Top.Mail.Ru
История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»

фото: автора, музей истории ГАЗ, www.names52.ru / 07.04.2023
75 лет назад, 7 апреля 1948 года Горьковский автомобильный завод выпустил свой миллионный автомобиль.

Денис Орлов

Что происходило в жизни огромной страны 7 апреля 1948 года? Председатель Совета министров СССР И. В. Сталин дал в Кремле обед в честь финляндской правительственной делегации. Латвийское государственное издательство выпустило пятый том Сочинений И. В. Сталина на латышском языке. Колхозы Запорожской области приступили к весенним полевым работам. Жители Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре вступили в социалистическое соревнование по благоустройству своих городов. В Ленинграде завершилось первенство СССР по боксу. На манеже Московского Ордена Ленина цирка, как всегда, блистал Каран д'Аш. Обо всем этом советский гражданин узнавал из центральной печати. Выпуск крупнейшим автомобильным заводом страны миллионной машины такого внимания не удостоился.

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»
Спуск с конвейера миллионного ГАЗ-51.

Автомобилем-«миллионником» стал грузовик ГАЗ-51. К его выпуску Государственный ордена Ленина, ордена Красного Знамени и ордена Отечественной войны I степени автомобильный завод имени В. М. Молотова (именно так выглядит полное название предприятия) приступил 6 января 1946 года. За создание ГАЗ-51 группа работников завода Постановлением Совета министров СССР от 06.06.1947 была удостоена Сталинской премии 2‑й степени. За последующие 10 лет ведущий конструктор ГАЗ-51 Александр Дмитриевич Просвирнин вырастет до главного конструктора Горьковского автозавода, и поставит отраслевой рекорд пребывания в этой должности — более 19 лет! Его любимой присказкой станет: «Грузовик определяет лицо завода!»

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»
Конструкторы КЭО ГАЗ А. Д. Просвирнин (сидит) и А. М. Кригер позируют, изображая обсуждение общей компоновки ГАЗ-51.

Грузовик как символ, как политическая декларация — иначе и быть не могло в СССР. «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь!» Эти слова, сказанные И. В. Сталиным на январском пленуме ЦК ВКП(б) в 1933 году, работники отрасли повторяли с гордостью даже во времена, когда не рекомендовалось упоминать имени Вождя народов.

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»
Миллионный ГАЗ-51 провозит переходящее Красное знамя Совета министров ССР по заводскому двору.

Передовица в заводской многотиражке от 7 апреля 1948 года была посвящена достижениям автозаводцев. Директор завода Иван Кузьмич Лоскутов писал: «Выпуск миллионного автомобиля говорит о творческом росте коллектива завода, о его способности решать серьезные и ответственные задачи».

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»
Участник митинга, знатный кузнец-орденоносец Елизар Васильевич Куратов 18.07 (01.08.) 1904 — 15.03.1968). На заводе с 1930 года, награжден тремя орденами Трудового Красного знамени, орденом Знак Почета.

До этого традиции отмечать «миллионники» в нашей стране не было... просто потому, что до ГАЗа в нашей стране никто не выпускал миллион автомобилей! «Миллионник» встречали огромным митингом на заводском дворе. Неизбалованные развлечениями советские работяги воспринимали такие мероприятия как праздник, как возможность не работать. Выпуск миллионного ГАЗ-51 совпал с вручением заводу переходящего Красного знамени Совета министров СССР. Хоругвь водрузили на юбилейный грузовик и провезли через толпу автозаводцев. На митинге выступили директор завода, знатный кузнец и лауреат Сталинской премии Е. В. Куратов, заместитель министра автомобильной промышленности А. М. Аравин.

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»
Газета «Известия» 9 апреля 1948 года поместила «фонарь» (так называется краткая заметка с фотографией в центре первой полосы) о заводе ГАЗ... и ни слова о миллионном ГАЗ-51!

По сравнению с серийным, миллионный ГАЗ-51 слегка принарядили: покрасили в песочный цвет, до сияния надраили колесные гайки. На радиаторной решетке граверы Конструкторско-экспериментального отдела закрепили хромированную табличку: «1 000 000 Автомобиль ГАЗ». В остальном, это был обычный ГАЗ-51 раннего выпуска, с деревянной кабиной и ледериновой крышей. Металлическими у кабины были только ветровая рама, пол и моторный щит. Конечно, не таким его проектировал Просвирнин. Однако, металлургический комбинат «Запорожсталь», единственный, где в СССР до Великой отечественной войны (с 1 апреля 1939 г.) катали тонкий лист для кузовов и кабин, только восстанавливался. 17 мая 1948 года, вдогонку за газовским «миллионником» выйдет постановление Совета министров СССР № 1652 о выпуске легковых автомобилей с открытыми кузовами: такая металлоемкая деталь, как крыша, у них заменялась брезентом. В стране критически не хватало тонколистового проката. Кабина ГАЗ-51 обрастет металлом только к 1956 году. И то, двери останутся фанерными. И только с началом выпуска в 1957 году модернизированного ГАЗ-51А кабина станет цельнометаллической.

История ГАЗ-51: как в СССР появился первый грузовик-«миллионник»
ГАЗ-51А в недавно открытом после реконструкции Музее истории ГАЗ. Всего с 1946 по 1975 год завод выпустит 3 480 167 грузовиков этой модели.

Как сложилась дальнейшая судьба миллионного ГАЗ-51, неизвестно. Традиция ставить юбилейные машины в музей появится много позже. О чем только не начнут рапортовать под расхожим лозунгом «Есть первый миллион!» Страна быстро преодолеет путь от достижений к очковтирательству. Вспомним, как в иронической кинокомедии «Искренне Ваш...» (режиссер Алла Сурикова, «Мосфильм», 1985 г.) герой Виталия Соломина собирался выпускать миллионный вентилятор с «мото-рррчеком»!

О прародителе-«форде» в день выпуска миллионного автомобиля на ГАЗе не вспоминали. Объективности ради, сделать это все же стоит. Свой первый миллион Ford Motor Company собрала еще 10 декабря 1915 года, а к 1948‑му выпустила уже 33 миллиона автомобилей. Разрыв только нарастает: 1 января 2017 года Горьковский автозавод выпустил 19‑миллионный автомобиль, 3 сентября 2012 года Ford Motor Company — 350‑миллионный.

Что еще почитать:

Как и где покупали машины в СССР

Из фанеры и эпоксидки: как в СССР появился культ самодельных автомобилей

От дизелей до кабриолетов: как советские автомобили переделывали за границей

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Николай:

    Получив в 18 лет водительское удостоверение и став шофером 3 класса я, у себя на автобазе, где работал автослесарем, «получил» Газ-51 начала 60-х годов выпуска. Этот автомобиль сделал меня ВОДИТЕЛЕМ. Вот уже 50 лет за рулем.

Статьи по теме
Популярное