Мир меняется, технологии меняются, и теперь достучаться до аудитории становится проще по сетевым принципам, построенным на временной, даже краткосрочной аренде и мобильных технологиях. Но никто не сказал, кто и на каких принципах будет чинить сломавшиеся машиногаджеты. Зато об этом уже задумались у нас!
Алексей Вожаков
В прошлом году Российская Ассоциация автомобильных дилеров выступила с подкупающим новизной предложением — сертифицировать все станции технического обслуживания. Что подняло мощную волну обсуждения в кругах, причастных к индустрии. Идея, как в песне, похожа на мечту прекрасную, но пока неясную. На первый взгляд пользователям сервисов — сплошная польза: кроме обращения в суд «в случае чего» теперь помочь должна ассоциация. А вот какая именно ассоциация, сказать сложно. Видимо, предложившая нововведение Ассоциация автомобильных дилеров. Или планируется создать новую — ассоциацию сервисов? Первоначальная идея ввести градацию СТО — кому можно доверить лишь колеса подкачать, а кто и на сложный ремонт с полной разборкой автомобиля способен — кажется полезной. Но если в процессе ремонта вдруг придется «переквалифицировать» неисправность в более серьезную — тогда что, придется перевозить машину в другой сервис областного подчинения, как делают при лечении тяжелобольных? Или другое — как и чем ответит при разногласиях сама ассоциация, орган, как ни крути, корпоративный? Ответов пока нет. Одно можно сказать определенно: чем выше уровень сертификата будет у сервиса и чем больше у него таких сертификатов, тем больше клиенту придется платить за одни и те же операции.
При возникновении новой группы людей с правами что-то разрешать и что-то запрещать, а возможно, и накладывать взыскания, сразу припоминается другое направление. Частично попавшее в частные руки — коммерческие камеры контроля скорости и опыт их эксплуатации. Вывод несложен: если во главу угла ставится коммерческая составляющая, то все остальные функции отходят на второй план. Безопасность, удобство, даже правомерность зачастую. Вот и в этом случае прослеживается опасность столкнуться с подобной перспективой. Скорее, такой эффект кажется неизбежным. Вот если оставить лицензирование добровольным, с присвоением сервисам оценок по типу звезд Мишлена, составлением общедоступных рейтингов, включающих оценку профессионализма, стоимости услуг и клиентоориентированности, то автолюбители сами смогут разобраться, где им обслуживаться. А в нынешнем виде идея больше похожа на попытку подмять весь автосервис под «официалов», что должно поддержать их в нелегкое нынешнее время.