Top.Mail.Ru
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13

фото: автора и из архива Музея ГАЗ / 22.12.2022
Они появились в разные десятилетия, но обе стали символами своей эпохи: старая «Чайка» ГАЗ-13 и новая, с индексом ГАЗ-14. Несмотря на то, что это представительские автомобили советского периода и одного завода, их судьбы сложились по-разному.

Александр Трохачев

Официальным днем рождения старой «Чайки» обозначена дата 16 января 1959 года, а по факту первые серийные образцы были собраны на ГАЗе еще осенью 1958‑го. Собственно, история модели началась несколькими годами ранее, но обиднее всего ее финал, который всем посетителям повествуют экскурсоводы Музея ГАЗ: после снятия с производства штамповая оснастка была уничтожена — мол, на заводе не нашлось места для ее хранения! Но это случилось на финише, а старт явился многообещающим.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Была и модификация ГАЗ-13 без эмблемы грациозной птицы на хромированной решетке радиатора.

Особый статус

«Чайка» стала четвертой послевоенной гражданской моделью легковых автомобилей Горьковского автозавода и первой, не попавшей на службу в такси и продажу для частных лиц. Через год после запуска в серию седана, в 1960‑м году, началось изготовление кабриолетов ГАЗ-13Б. Других вариантов новой «Чайки» Горьковский автозавод не производил. Тем не менее, в СССР этот автомобиль никогда не находился в сбытовой сети для населения, а выдавался по номенклатурной разнарядке. «Чайки» полагались руководителям союзных республик, министрам, послам СССР за рубежом, академикам, директорам оборонных предприятий и другим VIP-персонам. Например, служебная «Чайка» была у генерального конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королёва. А одними из первых получателей ГАЗ-13 стал Гараж особого назначения. Только в 1960–1961 гг. кремлёвский автопарк пополнили 45 ед. «Чайки». Они обслуживали не только советское правительство, государственные приемы, официальные визиты иностранных делегаций, но также съезды общественных и творческих организаций, церемонии вручения наград и другие протокольные мероприятия.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
«Чайка» первого поколения позднего выпуска 1980 года в экспозиции Музея гаража особого назначения ФСО России.

Стоимость ГАЗ-13 для всех была загадкой. Предположительно, в 60‑е годы она могла быть эквивалентна стоимости трех 21‑х «Волг» при их розничной цене 5500 руб. Зато «Чайки» от лица государства дарили известным личностям: маршалу Советского Союза Георгию Жукову, руководителю братской Кубы Фиделю Кастро, первой в мире женщине-космонавту Валентине Терешковой, выдающейся балерине Галине Улановой, писателю Михаилу Шолохову.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Классический цвет «Тринадцатых Чаек» изначально черный, на котором особенно шикарно смотрятся хромированные элементы отделки экстерьера.

«Чайки» служили прокатными автомобилями в системе «Интурист». И цвет кузова у них был преимущественно черным. Такими являлись «служебки» и персоналки работников ЦК и чиновников рангом поменьше. Черной была и милицейская «Чайка» ГАИ Орловской области. Но случались и исключения. Скажем, полностью белым являлся кузов автомобиля Валентины Терешковой. А вот штаб пожарной охраны Москвы был окрашен в красный цвет. Большинство других вариаций появились спустя годы после снятия машины с производства, списания из автопарков и попадания в частные руки.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
«Чайки» ранних выпусков конца 50‑х — начала 60‑х годов порой выходили в лимитированной двухцветной окраске.

Выбор имени для ГАЗ-13

Предшественником правительственной «Чайки» был ГАЗ-12 (ЗИМ), находившийся в производстве с1949 по 1960 год. Еще в период его конвейерной жизни конструкторское бюро работало над будущим сменщиком, для которого выбрали два перспективных имени: «Стрела» и «Чайка». Первое, что называется, не зашло — казалось слишком воинственным, созвучным слову «выстрел», а вот второе оказалось в яблочко! Между тем, рабочие название проекта было незамысловатым: ЗИМ-2. А первое упоминание имени «Чайка» датировано 1955 годом, когда в Горьком построили первый опытный образец ГАЗ-12В. К слову, в тот период времени собственное имя «Москва» предполагали присвоить автомобилю высшего класса ЗИЛ-111. Время было такое!

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Автомобиль со стремительным обликом хотели было назвать именем «Стрела», но в итоге победило более романтическое и благозвучное «Чайка».

При рождении «Чайки» был объявлен открытый конкурс на создание лучшего дизайна, победу в котором одержал дизайнер ГАЗа Лев Еремеев. В его проекте просматривались черты, присущие американским автомобилям и, в частности, купленных НАМИ для изучения Packard: кабриолета Carribean и Patrician. В 1955‑м построили макет будущей «Чайки» в натуральную величину, а в следующем году появились первые ходовые прототипы. В отличие от ГАЗ-12 с несущим кузовом, они получили облегченную Х-образную раму с 16 точками крепления через виброизолирующие прокладки.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Американский Packard Caribbean Convertible воодушевил дизайнеров Горьковского автозавода на придание советской машине стремительных обтекаемых форм.
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Еще один выпускник автопрома США, оказавший влияние на стилистику нашей «Чайки», — 4‑дверный седан Packard Patrician.

Если на ЗИМ ставили рядную «шестерку», то в моторный отсек «Чайки» имплантировали более мощный V8 с алюминиевым, а не чугунным блоком цилиндров. Двигатель ГАЗ-13 оказался универсальным: его модификации применяли на среднетоннажных грузовиках ГАЗ-53 и ГАЗ-3307, автобусах малого класса ПАЗ-672 и ПАЗ-3205, разведывательно-дозорных бронеавтомобилях БРДМ-2. В пару с бензиновым мотором ставили трехступенчатую гидромеханическую коробку передач с кнопочным переключением. По сути, это полный «автомат» от ГАЗ-21 «Волга», доработанный под более мощный двигатель.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
В моторный отсек «Чайки» имплантировали более мощный, чем у ЗИМа, двигатель V8 с алюминиевым, а не чугунным блоком цилиндров.

Первая «Чайка» стала пионером в области технических решений Горьковского автозавода. Представительский автомобиль получил гидроусилитель руля, электрические стеклоподемники, вакуумный усилитель тормозов и четырехкамерный карбюратор. Передовые решения нашли применение и в области комфорта. В их числе — панорамное остекление, поворотные форточки за задними дверями, автопоиск на бортовом радиоприемнике, антенна с электроприводом и др. Уровень роскоши задавали такие элементы отделки интерьера, как руль и штырьевые выключатели цвета слоновой кости, обилие хрома в окантовке приборов и торпедо, сплошной передний диван и т. д.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Богато и со вкусом оформленный интерьер ГАЗ-13 соответствовал статусу представительского автомобиля.
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Комбинация приборов первой «Чайки» отличается элегантным стилем и удобством быстрого считывания показаний.
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Максимально удобный доступ на задний диван обеспечивает дверь, открывающаяся почти под прямым углом.

В 1957 году два прототипа облагородили добавкой хрома в экстерьере. Ветровое стекло по периметру закрыли хромированной рамкой, блестящие накладки приладили и по контуру колесных арок. Видоизменились задние фонари, а в передний бампер прописали противотуманные фары. Изменения затронули и силовую линию — вместо 5,5‑литрового мотора подкапотное пространство занял двигатель рабочим объемом 4,4 л. Вместо однородной окраски кузова была применена двухцветная, ставшая своеобразной визиткой роскошных версий не чиновничьих «Чаек». Такой была и бирюзово-белая машина из опытной партии, отправленная на выставку Expo-58 в Брюсселе и удостоенная там Гран-при наряду с «Волгой» ГАЗ-21 и грузовиком ГАЗ-52. Затем «Чайку» с успехом экспонировали не только в СССР, но и за рубежом: в Венгрии, Германии, Мексике, США, Швейцарии, Чехословакии.

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Новинка 1959 года с успехом экспонировалась на международных автомобильных выставках не только социалистических, но и капиталистических стран.
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Рисованную рентген-схему внимательно изучали не только автолюбители, но и специалисты в области машиностроения.

Начало денежной реформы 1961 года отмечено попыткой создания четырехфарной «Чайки», но этот проект отклонили. В общей сложности было изготовлено 3179 автомобилей ГАЗ-13 «Чайка», в среднем до 150 ед. в год, и это были не только седаны. Под маркировкой ГАЗ-13А в 1961 году в серию пошел лимузин с перегородкой между водительской и пассажирской зонами. В том же году свет увидели первые версии с открытым верхом — кабриолеты ГАЗ-13Б. Некоторые из них были переоборудованы для проведения военных парадов, например, в ГДР и современном Таджикистане. На базе заводских машин сторонние организации вроде Черниговского АТП переделывали «Чайки» в киносъемочные машины для операторов. В первые годы после постановки ГАЗ-13 в серию появились и гибридные версии не в смысле силовой установки, а в плане комбинирования кузовных элементов с автомобилем ЗИМ. Такие переделки получили народное прозвище «Овцебык».

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Ручке крышки багажника придали форму летящей чайки, а между крыльями разместили эмблему ГАЗ.

Вне стен Горьковского автозавода появился санитарный универсал РАФ-ГАЗ-13С: в период 1973–1982 гг. его производили в Риге на фабрике RAF. По имеющимся данным, было изготовлено около 20 штук, из которых сохранилось чуть более половины — 12 штук. По заказу из Вьетнама на базе универсала были изготовлены два катафалка. Две «Чайки» получили двухдверный кузов купе, но шасси у них не родное, а заимствованное — от Mercedes-Benz 320 с двигателем ГАЗ-51. Известен опыт постройки железнодорожной мотодрезины, но не из новой, а из списанной «Чайки».

Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
В 1961 году вышли первые кабриолеты ГАЗ-13Б. Некоторые из них были переоборудованы для проведения военных парадов в ГДР и современном Таджикистане.
Взлет и падение «Чайки»: история советского лимузина ГАЗ-13
Вне стен Горьковского автозавода появился санитарный универсал РАФ-ГАЗ-13С. В 1973‑1982 гг. его производили в Риге на фабрике RAF.

Ну а чем закончилась история с «Чайкой», мы расскажем в следующей статье, посвященной ГАЗ-14.

Что еще почитать:

История ГАЗ-3105: сладкая фантазия и горькая правда новой «Волги»

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Олег:

    Кому нужна халупа на калёсах, без развития.

Статьи по теме
Популярное