
СВО – это новый особый правовой режим. Данный режим напрямую не предусматривает порядок изъятия автомобиля, но проекты нормативных актов, регламентирующих данную процедуру, конечно же, существуют. Однако следует знать, что в законную силу они вступят только после их опубликования.

Редакция
Сам по себе режим СВО, несмотря на грозное название, не является аналогом военного положения, хоть и имеет определенные признаки такового. Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ст. 1 ФКЗ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении».
Что касается изъятия частных транспортных средств в рамках СВО, то, пока что, такие примеры отсутствуют. Напоминаем: Реквизиция (от лат. requisitio – требование) – это принудительное возмездное изъятие имущества в собственность или во временное пользование государства. Речь о принудительном отчуждении (с соответствующим возмещением) или временном изъятии органами государственной власти, а также военными властями (в период военных действий) имущества, принадлежащего отдельным гражданам или общественным организациям.
Юристы поясняют, что в данном вопросе можно выделить несколько обязательных аспектов:
– обязательный (принудительный) характер реквизиции;
– особые (чрезвычайные) условия, в которых производится реквизиция;
– отсутствие реальной возможности у государственного органа обойтись без применения реквизиции;
– наделение правом на изъятие уполномоченных должностных лиц исполнительной власти РФ;
– возмездный характер изъятия.
Если процедура изъятия личного автотранспорта будет иметь место в действительности, то спорить с должностным лицом в такой ситуации бессмысленно. Будет иметь место так называемая презумпция добросовестности его действий. Поэтому машину придется отдать, оформив соответствующие бумаги, зафиксировав текущее техническое состояние и т.п.
Отметим, что перечень транспортных средств, подлежащих реквизиции, устанавливают органы исполнительной власти, наделенные такими полномочиями. В реальности, как правило, речь пойдет об автомобилях, предназначенных для перевозки личного состава и грузов военного назначения. Типичный пример – внедорожники, которые всегда были на особом учете в органах ГИБДД и Военных комиссариатах.
Автовладельцы должны понимать, что в первую очередь обязанность поставлять машины для фронта ложится на плечи федеральных органов власти, на региональные власти, а также на органы местного самоуправления и подведомственные им организации. Затем следуют коммерческие и некоммерческие организации, у которых на балансе имеется нужная техника. Что касается рядовых граждан, то они – последние, у кого военкомат может потребовать автомобиль. Причем это не должно происходить «вдруг». По идее, реквизиции предшествует предварительная работа – определяются места хранения автотранспорта, формируется пакет документов и т.п. Порядок мобилизации автомобилей и процедуры компенсации должен быть указан в региональных приказах о мобилизации.
Пока процедура не регламентирована в регионах, никто не может просто так прийти и забрать у автовладельца его машину. Юристы отмечают, что изъятие автомобилей у частных лиц вообще невозможно без объявления военного положения во всей стране или на её части. Следует иметь в виде и то, что огромный процент автомобилей вообще малопригоден для использования в военно-полевых условиях. Все-таки, нужно будет ездить не по асфальту, а там, где его никогда и не было. Поэтому большинство частных машин может, как говорится, спать спокойно.
Понятно, что машина, призванная на службу, может быть повреждена или вообще приведена в негодность. В случае полной утраты механизм компенсации устанавливает орган исполнительной власти, наделенный соответствующими полномочиями, за счет средств федерального бюджета. Размер выплаты основывается на принципах соразмерности и защиты прав собственника.

Что еще почитать:
Повреждение машины при боевых действиях: спасет ли каско?
Режим контртеррористической операции: что это означает для водителей?