Top.Mail.Ru

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители

08.10.2022
Многие неизбалованные разнообразием моделей и модификаций советские граждане старались индивидуализировать свои автомобили, как могли. Часто получалось аляповато, порой даже смешно, иной раз — все-таки прилично.

Сергей Орлов

В техническую часть автомобили советские автолюбители внедрялись редко, осторожно и далеко не все. При патологическом дефиците запчастей и отсутствии нормального сервиса сложной задачей было даже просто заставить ездить автомобиль более-менее стабильно. Тем не менее, кое-что с авто в СССР все-таки делали. Например, ставили «жигулевские» карбюраторы ДААЗ на «Москвичи» и «Волги» вместо пресловутых и очень несовершенных приборов семейства К-126. Некоторые, особенно любители использовать легковой автомобиль в качестве грузовика, усиливали рессоры задних подвесок. Конечно, в конструкцию более старых автомобилей внедрялись куда глубже и чаще. Но это — иная история. А что касается свежих машин, куда более распространенными были «украшательства», мода на которые менялась от десятилетия к десятилетию и временами носила характер эпидемии.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители
«Шестерка», украшенная по последней моде конца 1970‑х. В набор входят даже импортные диски и шины. А их еще надо было достать!

ЭТО ЕЩЕ ЦВЕТОЧКИ

Еще в 1960‑х безумно популярны вдруг стали плетеные оплетки на руль, из некоего материала, напоминающего электрические провода в цветной изоляции. Делали эту красоту, видимо, какие-то артели, поскольку продавали нехитрые изделия в палатках на рынках.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители
Типичные тюнинговые элементы салона начала 1970‑х: оплетка на руль и цветочек на рычаг переключения передач.

В оплетках, все-таки, был некий смысл. Ведь рули тогда делали тонкие и скользкие. Позже, в 1970‑х в моду стремительно вошли меховые чехлы на сидения и «до кучи» — на руль. Какое-то время, это были даже элементы некоего престижа, почти как шуба. Но вся эта меховая «роскошь» быстро засаливалась и приобретала довольно жалкий вид.

Еще одна типичная тюнинговая опция 1970‑х — аляповатые набалдашники на рычаг переключения передач, желательно с розочкой или иным цветочком, а можно и какой-нибудь ящерицей или паучком. Для завершения образа интерьера любимого автомобиля перед ветровым стеклом должен был висеть какой-нибудь чертик или нечто подобное. И обязательно на длинной веревке. Чтоб уж раскачивался, так всерьез!

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители
Очень странные, зато модные в былые времена шторки.

БЛЕСК И ЧЕРНОТА

В 1970‑е стали особенно модными блестящие молдинги, иногда от других моделей (вазовских «трешки» и «шестерки»), иной раз даже самодельные! Самые упорные граждане дополняли молдинги чем-нибудь не менее блестящим — дополнительными надписями и эмблемами или массивными хромированными «птичками», снятыми с багажников старых, списанных ГАЗ-21. Их ставили на корму «Волг» ГАЗ-24, «Москвичей», а иной раз и «Запорожцев». Вскоре, уже во второй половине 1970‑х в моду вошла черная отделка. Пришла эта мода, разумеется, с запада и вскоре перешла и на советские серийные машины. Скажем, на ВАЗ-2105 или «Москвич-2140» с их черными решетками радиаторов. Но поклонникам красоты и поборникам индивидуальности этого было мало. Кузова самых разным моделей украшали клееными черными молдингами, иногда с надписями латиницей. Кстати, оклеенные молдингами машины выглядели иногда довольно симпатично.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители
На замученной жизнью «Победе» щедрый набор блестящих декоративных элементов, а заодно и передняя подвеска 21‑й «Волги».

Забавно выглядел доморощенный тюнинг для ВАЗ. «Жигули» разных моделей охотно «одевали» модными массивными алюминиевыми бамперами от экспортных ВАЗ-2106 или хотя бы от «пятерки». Надписи латиницей стали почти непременным атрибутом массивных противосолнечных козырьков, которые ставили сверху ветровых стекол. Обычно там красовалось: Avtoexport, Rally, на худой конец — Sport.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители
Четыре фары «Волге» были к лицу. Но завод такие машины серийно не выпускал.

Параллельно развивалась мода на шторки на заднее стекло, зародившаяся, явно, от начальственных «Чаек» и «Волг», в которых с помощью шторок создавали некий руководящий интим. На юге шторки были, хоть как-то было оправданы. Хотя без нормальных наружных зеркал обзор они, явно, не улучшали. Но одновременно вдруг стали модными разноцветные, аляповатые плетеные «занавески» непонятного назначения, а потом — еще и пластиковые решетки на заднее стекло спорной эстетики и не менее загадочного назначения.

СВЕТ И ЗВУК 

Советский тюнинг очень часто включал дополнительные противотуманные фары. Вот от них-то, если их ставили правильно, что происходило, правда, далеко не всегда, была, конечно, реальная польза. Ведь светотехника серийных, а особенно относительно старых автомобилей типа «Победы», «Волги» ГАЗ-21 и «Москвичей» 1960‑х совершенством не блистала. Иногда фары врезали прямо в решетку радиатора. Вполне гармонично выглядели четыре штатных фары на Волге ГАЗ-24. Завод собирался делать такую модификацию, но так и не собрался. И некоторые владельцы ставили четыре фары сами.

Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители
«Волга» ГАЗ-24 с полным набором советских тюнинговых элементов — от блестящих накладок на арки колес до оленя с модели ГАЗ-21. Дальше, похоже, уже некуда.  

Однако иногда дополнительные фары превращали просто в декор. Особенно модными, почти, как хрустальные люстры, в 1970‑е стали противотуманки, закрытые крышками с иностранными надписями. Эти крышки обычно никогда не снимали.

Примерно в тоже время стали модными и дополнительные антенны гигантской длины. Их ставили вместо штатных или крепили сзади на бампере. Трудно сказать, насколько они улучшали радиоприем, но выглядели внушительно. А поскольку на ходу работали примерно, как хлыст, конец антенны чаще всего крепили на водосточный желобок крыши. Получалась забавная, но очень модная дуга.

У владельцев старых автомобилей заботы были, конечно, посерьезней. Улучшение, да просто сохранение на ходу машин — ветеранов с помощью элементов более поздних моделей, то есть — то, что нынче иногда презрительно называют «колхозинг» — неоднозначная, но не менее интересная отдельная история…

Редакция рекомендует:






(9 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное