Top.Mail.Ru
Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел

фото: автора / 09.08.2023
Посещение автомобильного завода, особенно если это далеко не первый визит на предприятие отрасли, не всегда позволяет отыс­кать в отлаженном и стандартизированном производственном процессе некую изюминку. Но не в этот раз...

Станислав Шустицкий

Моя нынешняя поездка на расположенный в Калининградской области АВТОТОР отличалась от всех прошлых посещений автозаводов. И то, что я здесь увидел и услышал, достойно подробного рассказа.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел

ВЧЕРА

Самым «урожайным» для «АВТОТОР Холдинга» был 2019 год, когда с конвейеров завода сошло 213 153 автомобиля. Продукция была представлена тремя марками: BMW, Hyundai (включая коммерческий транспорт) и Kia. Причем «корейцы» собирались здесь по полному циклу. Дальше — меньше, сначала два года, прошедших под знаком COVID-19, а год 2022‑й, сопровождавшийся известными событиями, завершился выпуском 54 129 автомобилей, 76 % из которых были представлены брендом Kia. Пять сварочных линий на двух этажах цеха, уникальная контрольно-измерительная машина, в программу которой загружается математическая модель конкретного кузова, и роботизированный комплекс несколько часов скрупулезно проверяет его геометрию, прессы для штамповки кузовных деталей… Все это в сегодняшних реалиях уже не востребовано? Отнюдь нет — все мощности в полной боевой готовности и находятся в режиме ожидания, а перенастройка производства под сварку других кузовов много времени не займет. Важно включиться в процесс в нужное время.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
И новый современный сборочный участок, и цех сварки кузовов полностью готовы к работе.
Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел

Вот что говорит о локализации и возобновлении сборки автомобилей по полному циклу председатель совета директоров ООО «АВТОТОР Холдинг» Валерий Горбунов: «Уже сегодня в формате полного цикла при двухсменной работе мы можем выпускать 160 000 автомобилей. Важно, чтобы к такому количеству был готов рынок». Из того, что говорил Валерий Горбунов, понятно, что от повышения уровня локализации на АВТОТОРе не отказываются, тем более что в холдинге подтвердили намерение выполнить все обязательства в рамках Специального инвестиционного контракта. Важно все это делать постепенно и в полной гармонии с экономической выгодой. А вот и еще один сборочный участок, претендующий на определение «завода-призрака»: здесь готовилась сборка автомобилей BMW моделей X5, X6 и X7, а запустить производство предполагалось 15 марта 2022 года. В технологическом плане это уникальный участок, на котором можно создавать любые модели, подходящие по техническим параметрам, так что переговоры с новыми партнерами о возобновлении производства здесь, в «призрачном» цехе, уже ведутся.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел

СЕГОДНЯ

В сборочных цехах АВТОТОРа работа кипит — здесь собираются девять моделей (включая коммерческий транспорт) автомобилей китайских брендов Kaiyi, BAIC и SWM. Скоро обещают запустить и десятую модель, а к концу года модельный ряд может вырасти до 22 наименований. Кроме того, большое внимание уделяется электрическим транспортным средствам — к примеру, 50 % выпускаемых здесь коммерческих автомобилей снабжены электрической силовой установкой. Как говорят инженеры завода, «перестройка» прошла без проблем и в штатном режиме. При этом во главу угла ставилась не скорость, с которой нужно было переоборудовать линии сборочного конвейера, а качество продукции, которая на этих линиях будет выпускаться.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
Линия сборочного конвейера заканчивается постом контроля качества.

На вопрос, сколько времени требуется на запуск конвейера для сборки новых моделей, специалисты АВТОТОРа говорят, что не более двух месяцев. Если честно, не зная специфики, судить о том, много это или мало, сложно, но если разобраться в деталях, то можно констатировать, что работа на предприятии была возобновлена в самые короткие сроки. Первыми были запущены модели бренда Kaiyi, и для этого пришлось адаптировать все процессы китайской сборки к нашим особенностям производства, переписать технологические карты, изготовить новую оснастку… Здесь стоит напомнить, что Kaiyi является дочерней маркой компании Chery Auto, а та в свою очередь очень активно работала с немецкими специалистами. Так что здесь налицо симбиоз китайского трудолюбия и немецкой аккуратности вкупе с высокими технологиями. Да и бренд BAIC, являющийся государственной компанией, в конструкторско-технологическом плане активно работает с Mercedes. Так что представители китайской «госприемки», присутствовавшие при подготовке своих моделей к запуску, качеству производственных линий уделяли самое пристальное внимание. Завод заработал, и в планах этого года — выпустить минимум 70 000 автомобилей, а планка следующего года поднята до выпуска не менее 100 000 штук.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
Заключительный этап проверок включает дождевальную камеру и световой тоннель.

ЗАВТРА

На самом деле «завтра» АВТОТОРа началось уже сегодня, и оно напрямую связано со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации. В рамках дополнительного соглашения к Специнвестконтракту с Минпромторгом и правительством Калининградской области «АВТОТОР Холдинг» завершает создание кластера по производству автомобилей и автокомпонентов. Сердцем комплекса (а это 12 заводов) станет площадка по сборке электромобилей, причем полностью локализованных: основная часть комплектующих будет создаваться на заводах кластера, а остальные на других предприятиях Калининградской области. Важно и то, что на новой площадке АВТОТОРа будут производиться комплектующие не только для электромобилей. Сварка и окраска кузовов электромобилей, электродвигатели, включая «начинку», литье и механическую обработку корпусов, системы управления силовой установкой и процессами в АКБ, инверторы, производство и окраска пластиковых деталей…

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
В заключение обязательные тесты на полигоне.

Отдельного внимания заслуживает литейно-механический завод, в цехах которого будет алюминиевое производство (литье под низким и высоким давлением и изготовление деталей методом экструзии), отливки из чугуна и стали, а также механическая обработка отлитых деталей. Все перечисленное будет производиться на территории нового кластера, общая площадь цехов которого составляет 60 000 м2. Здесь же будет происходить сборка аккумуляторных батарей — совместный проект «АВТОТОР Холдинга» и корпорации «Росатом», в котором поставщиком ячеек будет компания РЭНЕРА. «Пилотная» партия электромобилей будет выпущена уже в четвертом квартале этого года, а в первом квартале 2024‑го начнется серийный выпуск машин. Помимо электромобилей, на этой же площадке в цехах Балтийского завода робототехники будут выпускаться средства передвижения и реабилитации для маломобильных граждан. И если работу нового кластера считать днем завтрашним, то перспективы можно определить как ближайшие и весьма оптимистичные.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
Примеры ремоторизации: перевод автомобилей на газомоторное топливо...
Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
... и электротягу.

НОВАЯ ИНИЦИАТИВА

В Калининградской области был утвержден план мероприятий, согласно которому предполагается поэтапно переводить транспорт с двигателями внутреннего сгорания на электротягу. Так на АВТОТОРе появился термин «ремоторизация». Причины для появления этого нового направления не только экологические, что тоже важно, но, в первую очередь, экономические. Проблемы с поставками запасных частей серьезно сказались и на их цене, что серьезно влияет на стоимость владения «пожилыми» автомобилями с ДВС. В то же время, помимо технического переоснащения, в качестве бонуса участник программы ремоторизации получает льготы, которыми обладает владелец электромобиля.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
Все основные компоненты будут производиться на площадках нового кластера.

Осуществление этого проекта именно на АВТОТОРе вполне очевидно. Во-первых, здесь есть все возможности для переоборудования автомобиля в «электричку» в заводских условиях, тем более что в НАМИ уже завершена работа над сертификатом для нового стандарта, который утвержден Правительством Российской Федерации. То есть с постановкой на учет переоборудованного в заводских условиях автомобиля никаких трудностей не предвидится. Во-вторых, все узлы, связанные с электрической силовой установкой, производятся локально, а значит, и цена на них будет соответствующей.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел
Это даже не прототипы. Пока констатация факта — здесь будут производиться электромобили.

Рассматриваются и варианты использования самого дорогого компонента электромобиля — аккумуляторной батареи. Например, возможность взять ее в аренду или в лизинг. Стоимость комплекта для переоборудования будет названа после оценок всех составляющих локального производства, но, как говорили специалисты, занимающиеся этой программой, сами для себя они уже определили «красные линии», переход за которые может существенно снизить интерес к проекту. А вот что касается стоимости работ, то для конечного потребителя услуги по ремоторизации не должны превысить 100 000 рублей. Согласитесь, решение хоть и необычное, но достаточно интересное и не без перспективы.

Как собирают китайские автомобили в России: сходил на завод АВТОТОР и все увидел

Еще одно предложение, инициированное АВТОТОРом и осуществляемое в партнерстве с «Газпромом», — перевод автомобилей на газомоторное топливо, и прежде всего, на метан. Вроде бы, здесь нет ничего необычного, но главное в том, что автомобили уже на заводском конвейере будут оснащаться газобаллонным оборудованием с получением соответствующего сертификата для постановки на учет. И опять же, важные элементы установки, такие как редукторы и детали оборудования для газовых заправок (которых сейчас в стране явно не хватает), будут производиться на предприятиях нового кластера.

Что еще почитать:

В России стартовало производство китайских «джипов»: названа цена

Сравнили Kaiyi E5 и Skoda Octavia: что лучше, новый «китаец» или подержанный «чех»?

Правый руль все? Что придумали японцы, чтобы насолить России

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное