Top.Mail.Ru
Почему в СССР солярка стоила дешевле бензина, а теперь все наоборот?

Почему в СССР солярка стоила дешевле бензина, а теперь все наоборот?

06.07.2023
Исторически дизтопливо в нашей стране было дешевым, однако сейчас солярка обходится значительно дороже бензина. Есть ли разумное обоснование такому ценообразованию на дизельное топливо в современной России?

Редакция

Тем, кто жил во времена СССР, любые объяснения нынешнего перекоса цен на АЗС покажутся глупыми. Потому что они прекрасно помнят: все мечтали о дизелях. И не только потому, что они экономичнее сами по себе. Основная причина была в том, что большинство огромных грузовиков с их сумасшедшим расходом топлива ездило именно на дизтопливе. Бензин стоил 8 – 10 копеек за литр, а дизтопливо частникам вообще не продавали – за ненадобностью. Но все знали – оно стоит примерно 3 копейки, причем официально. А неофициально за рубль можно было «по договоренности» заполнить любой бак. Иными словами, «соляр» был практически дармовым.

Как случилось, что самое дешевое топливо выбилось в лидеры по дороговизне? Нефтяники отвечают на вопрос привычным образом. Дескать, раньше из одной тонны нефти, в результате крекинга, получали 200 литров бензина и 300 литров ДТ, остальные же 500 – это мазут и битум, которые использовали в других целях. Сегодня же из упомянутого мазута научились также получать бензин, примерно 400 литров. То есть раньше дизтоплива получали больше, чем бензина, вот оно и было дешевым. Да и легковушек дизельных не было – значит, не было и соответствующего спроса.

Вторая причина – в качестве. Техника былых времен исправно кушала «соляр» любого качества, а сегодня появились всяческие Евро и экологические классы. Вследствие этого требования к качеству дизтоплива сильно выросли. Как и стоимость.

Третья причина роста цены – все тот же спрос. Появилось море дизельных легковушек, а дизтоплива, как уже было сказано, стало меньше – дальше начинают руководить законы рынка. Кстати, говоря, наше дизтопливо активно уходит на экспорт, что создает определенного рода дефицит на внутреннем рынке. Приобретать ДТ по оптовым ценам для АЗС становится всё труднее. В результате владельцы автозаправок вынуждены искать поставщиков в различных регионах страны, в том числе и в удаленных. Это добавляет к закупочным ценам расходы на транспортировку, поэтому итоговая стоимость подпрыгивает.

Что еще? Дизтопливо перестало быть сезонным товаром для сельхозтехники, оно стало востребованным круглогодично. Цены на ДТ растут с приходом зимы. В условиях зимних российских морозов все АЗС переходят на зимнее топливо «Арктика», которое дороже за счет добавок, не дающих ему замерзать.

Некоторые обозреватели указывают на особенности перевозки дизельного топлива по сравнению с бензином. Дескать, температура его самовоспламенения ниже, а потому процесс хранения и отправки потребителю более рискованный, особенно в жару. Но так, вообще говоря, было всегда. Неужели в СССР не обращали на это внимания?

А простейшее обоснование роста цены такое. Она устанавливается в рамках рыночной экономики, подчиняясь ее законам. Сегодня во всем мире спрос на ДТ есть. В том числе – и в США, которые сегодня являются одним из крупнейших потребителей горючего. Поэтому сегодня в самой России есть некоторая нехватка данного вида горючего. Отсюда и постоянно растущая цена.

Почему в СССР солярка стоила дешевле бензина, а теперь все наоборот?

Что еще почитать:

Обгон «паровозиком»: почему за это лишают прав?

В каких ситуациях военные могут забрать машину у владельца

Стоит ли сейчас ехать на юг на машине? Рассказываем про плюсы и минусы

Редакция рекомендует:






(19 оценок, среднее: 2,63 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

64 комментария

  1. Степан:

    А в Германии по ему дизелька дешевле? Или там дураки?

  2. Алекс:

    Скажи проще — барыги захватили власть и рулят страной!

  3. Анто:

    Автор, очнитесь. Какое СССР? В 2013 году дизель ещё стоил гораздо дешевле бензина. Хватит высасывать великие открытия там, где их нет. Кроме жадности производителей топлива и владельцев заправок, тут нет больше ничего.

  4. Слава:

    Жадность, алчность на коне

  5. Артем:

    Интересная статья!
    Но мне кажется,что дело в друзьях пу. Конкуренции нет. Есть дружеские картели,которые уфас обходит стороной. А,что до стоимости дизеля…почемуив Европе он тогда дешевле? Или там меньше легковушек на дизеле?)))

  6. Дмитрий:

    В каком СССР, афтар?
    Дизель дешевле стоил ещё в 2000х годах

  7. Дед баян:

    Есть всему этому одна причина и она написана третьей,а именно рыночный спрос ,который рулитт

    сейчас в нашей стране,а первые две сказки для взрослых,с ограниченным мышлением,бред полнейший ,что научились бензин делать больше и дешевле чем его отходы

  8. Андрей:

    Солярка в СССР -кровь экономики. Тепловозы, корабли, трактора и т. д. Для чего государству завышать цену на топливо?

  9. Дмитрий:

    Хватит ныть про то, что «какой дорогой бензин сейчас и какой он был дешевый тогда»… не ориентируемся на зарплаты конченых нищебродов и зажиточного менеджмента… в СССР заправить 40 литровый бак 80 стоило 4 рубля. В переводе на з/п какого-нибудь ведущего инженера это 37 баков, а токаря 5 разряда все 52 бака. Сейчас cool токарь получает около 200 тыр. Инженер средней руки 250 (все вариативно) 40 литров 92 стоят 2000 р. Таким образом получаем, что токарь может заправить 100 баков, а инженер 125. Я применил расчет к Москве, Питеру. Понятно, что в регионах з/п ниже. По поводу дизеля, я хорошо помню, как в ПАТП в 200 метрах от моего дома, дизельные баки грели паяльными лампами и не глушили движки двух десятков МАЗов несколько суток… был 1986 год, кажется. Экономия сомнительная, польза тоже. Сейчас в -35 дизельный Patrol заводится с полтычка после ночи, проведенной на морозе. Процесс дегидрации, добавление стабилизирующих присадок не сделало соляру дешевле. А бензин, он и в Африке бензин.

    • Анатолий:

      Клоун. Токарь даже в Москве 200 тыс. зарабатывает редко и инженер в Москве 250 тыс. редкость. Поэтому комментарий идиота.

    • Сергей:

      Да ты плохо разбирается
      А вот сельский житель который т
      тебя кормит получает 20 тыс р нефтяник простой рабочий 60т р

    • Ветус:

      Покажи токаря с окладом 200 тыр. В Твери 60 за счастье.

    • Алексей:

      Сомнительные доводы.себестоимость производства меньше,отсюда должна быть и цена.Капитализм-счастья не видать…выбор огромный а качества нет.у нас в Казахстане соляра хуже чем в Раше,и уже дороже

    • Георгий:

      Что то вы занимаетесь зарплаты, на северах люди в лёгкую за тысячу зарабатывали, простые токаря на заводе за триста, сам столько получал работая за станком.

    • Канищев геннадий:

      Юноша! До 1 апреля 1977 года,76 сто ил 6 копеек ,АИё93 9,5 копеек, такси 1 км 10 копеек, после 1 по просьбе трудящихс. я ,30 копеек 76 ,40 коп,80 тогда не было как и 92, я на пенсии но работаю ,зарплата 1 МРОТ, Кубань

    • Алекс:

      Ну ты и брешешь за токарей с з.п в 200 тыров!

  10. Алексей:

    Огромное кол-во ДТ сейчас потребляется армией. ИМХО — это одна из серьезных причин данной ситуации на рынке.

  11. Олег:

    Простая спекуляция потребность в салярке больше и цены больше. Дикий капитализм, буржуи у власти бесы рулят.

  12. Александр:

    Неморочте людям голову модными словечки логистика и тому подобными это обыкновенна спекуляции и жадность хозяев нефтевышек эта вседозволеность мешает стране развиваться а алегархов пора ставить к станки слишком много их расплодилось за счёт народа

  13. Михаил:

    Брехня. Просто посчитали сколько расходует бензиновый авто и дизельный. Чтобы получить с дизелистов такую же сумму, как и с бензинщиков. Поэтому разницы нет с каким двигателем брать авто. Но дизель в ремонте дороже.

    • Stanislav:

      Чушь не пишите по поводу зимней Арктика с какими-то незамерзающими добавками! Все с точностью наоборот в летние сорта добавляют антидитанационные парафины и прочие стабилизаторы, а вот чистая с мин.количеством добавок как раз и не замерзает!!!!

  14. Игорь:

    Сейчас рынок рулит. Покупают — значит дорожает. А потребителей солярики много. Это в СССР продавали по себестоимости.

  15. Денис:

    Государство ссучилось!!!

  16. Самат:

    Тонна нефти стоит 205тыс тенге, с тонны нефти делают 500 литров бензина, 300 солярки, 100 керосина и 100 литров битума. Навар 250% .

    • Несамат:

      Работа по переработке нефти ничего не стоит? Транспортировка её до тебя ничего не стоит? Работа АЗС, на которой оно продается, ничего не стоит? Если так выгодно, что не займешься?

  17. Удо:

    Автор, прежде чем писа́ть статьи, возьми в руки учебник русского языка и почитай правила.
    Столько грамматических ошибок, что не смог статью дочитать.

    • Шофер:

      Аватар клоун не знаешь не пиши бензин в СССР был дороже чем сейчас 1982год АИ-93 стоил 4 руб за 10 лит. А зарплата 140-160рруб посчитай?.,

      • Игорь:

        Не правда. У меня тогда был ИЖ Юпитер 3, бензин А-76 стоил 15 копеек за литр, а АИ-93 стоил 20 копеек. По сравнению булка белого хлеба стоила 20 копеек.

    • Шофер:

      Чушь несете

    • Павел:

      Сам то, что за чушь написал?

  18. Скунс:

    Банальная жадность…

  19. PereZa:

    Автор жертва ЕГЭ. Раньше действительно бензина было мало ,а салярки и сопутствующих много(до70%) … Потому , что использовался метод чайника… Обычной перегонки нефти. Когда встал вопрос об увеличении «легких» углеводородов, пришел процесс крекинга. При его применении количество каких то определённых нефтепродуктов(бензин, содяр и т.п.) зависит только от установления режимов, температуры,давления и пр. Потому стоимость производства бензина или солярки в принципе практически одинакова. Потому только спрос и жадность производителя рождает цену на нефтепродукты в продаже.

  20. Александр:

    Себестоимость производства солярки в 10-12 раз ниже, чем высокоактановых бензинов. Современная цена топлива, это спекулятивное явление, которое уничтожает экономику. В современной России экономики нет.

  21. Михалыч:

    Суки, когда нажретесь до отрыжки.

    • Филип:

      За дизтопливо чушь полная, это как объяснять что вялый лучше твердого, а у них типа проходит, потому что есть бабосы. Мы живём в стране в которой гражданам должны на заправке легковушку заправлять даром, а они выжимают бабосы с дальнобой, те же не 30-50 л. ,А гораздо больше, короче, козлы…слов нет.

  22. Виктор:

    Полный бред. Чисто бизнес, ничего личного. Практически огромная доля перевозок осуществляется большегрузным автотранспортом, личным или частных предприятий, а ка ещё денег заработать, только обдирая частников. А потом удивляемся, почему у нас в магазинах цены космические

  23. Алексей:

    Охренеть, еще и проверяете… Все, большеине комментирую и сайт не смотрю. Идите

  24. Алексей:

    П***ть — не мешки ворочать. Не хрена подводить экономическую базу под буржуев. Читайте внимательно товарища Маркса. При прибыли в 300 % буржуй удавит собственную мать. А экономика страны и ее обороноспособность ему до лампадки, где он грехи, якобы, замаливает и на Цеоковь, сволочь, жертвует…..

  25. Михаил:

    Государство — это аппарат насилия в руках правящего класса! А у нас капитализм и правящий класс капиталисты. Поэтому всё что делается в стране, делается исключительно в их интересах. Они платят меньше налогов, их политики принимают законы которые им нужны — они получают прибыли, а убытки им компенсирует их государство.

  26. Михаил:

    А почему не названа самая основная и главная причина такой стоимости саляры? Причина в том, что наши нефтинники — топы в край зажрались и @ху..ел.и. Ведь им таким трудом достались все нефтянные компании в 90-х. Тьфу на вас т.ва.ри

  27. Роман:

    Привет всем. Большего бреда я не читал.
    Первое мы являемся колонией запада экономической.
    Второе во времена СССР энергоносители стоили с минимальной наценкой по тому что. Дешёвая энергия дешёвый продукт конечный. И можно сторону развивать промышленность строить заводы фабрики. Создавать ЖКХ где могут жить люди. Развивать науку и осваивать космос.
    При дорогих энергоносителях развития страны нету. Заводы закрываются людей сокращают. Наука встаёт. Население сокращается. Это система контроля людей. Вот в этом и есть вся проблема. А не в крекенге нефти.

  28. Гость:

    Что за дурацкие вопросы? Как все отдали частному лицу, так и начался бардак. Знаете, сколько лет пройдет, чтобы каждый частник насытился? Много, в России очень много, сотни лет, четыре, а то и пять поколений.

  29. Алексей:

    Глупость. Дизель по себестоимости гораздо ниже бензина. Тут вопрос получения сверхприбыли при минимальных затратах.

  30. Валера:

    Раньше бензин был государственный,а сейчас в частных руках,70% от стоимости 1 литра,это налоги государства, это акции, и тд . ХОТЯ ЕСЛИ ГОСУДАРСТВА ЗАХОТЕЛО ОНИ МОГЛО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ НЕФТИ ПОСТРОИТЬ И ВЫШКИ ДЛЯ НЕФТИ,НО ЭТО ГОСУДАРСТВУ НЕ ВЫГОДНО,ОНИ О ЛЮДЯХ НЕ ДУМАЮТ ,ТОЛЬКО О СЕБЕ.

  31. Владимир:

    А в Индии, где и легковых много дизельных и грузовых дизель процентов на 10 дешевле, так что ваше объяснение хромает,

  32. Михаил:

    Негодяи у власти. Они разрушают всë! Они хотят меньше производить, но больше получать, твари! От населения требуют обратного —больше работать и меньше получать. Их, этих антинародных деплутатов и пр. ворье, спасëт ток утилизация!

  33. Димон:

    В 1998 году Диз топливо перепрыгнуло бензин Путин стал главным чмо в ФСБ и понеслась что нет мощностей нет заводов и ТД и так 25лет .

    • Удо:

      В Казахстане буквально 10 лет назад, соляра стоила дешевле 80-ого. Сейчас дороже чем 95-ый в два раза, а 80-ый вообще убрали с производства, якобы он невыгоден. И заметьте, у нас никакого Путина нет. Так что про Путина глупости не говорите, мы сами допустили всё это, хотели капитализм, получайте сполна ).

  34. Опойка:

    Жулья было меньше, а если серьёзно, то его не было совсем, вот и цены были ниже!!
    Вопрос к афдыру, а танки в ВОВ зимой на каком дт ездили и почему оно не замерзало в -40 под Москвой например?

  35. Ааа:

    Все цена на бензин и солярку,- это просто жадность торгашей при попустительстве и участии нашего нынешнего государства

  36. Александр:

    Соляр стоил 6 копеек литр, арктический-чистый керосин который стоил 5,5копеек литр

  37. Андрей:

    Всё просто , в СССР диз топливо использовали госпредприятия а после перестройки это стало коммерческим топливом а коммерсантов как известно наше » любимое » государство всегда хочет по максимуму отнять побольше бабла , всё просто всё на поверхности.

  38. Сергец:

    Ноу коммент (сарказм).

  39. Dfar:

    А может хватит врать ?? Само государство повышает налоги и акцизы потому что у этих диббтлов огромная яма в бюджете

  40. Михаил:

    Забыли добавить ещё одну вещь. Дизтопливо технологически проще в производстве. Его можно изготовить простой перегонкой нефти, а бензин, полученный таким образом, имеет очень низкое октановое число и не годится не то что для современных, а даже для машин 70-х годов.

    • Сомов:

      Что за фигню несёшь. Современное дизтопливо высокотехнологичный продукт и также сложен в производстве

    • Владимир:

      Хапаютхапают.. Отмазки уже не знают какие лепить…
      Экономику тока поднимут, если 50коп свет и 1рубль солярка будет… Озолотимся тогда…

Статьи по теме
Популярное