Top.Mail.Ru
Робот не виноват: кому придется отвечать за ДТП машины с автопилотом

Робот не виноват: кому придется отвечать за ДТП машины с автопилотом

14.02.2024
Минтранс определил, кого можно признать виновным при авариях с беспилотными автомобилями. На самом деле виновных может быть несколько - начиная от автопроизводителя и заканчивая дилером, но отвечать за роботизированное транспортное средство в любом случае придется человеку

Редакция

Еще, казалось бы, совсем недавно подобные вопросы с удовольствием  затрагивали фантасты. Согласно трем законам робототехники, озвученным Айзеком Азимовым, робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Это обязано быть намертво зашито в его электронных мозгах – безо всяких «если». Однако же – парадокс? – сегодня всем стало очевидно, что авария беспилотника – вполне заурядное явление. Его мозги могут быть сколь угодно хорошими, но при этом ничто не помешает ему стать участником ДТП. И не только участником, а, возможно, и виновником – почему бы нет? И вот пришла пора принимать решение по «фантастическому» вопросу: кто будет при этом виноват?

Проект соответствующего закона Минтранс доработал после общественного обсуждения. Сразу раскрываем аббревиатуру: ВАТС – это высокоавтоматизированные транспортные средства. Начиная со следующего года им должны разрешить ездить без человека в салоне. При этом отвечать за возможные последствия таких поездок будет… владелец такой машины. Конечно, он сможет жаловаться на производителя, диспетчера или дилера, однако первым в списке обвиняемых пока что решили поставить именно его. Отметим, что оформлять такие аварии без человека, то есть сотрудника ГИБДД, запрещено.

В проекте закона описаны многочисленные важные нюансы. Само собой, что в таком автомобиле должен быть навороченный регистратор. Кроме того, специальная система должна позволять дистанционно переводить его без автопилота в какое-то безопасное  и разрешенное (!) место для выхода пассажиров. (Интересно, где такое разрешенное место на М-11?) Отметим, что пока что роботам разрешат ездить  только по тем дорогам, у которых есть так называемый «цифровой двойник» (план и карта трассы, данные о состоянии дороги, ДТП, метеоусловиях и т.д., которые будут передаваться машине в режиме реального времени). К примеру, такой «двойник» уже есть как раз у трассы М-11:  Минтранс потратил 300 млн руб. на его создание. Еще документ справедливо запрещает эксплуатировать беспилотную машину, если на ней не установлены последние обновления программного обеспечения.

Впрочем, это все неинтересные мелочи, отвлекающие от главного вопроса: кто будет виноват? И вот здесь начинается, извините, тягомотина.  

Судите сами.

Итак, виноватым объявляют владельца. Тот бросится доказывать обратное. Например, что вред возник вследствие «непреодолимой силы или умысла потерпевшего». Или, что виновата система управления. Или, что виноват диспетчер, который что-то где-то вовремя не отследил. Или, что виноват дилер, который плохо обслужил машину…

А, действительно, в чем реально может быть виноват именно владелец? В какой-то «неправильной» эксплуатации этого робота? Но она должна априори недопустима: грубо говоря, если робот решит, что его плохо обслужили, то он никуда и не поедет, а диспетчеры всех мастей будут об этом знать! Задача владельца – своевременно проводить ТО, и не более того. Но если он этого не сделает, то, как мы уже сказали, робот не должен его слушаться, а потому никуда не поедет. Но сегодня  подозреваемый Номер Один – это владелец. Ну, и кто, при подобном подходе, захочет раскошелиться на такой самодвижущийся экипаж? 

Короче говоря, ответственность с владельца логично перенести на технарей, отвечающих за состояние этого ВАТС. Но это чревато тем, что они тут же потребуют мониторить состояние работа чуть ли не раз в неделю или, скажем, раз в 500 км. Это будет и неудобно, и дорого. Но дилер нести ответственность не захочет. И, скорее всего, потребует предусмотреть возможность дистанционной дезактивации робота, если что-то пойдет не так. Но к чему приведет такая дезактивация за доли секунды до вероятного ДТП?

В общем, пока что-то не верится, что у проекта будет счастливая судьба. Его должна поддержать рабочая группа «Безопасность дорожного движения», эксперты которой, впрочем, могут отправить документ на доработку: голосование пройдет на этой неделе. После этого проект поступит в правительство РФ, затем – в Госдуму. 

По плану Минтранса закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года. Оптимистично…

Робот не виноват: кому придется отвечать за ДТП машины с автопилотом

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное