Top.Mail.Ru
Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022

фото: автора / 19.03.2022
Основной темой форума и выставки NAIS 2022 стало комплексное обновление инфраструктуры авиаперевозок: от создания и передачи в эксплуатацию новых воздушных судов региональной авиации до адаптации наземного оборудования с учетом роста авиаперевозок.

Леонид Толмачев

Звездой аэропортовой выставки, открывшейся, кстати, в день гражданской авиации, стал опытный образец самого нового пассажирского самолета ЛМС–901 «Байкал». Примечательно, что в этом году летательные аппараты впервые демонстрировались на NAIS — выставке, которая исторически посвящена инфраструктуре гражданской авиации. Казалось бы, зачем? Ведь для показа новинок самолетостроения есть авиасалон MAKS. Ответ заключается в том, что решать задачи повышения транспортной доступности и развития производства в РФ современных летательных аппаратов чиновники разных ведомств должны совместно.

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022

Одно из главных событий в мире авиации в России, конечно, не оставили без внимания производители автомобильной и специальной техники. Впервые в NAIS принял участие Брянский автомобильный завод, и, надо сказать, очень удачно. Его аэродромный пожарно-спасательный автомобиль АА12,5–70/100 (СПСА) вызвал большой интерес у посетителей выставки.

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Аэродромный пожарно-спасательный автомобиль АА12,5–70/100 имеет футуристическую внешность.
Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
В кабине размещается боевой расчет из четырех человек.
Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
По своим характеристикам и оснащению СПСА отвечает требованиям международной организации гражданской авиации IСAO.
Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022

Машина предназначена для быстрого прибытия на место происшествия, обеспечения маршрутов эвакуации, тушения пожаров, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на воздушных судах и наземных объектах аэропорта. В соответствии с этим модель АА12,5–70/100 оснащена цистерной для воды объемом 11 000 л, баком для пенообразования на 1500 л, системой углекислого пожаротушения на 80 л. Во время тушения пожара лафетный ствол, установленный на крыше кабины СПСА, способен подавать водяную струю на расстояние до 70 м, при необходимости можно подключить бамперную установку, подающую водяную струю на 50 м. При этом лафетный ствол и бамперная установка управляются дистанционно. Помимо этого, АА12,5–70/100 может за один проход покрыть взлетно-посадочную полосу пенной подушкой шириной от 8 м.

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Более 100 участников NAIS 2022 представили десятки новейших технологий и оборудования для аэропортов, авиакомпаний и пассажиров будущего.

Необычна и компоновка автомобиля. За кабиной, в которой размещается боевой расчет из четырех человек, расположен модуль пожаротушения, за ним моторный отсек с 700‑сильным дизельным двигателем, который агрегатирован с гидромеханической трансмиссией. Максимальная скорость автомобиля составляет 115 км/ч, время разгона до 80 км/ч — 35 секунд. От маршевого двигателя работает насосная установка, в том числе и в движении на разных скоростях. Широкопрофильные шины позволяют двигаться как по неподготовленной местности, так и по территории аэродрома. По характеристикам и оснащению СПСА отвечает требованиям международной организации гражданской авиации IСAO. Да и сам автомобиль имеет необычный, футуристический внешний вид, словно пришелец из будущего.

Добавим, что Брянский автомобильный завод, входящий в концерн «Алмаз-Антей», выпускает специальные колесные тягачи и шасси высокой проходимости грузоподъемностью от 14 до 40 тонн. За свою 60‑летнюю историю БАЗ создал более 100 и изготовил более 25 000 образцов автомобильной техники.

Не менее интересен безводильный аэродромный тягач Goldhofer Phoenix AST-2E с электроприводом. Эта машина способна буксировать воздушные суда массой до 352 тонн со скоростью 32 км/ч. Суть безводильного тягача заключается в том, что специальное устройство, расположенное за кабиной, захватывает и приподнимает переднюю стойку воздушного судна и таким образом буксирует его. Управляет захватным устройством оператор из кабины, не выходя из тягача, в связи с чем его рабочее место поворачивается на 180°. Преимущества очевидны: отпадает необходимость в буксировочном устройстве, с помощью которого воздушное судно прицепляют к тягачу. В результате время буксировки сведено к минимуму, отпадает необходимость в балласте (воздушное судно своей массой прижимает тягач к перрону), а благодаря электрической силовой установке отсутствуют вредные выбросы.

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Электрический безводильный тягач Goldhofer Phoenix AST-2E, способный буксировать воздушные суда массой до 352 тонн.
Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Панель приборов, конечно, цифровая.
Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Рабочее место оператора тягача.

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Для того чтобы полет на воздушном судне прошел без приключений и неприятных неожиданностей, необходимо, чтобы оно было исправно, заправлено всеми нужными жидкостями, подготовлено к полету, прошло противообледенительную обработку. Обледенение фюзеляжа, поверхностей крыльев, элеронов, рулей высоты и направления приводит к тому, что значительно падают подъемная сила и эффективность рулей, иначе говоря, самолет становится неуправляемым и теряет высоту. Обледенение датчиков приводит к отказу приборов. А если двигатели расположены в хвостовой части воздушного судна, попадание снега или льда в их входные устройства приводит к нарушению их работы или самовыключению, что чревато неприятными последствиями.

Электрогорский металлический завод ЭЛЕМЕТ представил на выставке де-айсер «ПМ-Гейзер-ЭЛЕМЕТ» на шасси Volvo FM. В состав новинки входят подъемное устройство с кабиной для оператора, баки для противообледенительной жидкости, система насосной подачи и подогрева специального раствора для нанесения его на все необходимые поверхности воздушного судна. Обработка воздушного судна машиной «ПМ-Гейзер-ЭЛЕМЕТ» осуществляется без аутригеров, поэтому не надо тратить время на ее установку, а рабочая высота форсунки облива составляет 15,5 м, что означает, что такая машина может применяться для обслуживания всех типов воздушных судов. В настоящее время уже более 30 таких де-айсеров эксплуатируются в аэропортах стран СНГ.

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Машина «ПМ-Гейзер-ЭЛЕМЕТ» на шасси Volvo FM — это премиальное исполнение, бюджетная версия строится на шасси КАМАЗ.

Большую опасность для самолетов представляют птицы. Столкновение воздушного судна с пернатыми может привести к повреждению фюзеляжа, стекол, нарушению герметичности, скрытым повреждениям и даже остановке двигателя.

Компания РОТЕК-ЭЛПОМ продемонстрировала мобильную систему защиты от птиц Raven Black на шасси Mercedes-Benz Sprinter.

Суть системы для обеспечения орнитологической безопасности полетов воздушных судов состоит в том, что специальное акустическое устройство издает разночастотные звуки, воздействующие на нервную систему птиц. Время развертывания системы Raven Black — 5 минут, а радиус действия — 300 м. Автомобиль, оснащенный этой системой, можно быстро подогнать в любую точку аэродрома и обеспечить авиалайнеру безопасный взлет или посадку.

РАБОТА НА ПОДЪЕМ

Может случиться так, что необходимость воспользоваться услугами авиаперевозчика возникнет у маломобильных людей. Тут им на помощь придет самоходный амбулаторный лифт АмС-ГИРД, созданный группой предприятий ГИРД из Миасса.

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Амбулифт АмС-ГИРД-5,8 не имеет аналогов российского производства.
Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022
Рабочее место оператора амбулифта напоминает электрощитовую.

В производственную программу этого производителя уже входят амбулифты на шасси автомобилей Hino, Isuzu, Hyundai. Новое изделие построено на самоходном шасси собственной разработки. Машина приводится в движение дизелем Deutz BF04L2011 мощностью 78 л. с. Подъемный кузов-фургон предлагается в двух вариантах комплектации: на пять колясок и четыре места для сидения либо на три коляски и три места для сопровождающих. Ножничный подъемный механизм с двумя телескопическими гидроцилиндрами обеспечивает подъем платформы на высоту до 5,8 м. Таким образом, амбулифт может обслуживать все типы воздушных судов. Рабочее место водителя-оператора расположено в самом кузове-фургоне, что обеспечивает безопасную стыковку с воздушным судном. Отметим, что подобный вид аэродромной техники в нашей стране никто, кроме группы ГИРД, не выпускает, есть аналоги только в Европе и США.

Новейший российский самолёт «Байкал» и аэродромная техника: что показали на выставке NAIS 2022

«Идеальный полет начинается на земле» — таков был главный девиз нынешней выставки. Судя по экспонатам, можно говорить о росте доли отечественной продукции в гражданской авиации. Значит, отрасль движется правильным курсом.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное