Top.Mail.Ru
Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

29.03.2022
На фоне обострившейся геополитической обстановки начался повсеместный исход из России известных автопроизводителей и сопутствующих производств.

Александр Рожков

Евросоюз и США ввели небывалые по жесткости пакеты санкций, направленные против России. В санкционный перечень вошли: военно-промышленный комплекс, Минобороны, почти весь топливно-энергетический сектор, подразделения администрации президента РФ, отдельные физлица, а также многие производственные структуры, выпускающие продукцию исключительно мирного предназначения. Из зарубежных СМИ стало известно, что готовятся и новые самые немыслимые антироссийские меры политического и экономического характера, которые, по мнению многих зарубежных экспертов, могут только значительно ухудшить финансовое положение самих инициаторов. Свидетельством тому являются историческая наука и сама жизнь, которая уже сегодня неопровержимо доказывает, что дестабилизирующие экономику крайние меры часто оборачиваются для их апологетов разрушительными последствиями.

ИСХОД АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Из-за нарастающих санкций и резко осложнившейся по этой причине глобальной экономической ситуации большинство ведущих зарубежных автопроизводителей прекратили поставки техники в Россию и приостановили на неопределенное время партнерскую деятельность, связанную с нашей страной.

В авангард колонны санкционных флагманов практически сразу же встали такие гранды коммерческой техники, как Daimler Truck AG (производитель грузовиков Mercedes-Benz и Fuso), MAN и Scania, шведский автоконцерн Volvo Trucks, голландский DAF, принадлежащий американскому автоконгломерату PACCAR, японские Hino (дочка Toyota Motor) и Isuzu, итальянский Iveco, Ford Trucks, французская Renault и др. Отворачиваются от нас также и многие поставщики компонентов и прицепной техники, например ZF, BOSCH, Ericsson, John Deere, Caterpillar и т.д. Последней каплей в лавине мер воздействия Запада стали санкции против Белоруссии с её МАЗом.

Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

СВОРАЧИВАЮТ С УСПЕШНОГО ПУТИ

И все это происходит при осознании того факта, что в 2021 году «большая семерка» показала значительный рост по отношению к 2020 году. На ее долю пришлось более 100 тыс. проданных в России грузовиков, что составляет в соответствии с аналитическим агентством «Автостат Инфо», четверть от всего проданного у нас объема грузовой техники:

•             Scania — 7,35 тыс. единиц,

•             MAN — более 4,8 тыс. ед.,

•             Volvo Trucks — около 5,7 тыс. ед.,

•             Mercedes-Benz — 4,5 тыс. ед.,

•             DAF — почти 2,2 тыс. ед.,

•             Renault — 831 ед.,

•             Iveco — 567 ед.

В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ УШЛИ ПЕРВЫЕ

О приостановке своей деятельности в России заявила TRATON Group , в которую вместе с MAN и Scania входит еще североамериканский производитель грузовиков Navistar и бразильское подразделение Volkswagen Trucks and Buses.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - man-st.petersburg0004-1024x683.jpg

Шведский производитель грузовиков AB Volvo заявил, что остановил все производство и продажи в России из-за кризиса. Volvo Group осуществляет около 3% своих продаж в России, где у него имеется собственный завод. «Теперь у нас есть немного больше ясности в отношении санкций и безопасности в регионе… это означает, что все операции в России прекращаются», — сказал в интервью «Рейтер» представитель компании, добавив, что меры будут применяться до дальнейшего уведомления.

Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

Daimler Truck заявил, что прекращает всю свою деловую активность в России, включая совместное предприятие с российским производителем грузовых автомобилей КАМАЗ. СП, которое на сегодняшний день произвело более 35 тыс. грузовиков для российского рынка, было запущено в 2009 году, и все это время предприятие героически выживало в условиях более ранних санкций. Согласно сообщению Reuters, в рамках партнерства с "КАМАЗом" Daimler больше не будет поставлять производителю грузовиков какие-либо компоненты. Daimler также заявил, что продаст 15% своих акций "КАМАЗа". Помимо этого, немцы выразили серьезные опасения, что их активам на сумму $2,2 млрд могут угрожать ответные российские предложения о национализации собственности иностранных фирм, которые уходят из-за украинского конфликта.

Еще одним притормозившим OEM-тракмейкером стал голландский DAF. «Мы приостановили, как практически и все автопроизводители, поставку в Россию грузовой техники и запасных частей. Сейчас находимся в позиции ожидания комментариев по санкциям от юристов нашей штаб-квартиры», — прокомментировал представитель компании.

Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

Компания Renault Trucks официально заявила 28 февраля, что свертывает всю свою деятельность на российском рынке, в том числе продажи и обслуживание грузовиков (Renault Trucks не входит в состав Renault Group с 2001 года и является компанией с собственным капиталом и независимым управлением). Это сообщение было сделано после того, как 21 марта появилась информация о возобновлении производства легковых автомобилей Renault на московском заводе. 21 марта «Рейтер» и др. СМИ сообщили, что Renault возобновил производство на московском заводе. Тем не менее 23 марта «легковой» сектор все же останавливается в России, это было заявлено на сайте компании. Крупнейший отраслевой европейский инфоресурс Automotive News Europe сообщил 23 марта, что Renault заявила о приостановке работы своего завода в Москве пока оценивала варианты приобретения контрольного пакета акций АвтоВАЗа. Французы стремятся избежать национализации АвтоВАЗа, который играет ключевую роль в экономическом оздоровлении компании. Выход из совместного предприятия с корпорацией «Ростех» обойдётся французам чересчур дорого, ведь российский рынок является для Renault вторым по объему после Франции.

Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

Тем временем Renault Trucks подвела итоги продаж в Европе и других рынках за 2021 год. Самая высокая доля продаж за последние 10 лет во Франции – 29,8%. Общее количество заказов выросло на 44%. В Европе (без Франции) реализовано 24 760 грузовиков, за пределами европейского региона – 5478 ед. В России продажи техники Renault Trucks выросли на 6%, что составило 904 единицы. Траки серии T и T High стали лидерами спроса, на них приходится 66% от общего количества проданных грузовиков, 28% приходится на серию К для работы в условиях бездорожья и 6% на серию С для строительной отрасли.

Концерн Stellantis продолжает выпускать автомобили на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, но руководство компании рассматривает разные варианты дальнейших действий. В настоящее время предприятие работает в минимальном темпе из-за проблем с логистикой компонентов, не исключена и остановка производства. Напомним, в декабре 2021 года в Калуге были собраны первые коммерческие фургоны Peugeot Expert, Opel Vivaro и Citroen Jumpy для экспортных поставок. 10 марта пресс-служба Stellantis проинформировала, что экспорт LCV из России и импорт автомобилей в Россию временно приостановлены.

Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

ZF Group сообщила 16 марта, что в последние две недели прекратила все поставки в Россию, в том числе запасных частей, исключенных из военного применения с 2014 года. ZF не уведомляла о прекращении сотрудничества, но наш "КАМАЗ" включен в последний санкционный список, а информация о том, что на «камазовской» военной технике установлены КП ее производства попала в немецкие СМИ. И это обстоятельство скорее всего предопределит уход компании из России, что в первую очередь ударит по нашей армии, т.к. шасси КАМАЗ-63501 под различную военную спецтехнику останется без КП. Кроме того, армия останется без тягача-танковоза 65225, потому что он тоже оснащается КП производства ZF.

Очередь на выход: что потеряют иностранные автоконцерны, решившие уйти из России

Мировой независимый производитель дизельных двигателей Cummins Inc. со штаб-квартирой в Индиане, занимающийся разработкой, производством и продажей дизельных и газовых двигателей, генераторных установок и компонентов ожидает «некоторого влияния» на свой бизнес в России, анализирует и готовится к текущим и ожидаемым санкциям, как сообщил по электронной почте его представитель.

О прекращении поставок и производства автомобилей также заявила и значительная часть легкового сектора старого и нового света. В числе поборников санкций BMW, Skoda, Porsche, Mazda, Honda, Suzuki, Harley-Davidson (мотоциклы), Infiniti.

Кроме того, усугубили ситуацию интернациональному автопрому и некоторые транспортные/логистические компании. Примером тому являются крупнейшие MSC и Maersk, отменившие контейнерные перевозки в Россию/из России, в результате чего большинству автопроизводителей пришлось остановиться из-за сбоев в цепочке поставок.

Последствия жестких санкций вызовут серьезные потрясения крупных европейских автопроизводителей, поскольку некоторые из них, такие, например, как Renault, VW и Stellantis, имеют здесь большие возможности и наверняка скоро окажутся в крайне затруднительном положении.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное