Top.Mail.Ru
Крупнейшие интернет-магазины автозапчастей в России: какие компании зарабатывают миллиарды

Крупнейшие интернет-магазины автозапчастей в России: какие компании зарабатывают миллиарды

30.01.2024
Рынок автозапчастей за последние пару лет претерпел серьезные изменения: стабильные крупные представители автомобильных брендов со своими складами автозапчастей и контролем над товаропотоком ушли из России, оборвались привычные логистические цепочки, появилось больше контрафакта, одновременно с этим появился параллельный импорт напрямую через дистрибьютеров, а также выросло число поставок ходовых запчастей из Китая.

Редакция

При этом, спрос на автозапчасти, расходные материалы и другую автомобильную продукцию продолжает расти. И тому тоже есть причины. Во-первых, это естественное старение и необходимость ремонта уже имеющегося автопарка у россиян. Средний возраст автомобилей — 15 лет. Во-вторых, даже в условиях ограниченного доступа к новым автомобилям, отмечается рост покупок российский и китайских автомобилей, которые максимально доступны сейчас. По итогам 2023 года, рынок автомобилей прирос на 500 тысяч легковых автомобилей и 30 тысяч грузовых. В России на данный момент зарегистрировано более 46 миллионов автомобилей. По прогнозам, в 2024 году россияне приобретут еще около 1,5 млн новых автомобилей.

Крупнейшие интернет-магазины автозапчастей в России: какие компании зарабатывают миллиарды

Эксперты оценивают емкость рынка новых автозапчастей в России на уровне 1,89 трлн рублей в 2022 году. И эта емкость ежегодно растет на 10–20 триллионов рублей. Интересно, что основной объем продаж, а именно 2/3 всех продаж, идет через интернет-магазины для оптовой и розничной торговли автозапчастями.

Крупнейшими интернет-магазинами автозапчастей в России считаются три: exist.ru, emex.ru, autodoc.ru. И каждый из этих проектов прошел свой путь от разовых заказов до бизнеса национального масштаба.

Exist.ru

Компания, которой принадлежит сайт exist.ru, была основана в 1996 году Владиславом Доморацким в Москве. Сайт появился по инициативе программистов компании, которые на первых порах хотели просто облегчить работу менеджеров по обработке заказов, да и как раз пошла мода на создание собственных сайтов — тогда сайты были еще в диковинку, мало кто понимал, что с ними делать, какой в них скрыт потенциал. Но вскоре Владислав Доморацкий увидел перспективу для развития компании — на сайте можно было не только принимать заказы, но и выкладывать оцифрованные каталоги, которые позволяли клиентам увидеть все возможности компании по доставке автозапчастей. Был зарегистрирован бренд exist, права на который также получили разработчики сайта — Валерий Чикин, Юрий Буковников, Юрий Поляков. Позднее, в результате корпоративного спора, заказы с сайта стали обрабатывать 3 юридических лица помимо партнеров, находящихся в регионах.

Последующее развитие сайта все больше расширяло удобства для клиентов — они могли отслеживать все этапы от заказа деталей и расходных материалов до их отгрузки и доставки в город, где жил клиент, а это почти 100 различных операций. Благодаря обратной связи от клиентов, на сайте появились рейтинги поставщиков по качеству и скорости доставки, что позволило клиентам принимать более взвешенные решения о покупке.

Сейчас сайт exist.ru ежедневно обрабатывает до 2 миллионов запросов и предлагает на каждый запрос в среднем от 3 до 10 вариантов. От 50 до 80 тысяч заказов оформляется на сайте ежедневно.

Совокупная выручка заказов через сайт превысила в 2023 году 50 миллиардов рублей, из них 40 % пришлось на заказы через партнерскую сеть в регионах, которая развивается компанией с 2001 года.

Autodoc.ru

Сайт autodoc.ru был запущен Владиславом Соловьевым. Изначально компания ориентировалась на розничных клиентов — чтобы каждый мог найти нужную деталь, приобрести ее по доступной цене и в кратчайшие сроки. Начав в 1998 году с разовых розничных заказов жителей Москвы и Подмосковья, компания в 2000 году начала отправлять уже большие комплексные заказы оптовикам в разные регионы России, а в 2007 году стала работать с розничными клиентами в регионах через сайт и сеть представительств на местах.

Уже через год после запуска сайта на нем можно было по одному запросу получить несколько предложений и выбрать запчасти в зависимости от сроков и цены, а менеджеры компании всегда могли подтвердить правильность и качество выбора.

Номенклатура поставляемых автозапчастей и расходных материалов за первые 6 лет выросла до 10 миллионов позиций. Это удалось сделать за счет того, что к первоначальным поставщикам из Объединенных Арабских Эмиратов присоединились поставщики из Европы и Азии, а также дистрибьютеры крупных производителей автомобилей, которые открывали свои оптовые склады в России.

В 2013 году «Автодок» запустил свое мобильное приложение одним из первых среди интернет-магазинов автозапчастей. Благодаря приложению урегулирование аварийных ситуаций на дорогах между водителями упростилось — в приложении можно было оперативно оценить ущерб и договориться на месте о возмещении суммы на ремонт. На конец 2023 года количество скачиваний приложения превысило 1 000 000.

На сайте autodoc.ru зарегистрировано более 6 млн пользователей, которые за год покупают более 30 миллионов различных автозапчастей и расходных материалов от более чем 3000 брендов. Обеспечивают бесперебойность поставок и качество заказываемых автозапчастей более 3500 сотрудников, которые работают в 278 магазинах-пунктах выдачи в разных регионах России и в Белоруссии, уделяя особое внимание качеству продукции и защите клиентов от контрафакта. В настоящее время на сайте можно заказать не только любую запчасть к автомобилю, но также масла, шины, диски, автомобильные аксессуары и другие товары для автовладельцев и автосервисов.

По итогам 2023 года выручка компании составила 28 миллиарда рублей, среди которых 14 миллиардов от оптовых продаж, а остальные — от розничных.

Emex.ru

Сайт emex.ru запустился после 2 лет обычных перевозок автозапчастей из ОАЭ в Россию силами фактически одного человека — Михаила Кулябина. Позднее, когда потребность в деталях начала расти, Михаил объединился со своим другом Борисом Копилевичем, и они создали уже полноценную компанию по доставке автозапчастей. Кулябин, после нескольких лет жизни в Дубае, был вынужден вернуться в Россию, где он как раз организовывал прием заявок по электронной почте и доставку деталей по России. А его партнер остался в ОАЭ и занимался закупкой и отправкой запчастей через свою логистическую компанию Emirates Express (чуть позже от сокращенного названия этой компании появилось обновленное название и имя сайта — emex.ru).

Сначала склад был у Михаила Кулябина в собственной квартире в Москве, затем он арендовал подвал, и к 2001 году появился первый склад. Тогда и было принято решение масштабироваться и использовать появившиеся возможности Интернет-сайтов. Первичная бизнес-модель интернет-магазина вскоре начала меняться в сторону маркетплейса, как это принято сейчас называть. К сайту стали подключать российских поставщиков автодеталей, расходных материалов, масел и другой продукции. Поставщики сами могли разместить на сайте товар и установить цену. 99 % покупателей на сайте были оптовиками или профессиональными специалистами. В 2013 году компания отказалась от собственного импорта (его доля была не более 5 %) и полностью перешла в режим торговой площадки, объединяющей поставщиков автозапчастей и покупателей.

Компания, которая владела активами сайта emex.ru, несколько раз меняла свое юридическое название. С 2006 по 2017 год за продажи через сайт отвечала ООО «Автологистика». Позднее, после череды судебных дел с таможней и официальными представителями крупных брендов, компания «МХ Менеджмент» стала управляющей, в т. ч. маркетплейсом emex.ru и логистическим оператором HWC.

Также в компании неоднократно менялась команда управленцев. Основатель компании Михаил Кулябин в 2014 году вышел из управления компании, но позже, в 2019 году выкупил долю у Бориса Копилевича и занялся восстановлением компании, которая к тому времени пережила несколько кризисов, в т. ч. забастовку персонала из-за изменений условий оплаты труда.

Правда, были у компании и победы: по итогам 2015 года Emex занял 10 место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета по версии журнала Forbes (его стоимость была оценена в 360 млн долларов).

На сайте ежедневно 11 тысяч покупателей совершают более 40 тысяч покупок.

За время пандемии компания под руководством совета директоров Михаила Кулябина, Дмитрия Солдаткина и Александра Доманицкого ежегодно прирастала в выручке на 2–2,5 млрд рублей. По итогам 2022 года ее выручка от продажи автозапчастей составила порядка 17 млрд рублей.

В России на 2024 год, по разным оценкам, работает от 130 до 175 интернет-магазинов разного масштаба по продаже автозапчастей, расходных материалов и сопутствующих товаров. И бо́льшая часть из них делает свои закупки у крупных игроков этого рынка, которые уже более 20 лет стабильно обеспечивают россиян необходимыми качественными деталями, защищая конечных потребителей от контрафакта. Ценовая политика и логистические возможности позволяют другим компаниям успешно вести свой бизнес, а конечным потребителям обеспечивать выбор на основе важных для них критериев и оперативно получать необходимые автозапчасти в те же сроки, что и до кризиса. И несмотря на рост цен из-за санкций, потребители высоко оценили быструю адаптивность крупнейших интернет-магазинов автозапчастей, что позволяет, как говорилось раньше, уверенно смотреть в будущее.

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное