Top.Mail.Ru
Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР

30.11.2022
Официально иномарки в Советском Союзе, как известно, не продавали. Но это не значит, что их не завозили. Импортные легковые автомобили работали в советских и партийных учреждениях, в том числе в силовых структурах и даже в главном гараже страны.

Сергей Орлов

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - inomarki_ussr_05.jpg
Mercedes-Benz семейства W108 в милицейской окраске середины 1970‑х.

Впервые руководители Страны Советов пересели на отечественные автомобили — ЗИС-110 и бронированные ЗИС-115 лишь после Великой Отечественной, в конце 1940‑х годов. До этого Гараж Особого Назначения, в основном комплектовали иномарками. Сначала немногочисленными, конфискованными после революции у богатых частных владельцев…

ROLLS-ROYCE ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА

В 1921 году для главного гаража страны закупили первую партию британских Rolls-Royce 40/50 HP Silver Ghost. На таком возили в том числе и Ленина. Позднее предпочтение отдавали американским моделям разных марок. Высшее руководство возили в огромных и очень передовых в 1930‑х лимузинах Packard моделей Eight и Twelve с 8‑ и 12‑цилиндровыми двигателями.

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР

Поступали иномарки в иные советские учреждения, где возили советских и партийных руководителей. А для Интуриста закупили, например, партию американских Lincoln.

В 1940‑е, помимо грузовиков и легендарных внедорожников Willys, которые в CCCР завозили по договору ленд-лиз, в Союз приходили и относительно значительные партии гражданских автомобилей, которые распределяли по учреждением в разных концах Союза. Самыми распространенными в 1940‑е были Ford V8 и Chevrolet Fleetmaster.

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР
Chevrolet Fleetmaster последней предвоенной версии был одной из самой распространенных служебных иномарок 1940‑х.

Кстати, многие иномарки со временем переходили в частные руки и, в том или ином состоянии, ездили еще десятилетиями. А отдельные экземпляры сохранились до наших дней.

СЛУЖБА СЛУЖБОЙ

Со второй половины 1940‑х все партийные и советские чиновники постепенно пересели в отечественные автомобили: «Победы», «Волги», ЗИМы, «Чайки», а высшие руководили — в лимузины ЗИС и ЗИЛ. Тем не менее, иномарки в страну по-прежнему приходили. Часть машин получали организации, имеющие дело с западным фирмами. Так, в советском «Станкоимпорте» работала, например, пара служебных черных Renault 16. Иномарки — аналоги перспективных отечественных моделей закупали для НАМИ и автозаводов. Потом они, кстати, тоже, как правило, переходили в частные руки.

В 1960‑х в Союз приходили чешские Tatra 603 — солидные заднемоторные седаны с двигателем V8, расположенным сзади. По классу Tatra располагалась между «Волгой» и «Чайкой». Эти машины, в частности, получили некоторые директора важных, в то числе полусекретных НИИ в Москве и в Дубне.

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР
Чешские Tatra 603 работали в СССР в 1960‑х.

Чешских автомобилей следующей модели — Tatra 613 в разных версиях в Союз завезли 585. Эти просторные заднемоторные машины с двигателями V8 объемом 3,5 л и мощностью в разных версиях 165–200 л. с. получали, в основном, силовые структуры. Черные Tatra 613 служили в милиции (кстати, такая машина сыграла эпизодическую роль в популярной некогда приключенческой картине «Гений») и даже в КГБ. В том числе в 9‑м главном управлении, занимающемся охраной первых лиц государства. Чешские седаны достигали скорости 190 км/ч и уверенно держались в правительственных кортежах. В силовых структурах на чешские машины для надежности ставили дублированные элементы зажигания.

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР
Tatra 613 служили в милиции и даже в КГБ.

Некоторое количество Tatra, особенно модели 613 сохранились. Несмотря на сложную конструкцию и посредственную ремонтопригодность. Впрочем, в специальных гаражах и отношение к автомобилям было специальное. 

В 1974‑м году в Москве произошло удивительное событие: милиция получила два больших белых универсала Ford Galaxy — не только из капиталистической страны, а прямо из США! Эти машины советским правоохранителям подарили после специализированной выставки «Кримтехника-74». На улицах в те годы иногда мелькал и еще один милицейский американский автомобиль — большой вэн Dodge.

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР
Ford Galaxy служил в московской милиции в середине 1970‑х.

Но главными иномарками милиции стали все-таки не американские автомобили, а большей частью продукция немецких заводов из Баварии и Баден-Вюртемберга.

ЗВЕЗДА И ПРОПЕЛЛЕР

В 1970‑е москвичи с изумлением смотрели на улицах на первые советские милицейскиe в специальной окраске Mercedes-Benz. Компания из Штутгарта очень активно работала в Советском Союзе. Уже в 1971‑м к нам завезли 55 автомобилей, в олимпийском 1980‑м — 60 машин. Первыми в милиции стали служить солидные седаны семейства W108/109, потом появились автомобили семейства W116 — предшественники современного S-класса. Поначалу немецкие автомобили сопровождали, в основном, правительственные кортежи, но потом стали встречаться все чаще.

Перед олимпиадой 1980 года фирма поставила в Союз автомобили знаменитого семейства Mercedes-Benz W123. Кстати, помимо стандартных седанов этой версии, в СССР были и немногочисленные универсалы, а также длиннобазный седан с большим люком для кинооператоров, работавших на олимпиаде.

В перестроечные годы ходили разговоры, что часть Mercedes, завезенных в Союз в качестве милицейских, оказались в семьях высокопоставленных советских чиновников. В частности, в семье министра внутренних дел Николая Щелокова. Но это — отдельная история…

Самый экзотический милицейский автомобиль советской милиции родом из Штутгарта — Porsche 911. История его загадочна. Машина иногда сопровождала торжественные кортежи, побывала на испытаниях на Дмитровском полигоне, потом на АЗЛК, где ее ни то ремонтировали, ни то просто изучали систему впрыска топлива. Дальнейшая судьба экзотичного для СССР автомобиля неизвестна.

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР
Самые экзотический «милиционер» — легендарный Porsche 911.

Второй популярной у советской милиции маркой в 1970‑е стала BMW. Встречались автомобили разных семейств, как желтые, так и серые с синими полосами и гербом СССР на дверях. В качестве демонстрации мощного оснащения советской милиции, BMW серии Е12 попал даже в фильм 1978 года «Букет на приеме» многолетнего сериала «Следствие ведут знатоки».

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР
BMW E12 из телевизионного детектива 1978 года «Букет на приеме».

ИНОМАРКИ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Конечно, официальными автомобилями руководства страны в послевоенные годы были только отечественные автомобили, но иномарки в ГОНе существовали. В частности, подаренные генеральному секретарю Леониду Брежневу — большому любителю классным автомобилей. Большинство подарков из разных стран передавали именно в ГОН. А использовали их только на отдыхе генсека и других руководителей страны.

Среди иномарок был огромный Lincoln Continental — подарок президента Никсона Брежневу, Citroen SM, Maserati Quattroporte, пара Rolls-Royce Silver Shadow. Ну и конечно Mercedes-Benz разных моделей и модификаций, в том числе три автомобиля с 250‑сильным двигателем V8 флагманской модели W100 с короткой (3200 мм) базой и в топовом варианте — Pullman с колесной базой 3900 мм. Одна из этих машин была прикреплена к председателю совета министров СССР Алексею Косыгину.

Служу Советскому Союзу: на каких иномарках ездило руководство и милиция в СССР
Mercedes-Benz 600 Pullman на дмитровском полигоне НАМИ.

Часть автомобилей, поступивших в ГОН, побывали для ознакомления специалистов Дмитровском полигоне. Постепенно для главного гаража страны закупали все больше иномарок, в основном, опять же Mercedes-Benz. Но это были уже иные времена. А те — советские машины сопровождают и будут сопровождать уйма занимательных, легендарных, а иногда и фантастических историй. Хотя некоторые автомобили, действительно, сохранились и судьба их более-менее известна.

Социализм в Советской России и СССР все годы существования Страны Советов строили не только легковые иномарки, но и куда более массовые грузовики и автобусы. В том числе тоже — капиталистические. Но это — отдельная история.

Что еще почитать:

Предпочитали иномарки: на чем ездили знаменитости в СССР

От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69

История ЗИС-101: как «Красный Buick» превратился в первый советский лимузин

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное