top.Mail.Ru
Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами

фото: автора / 20.06.2023
Автобус везет меня вдоль корпусов бывшего завода Nissan, который теперь называется «Лада Санкт-Петербург». На задворках виднеются несколько покрытых пылью «Кашкаев» – память о прежних хозяевах предприятия. Площадки-накопители, где обычно хранятся машины перед отправкой дилерам, пока стоят пустыми, но скоро их начнут заполнять кроссоверами Lada новой модели X-Cross 5, которая появилась на свет благодаря китайцам.

Максим Федоров

То, что X-Cross 5 – это FAW Bestune T77 под логотипом Lada знают все, но официально АВТОВАЗ об этом не говорит. Более того, компанию, которая помогла запустить производство этих кроссоверов в Питере, даже не называют китайской – во всех пресс-релизах это «восточный партнер». Таковы новые правила игры под названием «как избежать вторичных санкций», в которую сейчас играют многие зарубежные производители в России.  

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
В таком виде кузов приходит из Китая. На конвейер его закатывают вручную, а далее кузов движется на подвесе.

Поэтому и «Москвич» никто официально не признает за JAC, хоть это секрет Полишинеля. Причем в плане маскировки ему повезло больше: форма логотипа JAC и «Москвича» совпадают, поэтому российское лого появилось не только на кузове, но и на руле. А вот на руле Lada X-Cross 5 ладью мы увидим нескоро: под логотипом здесь находится водительский эйрбэг, поэтому потребуется не только изготовить новую накладку, но и испытать ее на безопасность.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Чтобы на руле появилась фирменная ладья Lada, нужно разработать и испытать новую пластиковую накладку, под которой находится подушка безопасности.

Кстати, по сравнению с перезапуском производства на бывшем столичном заводе Renault, где «Москвичи» вначале катали на тележках, и лишь потом запустили конвейер, в Питере сразу перешли к конвейерной сборке. Почему на «Москвиче» не сделали также? Сергея Захарченко, директора производства завода «Лада Санкт-Петербург», такое решение тоже удивило. За его плечами опыт работы и на заводе в Тольятти, где он курировал линию B0, и в Ижевске, где запускали «Весту» (быстрота подготовки площадки к выпуску новинки позволила «отобрать» эту модель у коллег из Тольятти), и на московском заводе «Рено Россия». По его словам можно было адаптировать реношный конвейер под «Москвичи» и не мучиться с тележками – в конечном итоге вышло бы дешевле, хотя и дольше. Но столичным властям нужно был запустить завод как можно скорее, поэтому с расходами особо не считались…

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Завод Nissan изначально был заточен под выпуск машин разных габаритов и классов, построенных на разных платформах. Это сыграло АВТОВАЗу на руку и позволило быстро адаптировать конвейер под новую модель Lada.

Впрочем, завод в Питере тоже перезапустили в рекордные сроки. Изначально говорилось, что сборка машин здесь возобновится осенью – об этом стало известно еще в начале февраля, когда АВТОВАЗ приобрел за 1 евро 99% доли в уставном капитале «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС». Причем сделка прошла не напрямую, а через «прокладку» в виде ФГУП НАМИ, чтобы отвести АВТОВАЗ от возможных санкций. Уже тогда говорилось о планах выпуска на питерском заводе «новых моделей Lada в сегментах С и D». При этом официальный запуск конвейера состоялся гораздо раньше запланированного срока, 17 июня – в последний день ПМЭФ, где присутствовал Владимир Путин. Сам президент на завод не приехал, но губернатор Петербурга и глава Минпромторга здесь отметились. Также завод посетил шеф АВТОВАЗа, Максим Соколов, и предводитель ЛДПР Леонид Слуцкий, заявивший, что он будет первым покупателем Lada X-Cross 5.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Перезапуск питерского завода Nissan вряд ли был бы возможен без поддержки Минпромторга и правительства города.

На все это действо смотрел коллектив из нескольких десятков заводчан: с их формы срезали надписи Nissan, но бирки Lada еще не пришили. Они искренне благодарили за то, что АВТОВАЗ совместно с правительством Петербурга сумели сохранить рабочие места. Кстати, зарплату им тоже сохранили. И весь год, что завод находился в простое, работникам платили 2/3 оклада, при этом они могли просто сидеть дома. Не удивительно, что оставаясь в штате предприятия, многие нашли подработку на стороне.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Рабочая форма - ниссановская, но уже без знаков различия.

Когда новый владелец объявил о том, что завод возобновляет работу, вернулись на конвейер не все, но большинство осталось. Всего в штате «Лада Санкт-Петербург» сейчас числится около полутора тысяч человек, но в первый официальный день работы завода на конвейере было занято в разы меньше людей – похоже, что основной человеческий резерв еще ждет своего часа. Как и резерв мощностей самого предприятия, которое даже при Nissan работало вполсилы.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами

«На модернизацию конвейера и складского комплекса у нас ушло всего три месяца. Причем мы не разрушили то, что было до нас, а сделали лучше. Сейчас на линии можно собирать модели различных сегментов, и даже те, что выпускались здесь раньше» - говорит Сергей Захарченко.

То есть, если Nissan решит вернуться в Россию, проблем с возобновлением выпуска японских кроссоверов на питерской площадке не будет. Ведь согласно договору, в течение шести лет с момента заключения сделки японцы вправе выкупить свой завод обратно. Вот только вернутся ли они? Сейчас в это верится с трудом. С другой стороны, шесть лет – большой срок, и за это время может многое измениться. По словам Сергея Захарченко, японцы оставили завод в хорошем состоянии. Все оборудование рабочее, хотя и отключено от корпоративной сети Nissan. Но проблему с ПО уже решили и со следующего года здесь планируется запустить цеха сварки и окраски кузовов, а также цех по производству пластиковых элементов, где раньше отливали бамперы для «Икстрейлов» и «Кашкаев».

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Двигатели подвозятся к сборочной линии на роботизированных платформах.

Сейчас кроссоверы производятся методом крупноузловой сборки из полуразобранных машин, которые везут к нам в 40-футовых контейнерах из Китая. Пока используется сухопутный логистический путь, но позднее контейнеры хотят поставлять по морю – так дешевле, да и само месторасположение завода, соседствующего с несколькими портами, этому благоволит. В контейнер влезает четыре кузова, но еще отдельно везут все прочие компоненты, поэтому в среднем выходит 3,2 машины на контейнер. Так что выигрыш в стоимости доставки, по сравнению с уже собранными автомобилями, есть и немалый.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Китайский турбомотор никак не адаптировали для России, хотя его мощность можно было бы снизить до 150 л.с. и тем самым уменьшить транспортный налог.

А еще машинокомплекты обычно растамаживают по льготной ставке. Но даже при таком раскладе стоимость готовых машин, завезенных напрямую из Китая, с учетом всех налогов и сборов, выходит не сильно выше. Поэтому пока утильсбор на иномарки не поднимут до заградительного уровня, собирать машины в России будет не выгодно – об этом говорят не только на АВТОВАЗе, но и на других отечественных автозаводах. Но, для начала, нужно насытить рынок, чтобы сбить дефицит и умерить аппетиты дилеров, накручивающих цены на ходовые модели…

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Перед установкой на машину подвеска размещается на специальном стапеле

К готовому кузову на заводе прикручиваются передний и задний подрамники с пружинами и амортизаторами, ставится мотор с трансмиссией, система выпуска и заливаются технические жидкости. Ну и «вишенка на торте» – установка на решетку радиатора логотипа с ладьей. Его, как и шильдики на двери багажника, делают в Сызрани и это пока единственные российские компоненты Lada X-Cross 5. Более углубленная локализация начнется со следующего года, причем приоритет будет отдан местным поставщикам. АВТОВАЗ уже разослал предложения производителем автокомплектующих из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и теперь ждут от них ответ. Если не срастется с местными компаниями – будут привлекаться производители из других регионов.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Так происходит «женитьба» кузова и подвески

Первыми в очереди на импортозамещение стоят аккумуляторы, шины, колесные диски и стекла – с ними проблем точно не будет. Запустить штамповку кузовных панелей в России – тоже вполне по силам. А вот с электроникой, двигателями и коробками передач уже сложнее: их локализация потребует колоссальных затрат. Хотя игра стоит свеч. Так 1,5-литровый турбомотор мощностью 160 л.с., который ставят на X-Cross 5 в паре с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями, мог бы прописаться под капотом и других моделей Lada. Но запустить моторный завод, не говоря уже о производстве «роботов», не только очень дорого, но и долго. И на АВТОВАЗе пока так далеко за горизонт не заглядывают.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Планов по локализации китайского турбомотора у АВТОВАЗа пока нет

Текущая задача – загрузить конвейер, сохранив рабочие места и квалификацию специалистов, и наращивать объемы производства. В этом году планируется выпустить около 10 тысяч Lada X-Cross 5. В следующем – уже 30 тысяч машин, причем трех моделей (добавится еще один кроссовер и седан D-сегмента, также FAW), а в 2025 году предприятие «Лада Санкт-Петербург» должно выпустить уже 50 тысяч автомобилей. Примерно столько же выпускал здесь Nissan в лучшие годы. Но даже это – меньше половины проектной мощности завода (22 автомобиля в час в три смены), который строился в «тучные» времена, когда российский авторынок рос как на дрожжах и должен был стать крупнейшим в Европе. И, может быть, когда-то станет. Ведь уровень автомобилизации в России пока далек от уровня европейских стран, не говоря про США. И деньги у людей есть – нет достаточного количества автомобилей в самом востребованном сегменте от миллиона до двух миллионов рублей. Правда, новый кроссовер АВТОВАЗа в этот сегмент не попадает.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Бедных комплектаций у Lada X-Cross 5 не будет: уже в «базе» кроссовер идет на литых дисках и со светодиодной оптикой

Сколько будет стоить Lada X-Cross 5? Точных цен и комплектаций первого в истории «Лада» автомобиля С-сегмента, пока нет – они будут объявлены ближе к осени, когда запланирован старт продаж. Те не менее, представители АВТОВАЗа раскрыли ценовой диапазон, к которому будет относиться их новый кроссовер – это 2-2,5 млн рублей, в зависимости от оснащения. При этом уже в «базе» новинка будет хорошо «упакована»: у нее будут легкосплавные диски, климат-контроль, электронная приборная панель, медиацентр и многое другое. Кстати, цена FAW Bestune T77 тоже находится в этом диапазоне, но у модели российской сборки будет ряд преимуществ перед китайским аналогом – это более широкая дилерская сеть, собственные маркетинговые программы АВТОВАЗа, а также возможность включения Lada X-Cross 5 в госпрограммы по субсидированию покупки новых машин. Ну и силу бренда тоже не стоит списывать со счетов: «Ладу» знают в каждом уголке России.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами
Первый кроссовер Lada питерской сборки уже забронирован главой ЛДПР

При этом для самого АВТОВАЗа это проект не несет очевидной финансовой выгоды, ведь даже в бытность Nissan питерский завод только один год не был убыточным. А ведь помимо «Лада Санкт-Петербург» АВТОВАЗ планирует оживить еще два автозавода: совместно с новыми «восточными партнерами» будет запущено производство на предприятии «Лада Ижевск» и на бывшем СП GM-AvtoVAZ в Тольятти. В чем смысл, если, проще завозить машины напрямую из Китая? Очевидно, что главная цель масштабных инвестиций АВТОВАЗа – это сохранение существующих и создание новых рабочих мест, причем не только на своих заводах, но и на предприятиях поставщиков. Одновременно с этим должны расти компетенции российских специалистов, чтобы мы научились создавать и производить современные отечественные автомобили, а не только ставить колеса и клеить новые логотипы на иномарки.

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами

Что еще почитать:

Сколько будет стоить китайская «Лада»: названа цена Lada X-Cross 5

АВТОВАЗ купил завод Nissan за… 76 рублей

Застой автопрома: почему за 10 лет в России не создали ни одной новой легковушки?

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Айбулат:

    Производство таких машин — позор

Статьи по теме
Популярное